Стальной Махараджа
Самому известному индийскому предпринимателю, главе транснациональной сталелитейной империи «Mittal Steel» Лакшми Митталу 56 лет. Лет 10 назад о нем знали лишь индийцы и металлурги. Сегодня он – владелец состояния в 30 млрд. дол. и одного из самых дорогих особняков в Лондоне. Занимает первую строчку в списке самых богатых людей Великобритании, третью в списке всех землян и стремительно расширяет свою империю.
Лакшми Миттала называют Генри Фордом XXI века и Дейлом Карнеги из Калькутты, но можно было бы назвать его и индийским Абрамовичем: Миттал живет в Лондоне, любит футбол и обожает сорить деньгами на радость бульварной прессе. Своим состоянием он обязан феноменальному деловому чутью и таланту превращать самое загнивающее предприятие в фабрику по производству денег. Основная идея «творчества» индийского бизнесмена состоит в том, что он по дешевке скупает убыточные заводы и превращает их в прибыльные.
Лакшми Миттал – самобытный магнат, который «делает себя» каждый день, не брезгуя ходить по трупам рабочих. Очень умный человек, который сам изобрел секрет своего успеха (это относится не только к менеджменту, но и к технической стороне дела), как минимум, придумав использовать особый вид железа. Аналогов магнату нет нигде. Но ему льстит, когда говорят, что он похож на Билла Гейтса.
Наследник из Калькутты
Лакшми Миттал родился 15 июня 1950 года в Калькутте в семье бизнесмена Мохана Лаля Миттала, владевшего крупной сталелитейной компанией «Nippon Denro Ispat». Отец надеялся, что его сын преуспеет в жизни, поэтому мальчик получил имя в честь индийской богини удачи и процветания Лакшми. Поработав после окончания университета некоторое время в компании отца, Лакшми Миттал отправился делать бизнес в Индонезию. Металлургия этой страны в то время была убыточной, и властям пришлось привлечь в отрасль частный капитал. В первый год работы в Индонезии Лакшми Миттал купил небольшой сталелитейный комбинат и организовал там производство стали для нужд строительства. С этого началась история металлургической империи «Ispat».
После нескольких лет обхаживания местных властей Лакшми получил разрешение на строительство плавильного комбината. Сегодня комбинат производит 700 тыс. тонн биллета в год и является крупнейшим частным металлоплавильным предприятием Индонезии. Чтобы стабилизировать поставки сырья на этот комбинат, Миттал в 1982 году заключил контракт с компанией «Iron & Steel Co of Trinidad & Tobago (Iscott)». Через некоторое время у «Iscott» возникли серьезные проблемы, и правительство Тринидада выставило ее на продажу. Миттал рискнул купить умирающее производство. «Iscott» исчезла с лица Земли, а на ее месте появилась новая «Ispat Caribbean». Эта покупка стала первым шагом Миттала к мировой экспансии.
«Десантники»
Вскоре после этого Лакшми Миттал скупил несколько заводов в Германии и Канаде и к началу 1990-х годов зарабатывал почти 1 млрд. дол. в год.
В 1991 году индийский бизнесмен за 220 млн. дол. приобрел сталелитейный завод «Sibalsa» в Мехико и создал на его базе компанию «Ispat Mexicana». Мексиканское правительство в начале 1980-х вложило в строительство завода более 2 млрд. дол., но к моменту продажи предприятие находилось на грани банкротства. Новый завод Миттала способен производить более 2 млн. тонн стали ежегодно. Эта покупка обострила отношения Миттала с его индийскими родственниками, но Лакшми предложил компромиссный вариант: с 1992 года он контролирует зарубежные металлургические предприятия, а семья Миттал занимается бизнесом исключительно на территории Индии. Следующие четыре года именно «Ispat Mexicana» является главным источником денег для дальнейших покупок Миттала.
