Россия тайно предложила КНДР ядерную технологию
России грозит критика после того, как она тайно предложила КНДР технологию, способную помочь стране-изгою защитить свои ядерные арсеналы и уберечь военные секреты от международного расследования.
Российские чиновники расхваливали это оборудование на выставке информационных технологий в Пхеньяне две недели назад и всего за несколько дней до того, как это коммунистическое государство встревожило весь мир, запустив ракеты малой и большой дальности в Японском море.
Заместитель директора Российского федерального агентства информационных технологий Алексей Григорьев, видимо, по неосторожности заявил журналисту, что КНДР планирует закупить оборудование для безопасного хранения и транспортировки ядерных материалов, разработанное российской оборонной компанией, контролируемой государством.
Эта компания "Атлас" привлекла интерес КНДР также благодаря системам безопасности и шифровальной технологии, которые не были показаны на выставке по соображениям безопасности.
В беседе с информационным агентством ИТАР-ТАСС – от которой он немедленно отрекся после публикации – Григорьев заявил, что главной целью выставки 28 июня было "установление контактов с корейской стороной и обсуждение будущего сотрудничества". На прошлой неделе Россия вместе с Китаем выступила против резолюции ООН, предложенной Японией при поддержке США, которая запретила бы связанную с ракетами передачу финансов и технологий по причине ракетных испытаний, проведенных КНДР.
Напряженность вокруг ракетных испытаний растет, и вчера правительство США развернуло эсминец USS Mustin, оснащенный системой Aegis, обнаруживающей и сбивающей ракеты противника, в Йокосуке, базе американского 7-го флота.
В пятницу Джордж Буш призвал к обсуждению ракетных испытаний в Совете Безопасности ООН. Он заявил, что хочет поставить Ким Чен Ира в известность о том, что голос, осуждающий проведенные в среду запуски, "не одинок".
Источники, близкие к предполагаемой продаже оборудования, имеющего и военное, и гражданское назначение, заявили, что есть признаки тайной поддержки, которую Россия оказывает своему союзнику советских времен, тогдашнему оплоту борьбы против китайского влияния на Дальнем Востоке. По сообщениям, армия КНДР интересовалась выставкой из-за того, что в числе экспонатов было много продуктов и технологий двойного назначения.
После салона, который завершился планами новых встреч делегаций России и КНДР, Григорьев заявил, что интерес Пхеньяна к покупке оборудования диктуется необходимостью противостоять "угрозе мирового терроризма". Однако российское посольство в Пхеньяне немедленно назвало сообщение "дезинформацией". Григорьев тоже отрицал, что встречался с автором сообщения.
Разоблачение вероятной сделки противоречит официальному российскому подходу к ядерной программе КНДР. 22 июня посла КНДР в России Пак Ы Чуна вызвали в МИД в Москве и проинформировали, что Россия категорически возражает против любых действий, которые могут негативно отразиться на региональной стабильности и усугубить ядерный кризис на Корейском полуострове.
Выступление России против резолюции ООН вызвало некоторое возмущение в стране. Хотя российский МИД выразил недовольство тем, что Москву не поставили в известность о запусках, он не пошел дальше заявления, что испытания поставили под угрозу движение судов в Тихом океане и нарушили общепринятую мировую практику уведомлений.
Западных экспертов не удивило то, что две страны могли обсуждать военные сделки.
Николас Эберштадт, эксперт по КНДР в American Enterprise Institute, заявил, что политикой России в отношении КНДР давно руководит желание восстановить влияние времен холодной войны.
"Нередко кажется, что Россия больше озабочена восстановлением своего влияния, чем позитивной ролью в международных делах, – сказал он. – У нас нет оснований сомневаться в том, что Москва ведет двойную игру с КНДР. Это не удивительно, учитывая то, что сам Владимир Путин несколько лет назад выступил с безумным предложением, чтобы Москва, будучи покровителем и кормильцем КНДР, запустила северокорейский спутник".
Эберштадт высказал предположение, что любые спорные сделки политически дорого обойдутся Кремлю. "Если Москва хочет стать единственным защитником оставшихся в мире ревизионистских и распространяющих ядерные технологии режимов, интересно было бы увидеть, как отреагируют на это ее европейские друзья".