Борис Колесников: «Футбольный клуб - единственное, что перешло Ахметову от Брагина»

Борис Колесников: «Футбольный клуб - единственное, что перешло Ахметову от Брагина»

Продолжение. Предыдущие части интервью:

«Борис Колесников начинает на «Обозе» с чистого листа»

«В сейфе у Луценко лежат… оторванные ноги»

Неправда, что Ринат был шулером и наперсточником

Давайте углубимся в прошлое. Все-таки: с чего вы с Ахметовым начинали?

Послушайте, в начале 90-х никакого бизнеса не было, тем более, в конце 80-х. Закон «О кооперации» в СССР приняли только в 1988-м.

Единственное, что имело место в тот «переходной» период, - торгово-производственные отношения, не более. Но разве это «бизнес»?

А с господином Брагиным?

С Брагиным мы действительно вместе работали на протяжении довольно длительного времени, пересекались на некоторых предприятиях.

А с Ахметовым? Изначально - в Куйбышевском ОРСе, верно?

Ринат Леонидович ни одного дня там не работал.

Почему после гибели Брагина все его огромное наследие отошло именно Ахметову? В Донецке тогда были и более влиятельные личности. Тот же Щербань, например.

Что значит «огромное наследие»? Разве Брагину принадлежали какие-то, допустим, горно-металлургические комплексы, заводы? О каком «наследии» вы говорите? Давайте конкретно по каждому предприятию говорить. А то получается так же, как с Сергеем Романом: «Киев-Конти» на момент его смерти еще не существовало, а он ее якобы возглавлял. Это то же самое.

Но именно с тех пор Ахметова считают неформальным лидером «донецких».

Ахметов себя сделал сам, и утверждать, будто бы он чем-то обязан чужой гибели, – минимум некорректно. Как писал Марк Твен: «слухи о моей смерти были сильно преувеличены».

Какие функции выполнял Ахметов в команде Брагина?

Не знаю.

Правда ли, что первые свои деньги Ринат Леонидович заработал в качестве карточного шулера и наперсточника в Москве и Сочи?

Это неправда. Да и к тому же на все эти вопросы Ахметов ответил на пресс-конференции. Он обо всем уже рассказал.

На самом деле Ринат Леонидович мастерски уходит от неприятных вопросов, а вы с ним по жизни идете уже достаточно долго и могли бы пролить свет на некоторые «белые пятна».

Пожалуй, единственное, что перешло Ахметову от Брагина, так это футбольный клуб. Да и то, Ринат Леонидович возглавил его только через год после гибели Брагина. И сколько он в него за это время инвестировал! В 1995-м клуб на все про все тратил меньше, чем сейчас на одну форму тратит!

Говорят, Ахметов страстно полюбил футбол только со временем, а изначально особого энтузиазма по поводу «Шахтера» не испытывал.

Не думаю. Он человек последовательный и раз принял клуб, значит, был к нему неравнодушен.

Каким он был в детстве, юности, помните?

Веселым, добродушным…

… шалил, как все мальчишки, стекла мячом разбивал…

Ну, мячом же, а не рогаткой, да и то непреднамеренно. Вот, если бы рогаткой, Москаль ему в 2005-м обязательно бы «злостное хулиганство» приписал (смеется, - авт.).

Политику часто сравнивают с бизнесом, а в чем, по-вашему, сходятся политика и футбол?

В политике нет судьи, который может назначить пенальти.

А президент?

Ну, сам он назначить не может, только способствовать его назначению.

Правда, что Ахметов в юности подавал надежды как боксер? Он, кажется, даже стал мастером спорта.

Ой, ну, это давно было, я не помню. …

А, вообще, действительно интересно, сейчас обратно полетим, обязательно спрошу.

«Не думаю, что Меморандум так уж сильно повлиял на планы Ахметова»

У Виктора Януковича тоже было немало «белых пятен», которые, он добровольно осветил в автобиографии, представленной в Верховную Раду. Вы с Ринатом Леонидовичем, могли бы сделать то же самое. Тогда, по крайней мере, вам бы больше не задавали «неудобных» вопросов, не пришлось бы так нервничать…

А что рассказывать? Я уже обо всем рассказал. Ринат Леонидович правильно говорит: правоохранительные органы в 2005-м году провели ему такой «аудит», что не дай Бог кому-либо! Результат - нулевой! Иначе и быть не могло.

Пока я четыре месяца в СИЗО сидел, по Донецкому облсовету целая банда милиционеров бегала, «компромат» собирала. Результат нулевой! Нулевой! Так о чем еще говорить, в каких «грехах» признаваться? Или может, Бориса Пенчука опровергать?