Все эти покупки походили друг на друга. Сразу же после смены собственника на заводе появлялась группа «экстренного руководства». Это десять человек, которые работают с Лакшми Митталом уже много лет. «Спасатели» обзванивали клиентов и кредиторов предприятия и выясняли, кому и сколько должно прежнее руководство. После этого завод получал крупное денежное вливание. Бывало, что Миттал единовременно вкладывал в новую покупку до 100 млн. дол. Эти деньги тут же пускались на «развязывание узлов» – выплату важных долгов, заработную плату и первоочередную модернизацию производства.
Когда ситуация на заводе стабилизировалась, на сцене появлялся сам Миттал. Он лично встречался со всеми руководителями купленной компании и выяснял, кто пользуется среди рабочих наибольшим авторитетом. Этот человек становился новым директором предприятия. В среднем через 8 месяцев после покупки компании Миттала начинали приносить прибыль.
Своих менеджеров Миттал лично набирал в Индии, переманивая лучших сотрудников из частных и государственных компаний, причем на работу брали не только людей молодых и решительных, но и тех специалистов, которые уже собирались уйти на пенсию.
Рост империи
В 1995 году Лакшми Миттал заключает свою самую неожиданную сделку. За 500 млн. дол. он покупает у правительства Казахстана Карагандинский металлургический комбинат в Темиртау. Этот гигант советской тяжелой промышленности, раскинувшийся на площади 5 тыс. га, был оборудован техникой 1960-х годов. К моменту продажи на заводе отсутствовали горячая вода и отопление, продукцию завод отдавал за бартер, а рабочие не видели живых денег месяцами. Миттала не смутили эти обстоятельства. Он вложил в переоборудование завода 500 млн. дол. и сменил руководство. За несколько месяцев индийские менеджеры решили проблемы предприятия и приступили к его модернизации. Сегодня «Ispat Karmet» (такое название получил комбинат) производит более 6,6 млн. тонн стали в год (втрое больше заложенной мощности) и уже несколько лет является прибыльным.
За Казахстаном последовала Ирландия. Миттал покупает единственную сталелитейную компанию Ирландии, и на свет появляется «Irish Ispat».
После этого в империи Миттала начались структурные изменения. Для начала он перенес штаб-квартиру группы «Ispat» из Индонезии в Лондон. Затем регистрирует пять из семи отделений группы «Ispat» на Нью-Йоркской и Амстердамской биржах под названием «Ispat International». На биржу не попали крупнейшие производители – «Ispat Karmet» и «Ispat Indo» – их Миттал оставил себе.
В середине 1990-х годов стальную промышленность поражает очередной кризис, акции «Ispat International» падают в цене, но Миттала это нисколько не смущает. Он создает компанию «LNM Holdings» и через нее на собственные средства продолжает скупать металлургические фирмы по всему миру.
Список активов Миттала пополнили завод «Nova Hut» в Чехии, «Polski Huty Stali» в Польше, «Petrotub» в Румынии, «BH Steel» в Боснии, «Balkan Steel» в Македонии, «Alfasid» в Алжире и «Iscor» в ЮАР. В конце 1990-х Миттал приобрел компании, способные в общей сложности производить более 15 млн. тонн стали ежегодно. При этом, покупая сталелитейные комбинаты, он приобретал также угольные разрезы и горнодобывающие предприятия, чтобы иметь доступ к сырью. Сегодня империя Миттала обеспечивает себя сырьем на 40%.
Понедельник, 10 утра
В 1998 году Миттал осуществляет свою давнюю мечту и выходит на американский рынок. Он покупает «Inland Steel» – шестую по величине металлургическую компанию в США. Однако это приобретение стало самым большим разочарованием для Миттала – его схема по оживлению фирмы в США просто не сработала. Все предложения Миттала по реорганизации производства столкнулись с сопротивлением профсоюзов, и ему пришлось отступить. «Ispat Inland» как работала, так и продолжает работать на грани банкротства.
