На прошлой неделе и. о. секретаря СНБОУ Владимир Горбулин де-факто обвинил министра обороны России Сергея Иванова в разработке информационной спецоперации против нашей страны: накануне встречи «большой восьмерки» г-н Иванов заявил, что Украина незаконно продала Ирану и Китаю крылатые ракеты.
Kent заинтересовал россиян дважды
В конце июня российские СМИ растиражировали очередную «сенсацию» о том, что Киев якобы нарушил международный режим контроля за распространением ракетно-ядерных технологий. Тогда журналисты ссылались на вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова, который озвучил факты продажи Украиной крылатых ракет Х-55 (по натовской классификации PAS-15 Kent) Ирану и Китаю (по шесть каждому) в обход принятых международных процедур. Это оружие способно нести ядерные заряды, дальность его действия составляет 3 тыс. км, причем ракета летит к цели низко над землей, огибая природные препятствия, и ее практически невозможно сбить средствами ПВО. В рамках соглашения о ликвидации стратегических наступательных вооружений 480 ракет данного типа были уничтожены, но в Украине хранилось еще несколько десятков Х-55, которые должны были быть списаны и разукомплектованы по причине истечения срока их годности. Однако достоверные данные о том, что это было действительно сделано, отсутствуют.
По словам Сергея Иванова, поставки ракет в Китай и Иран осуществлены в 2000–2001 гг. украинской фирмой «Прогресс», которая является дочерним предприятием компании «Укрспецэкспорт». Россиянам якобы известны название кипрской оффшорной фирмы, через которую была проведена нелегальная плата за сделку, и сумма. Вице-премьер отметил, что данная операция стала «грубейшим нарушением режима контроля над ракетными технологиями» и это единственный случай на территории СНГ.
В Украине очередной скандал называют спланированной акцией по дискредитации нашей страны накануне саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Как сказал и. о. секретаря СНБОУ Владимир Горбулин, Россия в данном случае ведет себя так же, как и США в 2000 г. Напомним, тогда Вашингтон на основании пленок майора Мельниченко обвинил Киев в поставках систем «Кольчуга» в Ирак. Соединенные Штаты так и не смогли подтвердить эти обвинения фактами и затем сами были вынуждены признать их ошибочность. Однако тихое и незаметное извинение США перед Украиной никоим образом не может оправдать Вашингтон за почти два года жесточайшего прессинга на Киев по всем фронтам. Москва, правда, не имеет таких информационных ресурсов, поэтому акция с ракетами Х-55 едва ли станет предметом обсуждения на саммите «большой восьмерки».
Цели спецоперации
В последнее время РФ всячески пытается продемонстрировать Западу, что с Киевом не стоит иметь дело в сфере ВПК. В этой связи можно вспомнить и недавний отказ россиян от сотрудничества по проекту создания «Ан-70», а также весьма болезненное для тамошних предприятий сворачивание производственной кооперации в ВПК с партнерами в Украине и Беларуси. Правительство Михаила Фрадкова с начала июня выполняет указание Владимира Путина о консолидации оборонных мощностей в самой России. Цель — создание в рамках российского ВПК все большего числа производственных цепочек с полным циклом изготовления оружия и военной техники.
Дело в том, что в последние годы украинский военно-промышленный комплекс все чаще выходит со своей продукцией именно на западные европейские и американские рынки, часто предлагая товар, которым россияне похвастаться не могут. Киев уверенно отвоевал себе несколько ниш международного оружейного рынка поставками различных компонентов и систем, электронного оборудования и работой по модернизации старых советских образцов. Это хорошая основа для конкуренции с Москвой. Отсюда очевидна стоящая перед российскими стратегами цель: всячески помешать дальнейшему сотрудничеству Украины с Западом, в частности с НАТО, и дискредитировать наметившееся сотрудничество с США обвинениями в том, что Киев «нечестно играет» и является нарушителем международных норм и правил торговли оружием.
Стоит отметить, что Украина сама в прошлом году провела расследование по факту этих поставок в 2001 г., и виновные были привлечены к ответственности. Тем более что, по словам Владимира Горбулина, Сергей Иванов не сказал всей правды о том, что уже известно по делу: к авантюре имели самое непосредственное отношение граждане РФ. В начале прошлого года Киев, признав факт продажи ракет Китаю и Ирану, выяснил, что посредником в сделке были россияне. А технически ее выполняли летчики-казахи, которые перевезли ракеты из Украины в Китай вместо намеченного Хабаровска, а потом и вторую партию — в Тегеран. Характерно, что Киев до сих пор боялся дать четкую оценку участию в сделке «Росвооружения», главного российского торговца оружием. Ведь формально ракеты отправлялись из нашей страны в РФ, и осужденный в прошлом году генеральный директор ООО «УкрАвиаЗаказ» Владимир Евдокимов признал, что получил фиктивные сертификаты этой компании о том, что груз российскому получателю доставлен.