Я его, если хотите знать, впервые в тюрьме на очной ставке увидел. Лично мне он ни одной акции не продавал. У Пенчуков на счетах нашли полмиллиона долларов через полтора месяца после того, как я об этом сообщил прокуратуре. Так хорошо, что они, «умные» ребята, положили деньги в тот же банк, где получали, иначе нам пришлось бы гораздо сложнее.

На сегодня проведены уже все необходимые следственные эксперименты, есть все основания сажать в тюрьму этих жуликов. Я не могу обнародовать некоторые факты по двум причинам: первая – это является тайной следствия и вторая – не хочу, чтобы потом всех этих луценко-корничей-москалей как их коллегу Пукача по всеми миру искали.

Вы, кстати, из-за «Донецкой мафии» с Пенчуком судиться будете?

Чтобы тираж поднять? Да им вместе с генералами-подельничками одиннадцать лет светит за вымогательство, а я еще книжкой какой-то стану «добивать»?

На каком этапе находится сейчас ваше дело?

На этапе расследования. Уже год и два месяца.

С вашим избранием в ВР процесс наверняка ускориться.

А я не хочу, чтобы он ускорялся из-за Верховной Рады. Надо чтобы объективно разобрались, отправили за решетку «потерпевших» и их соучастников в генеральских погонах.

Недавно в Лукъяновском СИЗО родилась инициатива превратить вашу камеру и камеру Юлии Тимошенко в музей. Как вы к этому относитесь?

Раз уж мы так стремимся в Европу, пусть лучше руководство СИЗО сделает более достойными условия содержания других заключенных.

Покидая СИЗО, Юлия Владимировна прихватила на память ложку и кружку. Может, вы тоже взяли какой-то сувенир?

Меня освободили в здании суда. Если бы я заранее знал, что в камеру больше не вернусь, определенно бы что-то прихватил.

Зато вы оставили в прокуратуре свои часы. Говорят, экспертиза оценили их в шесть тысяч гривен, а вы отказались подписывать итоговый протокол, мотивируя тем, что стоят они, на самом деле, сорок тысяч.

Не совсем так. У меня действительно забрали часы, составили протокол изъятия.

Позже пришел следователь Шевцив из МВД, попросил подписать вывод экспертизы, зафиксировавшей их стоимость в 6 тысяч 900 гривен. Я подписывать отказывался, так как указанная стоимость была занижена в несколько раз. Менее чем через неделю появился следователь уже из ГПУ с выводами той же экспертизы, оценившей их в 144 тысячи гривен. Мы, естественно, написали господину Луценко жалобу, требуя привлечь МВДшного следователя за мошенничество. Ответа не получили до сих пор.

После освобождения вы более полугода не появлялись на публике и это, поясняли, в том числе, достижением негласных договоренностей ПР с властью: вас отпускают, но оппозиция не превращает вас в передовое знамя.

Никогда не было таких договоренностей. Мой больничный открыт 10 августа, закрыт 9 января, так что причины «затишья» объективные. Между прочим, 5 августа я выступал на пресс-конференции, все подробно рассказывал.

В некоторой мере я даже благодарен журналистам, а также – «креативным продюсерам», работавшим с луценками-москаялми-пенчуками, за то, что они сделали из меня столь известную личность.

Да уж, вашей политической карьере это наверняка поспособствует.

Помогли, дай Бог. Если кто хочет, чтоб ему так же «помогли» - пусть обращается к Луценко! (смеется – авт.).

Если серьезно, то это, к сожалению, произошедшее со мной, может стать теперь определенным бизнесом. Ведь что для этого нужно? Найти подельников типа луценко-москаля; предприятие, проданное лет пять-семь назад - и все готово. Можно заявлять: у меня незаконно отобрали собственность. Ведь за то время предприятие выросло в цене! Отыскать «свидетелей» вообще ничего не стоит.

После подписания Меморандума между властью и оппозицией в сентябре прошлого года вы наверняка почувствовали себя более уверенно.

Я всегда себя уверенно чувствовал, даже в Лукьяновском СИЗО, потому что шансов у них было ноль! Полный ноль!

Ну, Ринату Леонидовичу-то точно стало поспокойнее. Не зря ведь он через сутки после его визирования смог вернуться в страну.

Это неуместная аналогия. Не думаю, что Меморандум как-либо повлиял на его планы.

«Самая организованная преступность – верхушка МВД»

Как вы пережили революцию, Майдан?