В декабре 2003 года Миттал объявил о слиянии «LNM Holdings» и «Ispat International». Одновременно он сообщил, что новая компания – «Mittal Steel Corporation» – приобретет за 4,5 млрд. дол. американскую «International Steel Group» (ISG), образованную из шести обанкротившихся американских сталелитейных компаний. Это и было осуществлено в декабре 2004 года. 12 апреля сделка будет представлена для окончательного одобрения акционерами компаний. После завершения слияния «Mittal Steel», по прогнозам журнала «Forbes», увеличит производство с 45 млн. тонн до 70 млн. тонн в год и станет крупнейшим производителем стали в США. Объем продаж группы Миттала составляет 32 млрд. дол. в год.
Владения Лакшми Миттала находятся в 14 странах на 4 континентах, причем империя состоит не из разрозненных комбинатов в разных частях земного шара – Миттал сумел объединить активы в очень эффективную сеть. Если на одном из заводов не хватает сырья, оно перебрасывается с другого конца света. Сделать это не так сложно, если учесть, что Миттал владеет собственным флотом океанских кораблей. За счет развитой системы взаимодействия каждый завод сокращает производственные затраты, как минимум, на 10%.
Каждый понедельник в 10 часов утра Лакшми Миттал проводит видеоконференцию с топ-менеджерами «Mittal Steel» в разных странах мира. Подчиненные говорят, что у их босса память, как у слона, и что он запоминает каждое произнесенное слово и каждую услышанную цифру.
Самые ответственные минуты у менеджеров и бухгалтеров принадлежащих Митталу компаний наступают ближе к закату солнца, когда надо подсчитать все расходы за истекший день. Того требует партха - столетний индийский метод деловой бухгалтерии. 56-летний Лакшми Миттал верен партхе, так же, как и йоге, которой ежедневно уделяет полтора часа, перед тем как проплыть стометровку в закрытом бассейне. Менеджеры за глаза называют патрона «занудой» и «сумасшедшим», но с работы уходить не хотят. Сегодня империя Миттала - мировой лидер в производстве стали. На ее заводах трудится 160 тысяч человек. И почти каждый из них знает, что патрон неспроста любит скрупулезный подсчет. В глухой деревушке в засушливом западноиндийском штате Раджастан, где тот родился, не было даже электричества, и родители каждый раз давали малышу Лакшми на ночь ответственное задание - пересчитать свечи.
Бизнес, построенный на взятках?
«Я – индус, и мне это очень помогает в бизнесе. Когда ты растешь в стране, где говорят на 300 языках, то становишься мастером компромисса», – рассказывает о себе Миттал. Что именно он понимает под компромиссом – неясно. О ранних контрактах Миттала известно не очень много, но его противники намекают, что свои заводы в Индонезии он приобрел благодаря взяткам.
Затем в беду попал премьер-министр Тринидада и Тобаго Басдео Пандай. Местная прокуратура обнаружила у чиновника незадекларированные счета за границей и недвижимость в Лондоне. Пандай был главным партнером Миттала в Тринидаде, и именно благодаря его содействию Лакшми смог по дешевке приобрести компанию «Iscott».
В 2001 году Лакшми Миттал оказался в центре публичного скандала. Хлопнув дверью, от Миттала к конкурентам ушел его первый помощник – Джоханес Ситар. В телепрограмме BBC Money Ситар заявил, что Миттал дал взятку в 100 млн. дол. за право купить Карагандинский металлургический комбинат. Миттал обвинения проигнорировал. Правда, журналисты раскопали несколько интересных деталей казахстанской сделки. О покупке комбината Миттал договаривался с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым (завод этот хорошо знаком казахстанскому президенту – в 1960 году Назарбаев пришел на него рабочим, в 1973-м стал парторгом предприятия) через бизнесмена Патоха Шодиева. В мае 2001-го бизнесмен Шодиев попал под суд, правда, не в Казахстане, а в Бельгии, где его обвинили в отмывании денег. Миттал слухи о коррупции не комментировал, и о казахстанском скандале вскоре забыли.
