Детская болезнь коалиции
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В Украине фактически впервые формируется демократическая коалиция в новоизбранном парламенте. Этот процесс можно сравнить с инфекционной болезнью – им лучше переболеть в детстве, дабы впоследствии не переживать проблемы со здоровьем в зрелом возрасте. Главное – вовремя диагностировать и начать лечение. DailyUA предлагает вашему вниманию перечень наиболее характерных проявлений детской болезни коалиции.
Высыпание компромата. Наиболее опасный симптом, способный поставить практически любой переговорный процесс на грань срыва. Используется большинством участников диалога о формировании коалиции. Самое страшное обвинение – контакты с принципиальными противниками. Порой кажется, что хотя война, то есть выборы, закончились, у некоторых вождей партий и блоков до сих пор чешутся руки пускать под откос поезда. Любопытно, что компромат в данном случае носит не персонифицированный характер, «макают» всю политическую силу оптом. Многие политические эксперты называют компроматные высыпания наиболее эффективным способом отвлечь внимание общественности от истинных намерений тех или иных политиков.
Словесное недержание. Возможно, если бы украинские политики умели держать язык за зубами, коалиция была бы создана. Увы – как только на горизонте появляются контуры коалиции, кто-нибудь из участников переговоров бросает в адрес партнеров ТАКОЕ, что в реальной жизни отбрасывает людей друг от друга на всю жизнь с чувством горечи и обиды. Но наши слуги народа привычные, они отряхиваются и продолжают договариваться.
Головокружение от успехов. Раздувание масштабов собственного влияния на ситуацию в стране свойственно большинству политиков. Впрочем, все должно иметь под собой хотя бы минимальное основание. Особенно трогательно в нашем случае выглядят коммунисты, чье парламентское представительство по сравнению с 2002 годом сократилось почти в 3 раза. Впрочем, этот факт не мешает их лидеру Петру Симоненко говорить о плагиате левых идей остальными участниками выборов. Традиционно наиболее амбициозным парламентарием-2006 называют и Юлию Тимошенко, не скрывающей своего желания покинуть депутатский корпус ради продолжения премьерской карьеры.
Комплекс младшего брата. Ярко проявляется у «нашеукраинцев». Как и в 2002 году, Виктор Ющенко принял активное, пусть на этот раз и менее афишируемое, участие в формировании избирательного списка блока, начертавшего на знаменах его имя как залог будущей победы. Правда, 13-процентный результат не просто несколько охладил рвавшихся к победе «подкованных», и теперь они постоянно оглядываются на сидящего на Банковой «старшего брата». Получается не всегда удачно, и партнеры по возможной коалиции успели неоднократно обвинить «Нашу Украину» в ограниченной самостоятельности и отсутствии консолидированной позиции. Можно только догадываться, какой ералаш получился бы у «Нашей Украины», получи пропрезидентский более высокий результат.
Имитация диалога. До последнего времени этим грешили «регионалы», формально выдвинувшие более 80 условий для формирования коалиции. Их можно понять – партии, набравшей больше всех голосов, надо было бороться с энергичным вытеснением в оппозицию. И лишь недавно, после официального обнародования результатов парламентской кампании, Виктор Янукович предложил остальным победителям поговорить о создании коалиции.
Мания портфелями. Принято считать, что только Юлия Тимошенко стремится к премьерскому портфелю, раз за разом демонстрируя готовность смести все преграды на пути к желанному кожгалантерейному изделию. На деле это не так – своими будущими портфелями бредят, что характерно, и действующие министры. Наиболее ярко это проявляется у тех высокопоставленных чиновников, чье назначение и после политической реформы будет зависеть от президентской воли. Разве только на стенах воинских частей еще не написано, что действующий шеф военного ведомства Анатолий Гриценко совсем не прочь продолжить карьеру в Минобороны. До последней возможности тянуть с выбором между депутатским мандатом и министерским портфелем обещает и Борис Тарасюк – главный дипломат страны.
Цветовая идиосинкразия. Отказывается воспринимать бело-голубые цвета Юлия Тимошенко. Во время избирательной кампании и особенно после ее завершения леди Ю без устали подчеркивает, что ни в какую коалицию с Партией регионов она не пойдет. Видимо, не хочет создавать конкурентную среду для двух политических сил, опирающихся на здоровый популизм. Юлия Владимировна быстро запамятовала, как в эфире телеканала «Интер» сразу после отставки с премьерского поста трогательно складывала голубую и оранжевую ленточки, демонстрируя подобие государственного флага. Видимо, то была минутная слабость, простительная даме.
Бычье сердце. Стилизованное изображение главного человеческого органа украсило знамена Блока Юлии Тимошенко. Алое сердце оказалось универсальным средством очищения для политиков, решивших начать карьеру сначала, фактически выполнив роль политической печени. Не могут не удивлять и гипертрофированные размеры этого органа, ставшего надежной «крышей» для тысяч депутатов на разных уровнях. Правда, есть опасение, что слишком большое сердце будет неэффективно работать.
Рассеянный склероз. Память оказалась ахиллесовой пятой «нашеукраинцев». Сколь энергично они до 26 марта добивались закрепления между «оранжевыми» принципа «кто первый – того премьер», столь интенсивно и отбивались от него после занятия третьего места в общем зачете. Что ж – это только лишний раз подтверждает, что сосуды внутренней коммуникации в «коалиции Майдана» поражены вирусом взаимного недоверия и забиты холестерином амбиций.
Рахит. Свойственен практически всем победителям парламентских выборов. Тонкие косточки будущей коалиции никак не получается нарастить. За разговорами о народном благе политики энергично прячут собственные интересы, поступаться которыми – все равно что резать по живому. Почему-то политики забывают, что гибкость – не показатель слабости, а лишь свидетельство умения договариваться. И если они и впредь будут закостеневать в своем упорстве, то на смену им могут придти другие, способные договариваться быстрее и качественнее.
Евгений Магда, “DailyUA”