А была ли она, эта революция? Оправдались ли ожидания? За исключением расширения прав и свобод прессы, особо позитивных изменений, понятных простым людям, не произошло. Об этом, кстати, результаты выборов свидетельствуют.

И в парламенте, и в Кабмине, как мне кажется, не достает конструктивизма. Все почему-то бояться принимать смелые решения, которые действительно могут обеспечить экономический рост.

На всеукраинском уровне у «донецких» сложился не самый лучший имидж. Очевидно, почти двум сотням ваших «штыков» в Раде придется немало усилий затратить на его оптимизацию…

Что значит «сложился»? Кто сложил? Это целая программа по нашей компрометации!

На юго-востоке, не только в Донецкой, но и в Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Харьковской областях, сосредоточена техническая элита нации.

Украину раскалывают хуторяне (не по месту жительства, а по мировоззрению), которые им просто завидуют! Что же это получается: мы, донецкие бандиты, днем занимаемся бандитизмом, а в «свободное от работы время» вырабатываем 25% ВВП всей страны?!

Ахметов уже определился с желанием возглавить в ВР комитет по борьбе с оргпреступностью. А чем бы вы хотели заниматься в парламенте?

Самая организованная преступность – верхушка МВД, с ними действительно нужно бороться. Но строить Украину в новом качестве куда интереснее, чем гоняться за генералами-оборотнями. Думаю, на этом мы и сосредоточимся. Лично меня привлекают аспекты региональной политики.

Были ли у вас на этапе принятия решения о членстве в избирательном списке ПР аргументы «против» вхождения в большую политику?

Работать на уровне региона, как мне кажется, интереснее. Там гораздо больше возможностей реализовать что-либо в практическом плане. Но, без должного законодательного подкрепления, ты становишься заложником ситуации, утрачивая возможность реально на нее влиять. Когда, например, центральная власть взваливает на тебя кучу обязанностей, а правами наделить «забывает».

Вы, наверное, заметили, что на Западе между крупными региональными центрами редко бывает столь огромная разница, как, допустим, между Донецком и Житомиром. Есть ли такая разница - по уровню жизни, средней зарплате, социальному обеспечению - между Лондоном и Манчестером?

Но вы готовы к переходу с регионально уровня на всеукраинский?

(на минуту задумавшись – авт.) Думаю, да. Тем более, у меня есть определенный производственный опыт, который, надеюсь, поможет.

Как вы к этому готовитесь? Занимаетесь ли, допустим с имиджмейкерами по примеру Рината Леонидовича?

У Ахметова есть опыт публичной деятельности в спортивной сфере. У него была масса пресс-конференций, выступлений, интервью, так что он готов к выходу на более высокий уровень. Советоваться в отдельных вопросах с профильными консультантами, учитывать мировой опыт, я считаю, нормально - все мы это делаем.

Ахметов всегда такой скромный?

Скромный (несколько удивленно, - авт.)? Не знаю, вам виднее, но мне его нескромные поступки неизвестны.

Вам не кажется, что его несколько «перетренировали». У Ахметова что не спроси – он все улыбается и говорит: «Друзья! Я так рад!»

У Ахметова колоссальный интеллект, его невозможно, как вы говорите, «перетренировать». У него всегда есть собственная точка зрения.

Есть ли у вас друзья в оранжевом лагере?

До известных событий думал, что есть. Но фамилии называть не стану.

Почему вы учите сына в Москве?

Он там учиться с сентября прошлого года, Меня положили в Национальный центр кардиологии, где я довольно долго лечился. Семья: жена с годовалой дочкой и с сыном, которому на тот момент исполнилось тринадцать, поехала со мной. Естественно, старшего пришлось определить в Москве на учебу. Захочет ли он и дальше там ее продолжать, мы решим вместе.

Где вы будете жить в Киеве, у вас уже есть квартира или рассчитываете на депутатские апартаменты?

Нет, квартиры пока нет, но от «депутатской» я откажусь. Точно так же как и от зарплаты, - будем перечислять ее в детский приют.

Более того, фракция ПР инициирует закон, согласно которому все дополнительные непрофильные активы Верховной Рады и Кабинета министров: пансионаты, санатории и прочее, должны быть проданы с аукциона, а деньги направлены на развитие регионов, в которых они находятся. Пока нардепы получали сотни гривен, дополнительные льготы, возможно, как-то себя оправдывали, хотя это спорный вопрос, но теперь, когда их ставки увеличены в десятки раз, ничего подобного быть не должно.

Соня КОШКИНА