Однако в 2002 году Лакшми Миттал вновь оказался на первых полосах британских газет в связи с обвинениями в коррупции. На этот раз имя индийского предпринимателя связали с премьер-министром Великобритании Тони Блэром.
В 2002-м Миттал решил купить румынскую сталелитейную компанию «Sidex». Этот комбинат оказался на грани банкротства и был национализирован. Румынское правительство объявило аукцион, в котором принимала участие и компания Миттала LNM. Чтобы слегка увеличить шансы на победу, Миттал обратился за помощью к Тони Блэру. По доброте душевной Блэр откликнулся и написал румынскому премьер-министру Адриану Настасе письмо, в котором настоятельно рекомендовал продать «Sidex» «британскому бизнесмену Митталу». В результате Миттал аукцион выиграл. На этом история могла бы и закончиться, если бы журналисты издания «Sunday Times» не опубликовали статью о том, что незадолго до этого письма Миттал пожертвовал партии Тони Блэра 250 тыс. дол. Разразившийся скандал пресса окрестила Митталгейтом. Блэра обвинили в коррупции, пренебрежении интересами британских рабочих и сговоре с крупным бизнесом. Премьер оправдывался, будто ничего не знал о пожертвовании, а Митталу решил помочь из чувства солидарности. Также в прессе всплыл тот факт, что Миттал задолжал британским налоговикам почти 1 млн. дол. Поразительно, но и этот скандал потух сам собой. Британские читатели не проявили особого интереса к персоне Лакшми Миттала, Тони Блэр своей вины не признал, и журналистам пришлось забыть о Митталгейте.
Простой мальчишка из Калькутты
«Мне нравится считать себя индийским Биллом Гейтсом, – говорит Миттал, но тут же добавляет: в душе я все равно остался простым мальчишкой из Калькутты».
Митталу принадлежит один из самых дорогих домов в мире – его лондонская резиденция стоит примерно 140 млн. дол. Даже бассейн в доме отделан драгоценными камнями. Миттал обожает футбол, правда, пока он не решился последовать примеру Романа Абрамовича и купить собственную команду. Магнат сердится на журналистов, которые регулярно распускают слухи о предстоящей грандиозной покупке. «Если я сходил на футбол, это совершенно не означает, что я собираюсь купить команду или стадион», – говорит Миттал.
Стальной король утверждает, что самая большие его драгоценности – это дочь Ваниша и сын Адитья. На своих детей Миттал возлагает большие надежды – им предстоит продолжить дело отца и расширить империю. Адитья Миттал свои способности уже показал. Именно его газеты называют главным архитектором сделки по слиянию «Mittal Steel» и ICG. Дочь Миттала – Ваниша – пока известна журналистам лишь своей роскошной свадьбой, которую многие называют свадьбой века.
Помолвка Ваниши Миттал и банкира Амита Бхатия состоялась в Версале, а бракосочетание – в роскошном дворце Vaux le Vicomte. Свадьба, на которой выступали звезды индийского кино и модная австралийская певица Кайли Миноуг, длилась 5 дней и окончилась грандиозным салютом в парке у Эйфелевой башни. По окончании торжеств британские газеты пестрели ехидными заголовками, вроде: «Папа, купи мне Эйфелеву башню». Празднество обошлось Митталу в 66 млн. дол.
Строительство империи Лакшми Миттала сопровождалось крупными коррупционными скандалами, участниками которых становились президенты и премьер-министры. Миттал не скрывает, что успешными сделками он обязан умению договариваться.
Сын Лакшми Миттала Адитья свои способности уже показал. Именно его газеты называют главным архитектором сделки по слиянию Mittal Steel и ICG.
Анонсы журнала «Час.ua» от 26.05.2006 г.
- «Красиво жить… разрешено».
Льготная жизнь чиновников, реальный уровень их замашек? Реальные факты и примеры могут шокировать любого.
Что и почему скрывает бухгалтерия Кабинета Министров под грифом «не для печати»?
Какова зарплата и пенсия чиновников различных рангов; как на в самом деле решается квартирный вопрос и сколько стоят автопарки правительства, президентской рати и госорганов – узнаете в подробностях, прочитав статью.
- Николай Томенко : «Конча Заспа – это уникальный рудимент совка…»
В интервью журналу, Николай Томенко рассказывает о том, для чего на самом деле была создана ДУСя и о том, что такое чиновничий отдых.
- « О, счастливчик!» - политический гороскоп Леонида Черновецкого.
Для астрологов победа Л. Черновецкого на выборах мэра оказалось еще более невероятной, чем для большинства политиков, политологов и социологов.
До декабря, астрологи не рекомендуют Черновецкому пить шампанское.
- « Бои местного значения».
Похоже, что окружение мэра Черновецкого активно осваевается с в киевской политике
И очень бістро учится отступать от принципов, там где это необходимо.Вопрос в том, сможет ли команда мэра освоить и искусство убедительно доказати правоту своїх действий и общественности?
Статья о выборах в райсоветы.
- ТОП 10 самых читаемых украинцами новостей и рейтингових сайтов по результатам статистики, отслеженной поисковой сиситемой RedTram (красный трамвайчик).
-SOS!!! Украина превращается в сырьевой придаток!
Эксперты озабочены возможными последствиями, которые ожидают Украину в случае вступления в ВТО.
Анализ конфликта между фондом государственного имущества Украины и одной из крупнейших металлургических корпораций мира «Meetal Steel» является одним из доказательств обоснованности этих опасений.
Подробно – в статье «Распродажа родины со скидкой»
- Чтобы стать магнатом, нужно всего лишь уметь ходить … по трупам рабочих?
О самобытном магнате, сколотившем состояние в 30 млрд. долларов и занимающем третье место в списках самых богатых людей мира, а совсем недавно, вляпавшимся в
Сотрудничество с Украиной – читайте в статье «Стальной Махараджа».
Мафия не борется с властью. Она пытается ее подменить (Мишель Коста, комиссар
Палермо по вопросам прозрачности).
«Некогда группа умных украинцев посетила Сицилию. Представители украинской власти, ученые и один журналист неделю обитали на острове по приглашению мэрии Палермо.
Там они знакомились с историей мафии, ее трансформациями, итальянским опытом противодействия мафиозному движению. После этого представление автора статьи о мафии – как ее классического, итальянского образца, так и того, что принято называть украинской мафией – заметно изменилось…»
Олег Ельцов «Свидание с мафией» - читайте в журнале.
- Святослав Пискун: «Необходимо создать общественную организацию «Антимафия в Украине».
Над тем, что такое мафия по-украински и как с ней бороться на страницах журнала рассуждают Святослав Пискун, Владимир Арьев, Ян Иабачник, Лев Миримский.
- Спецпрект журнала «Час.ua»
Попасть в мир неизведанного – реально!!!
Каждый человек может стать тем, кем он хочет стать. Правда зачастую, не знает как.
Для того, чтобы помочь читателям узнать, что для этого необходимо, журнал начинает серию публикаций, посвященных обучению глобальному изменению своей жизни.
Для этого редакция журнала обратилась к сталкеру (проводнику в неизведанную реальность), который и будет помогать читателям журнала решиться и пройти сложный путь к совершенству.
- Владимир Сивкович: «Когда бежишь за кабаном, о политике уже не думаешь»
Заядлый охотник с 35 летним стажем, Владимир Сивкрвич раскрывает секреты охоты,
а также рассказывает о проблемах охотничьей культуры Украины.