Турецкий акт
Заявление российского министра — далеко не первое свидетельство информационной войны, начатой РФ против украинских продавцов оружия. Последний из многочисленных примеров, которые можно было бы привести в данном случае, — скандал, связанный с задержанием в середине июня в турецком порту Дериндже шести бронемашин, которые по контракту с американской фирмой компания «Укроборонсервис» отгрузила для министерства обороны Ирака. До места назначения они не дошли и были конфискованы Турцией. Причина в том, что поставщики по непонятным пока причинам пытались утаить сделку и провезти бронемашины с пулеметами через Босфор без соответствующего уведомления. Впоследствии Киев признал, что в документах по оформлению груза, возможно, были допущены ошибки. Тогда шумиху замяли, ибо, согласно документам, покинув Украину, оружие уже принадлежало фирме-покупателю, которая сама решала, каким образом его доставлять.
Следует обратить внимание на одно обстоятельство — арест нашего груза в Турции произведен по наводке неназванной иностранной спецслужбы, которая заранее предупредила турецкую таможню. Едва ли стоит гадать, кто стоит за срывом этого контракта: российские СМИ освещали данный инцидент куда более активно, чем все западные вместе взятые. В итоге в очередной раз была подмочена репутация Украины. Генеральный директор государственной компании «Укрспецэкспорт» Сергей Бондарчук заявил в недавнем интервью, что рынок оружия является сферой не только шпионажа и конкуренции, но и большой политики.
В конце июня бывший советник Владимира Путина Андрей Илларионов признал, что в РФ проводится целенаправленная информационная кампания против Украины. По его словам, цель ее — заставить Киев считаться с мнением Кремля при выборе дальнейшего курса развития страны. В частности, при принятии конкретных решений во внутренней и внешней политике. Срыв учений «Си-Бриз» в Крыму, принятие постановления Госдумы 6 июня об озабоченности российских парламентариев планами вступления Украины в НАТО — звенья кампании, которые в глазах, прежде всего, россиян позиционируют нынешнюю нашу страну как недружественное России государство, ставшее сателлитом Соединенных Штатов в их борьбе за мировое господство, в том числе и на пространстве СНГ. Только 10% россиян считают Украину дружественным государством, в то время как 27% причисляют ее к «врагам России». Эти данные соцопросов стали сенсацией даже для г-на Илларионова, который заметил, что «это результат пропагандистской кампании российских властей. Но если официальная пропаганда действительно оказалась столь влиятельной, то ситуация еще хуже, чем могло показаться раньше». «Проблема — не в системном кризисе отношений между двумя странами, а в преступлении против обоих народов тех политических деятелей, которые разжигают ненависть между ними», — добавил советник. Впрочем, ряд российских экспертов считают кампанию против нашей страны направленной не столько вовне, сколько вовнутрь РФ для, так сказать, «внутреннего потребления». Дискредитируя в глазах россиян Украину и ее нынешнюю власть, Кремль тем самым хочет уберечь себя от усиления тех оппозиционных Путину сил, которые видят перспективы в дальнейшем сближении России с остальным миром, более плодотворном сотрудничестве с европейскими, в том числе евроатлантическими структурами. Данная кампания имеет прицел на намеченные на конец года парламентские выборы и является одним из проектов по консолидации и мобилизации общества. Для Владимира Путина важно именно сейчас не выглядеть слабым лидером. А уж саммит «большой восьмерки» наверняка покажет, сможет ли он конвертировать накопленный антиукраинскими и антинатовскими акциями капитал в реальные геополитические выгоды для РФ на мировой арене и в усиление внутриполитических позиций для себя лично.
Украине не хватает прозрачности
Все вышеописанные события практически совпали с другим важнейшим, но оставшимся незамеченным отечественными СМИ событием. 7 июля в Нью-Йорке завершилась международная конференция ООН по предотвращению незаконной торговли легким стрелковым оружием. В этом контексте Украину обвиняли в причастности к нелегальным поставкам оружия на Балканы в период войн, последовавших за развалом Югославии. Поэтому в свое время украинские арсеналы стали предметом пристального изучения ООН. Теперь Киев хотел воспользоваться данным форумом, чтобы хоть как-то уберечь себя от возможных обвинений со стороны России и ряда других стран в «черной» оружейной торговле. Замминистра иностранных дел Андрей Веселовский, выступавший с трибуны ООН, отметил, что на странах — получателях оружия лежит львиная доля ответственности за то, что проданное вполне легально оружие затем оказывается в странах и регионах, которым не предназначалось. Поэтому предложил установить такую систему торговли, при которой ответственность за конечный пункт поставки оружия несет покупатель. Но вряд ли один этот шаг, даже если он в будущем и будет принят ООН, обезопасит нашу страну от всех «оружейных» скандалов. Ведь за годы независимости Киев занял ведущие места по объемам продаж продукции своего ВПК и оружия со складов Советской Армии. Однако прозрачность таких операций все еще не дотягивает до уровня, принятого в мире. Причем украинские торговцы оружием скрывают даже те сделки, которыми вполне могли бы гордиться и которые могли бы еще больше повысить доверие к Украине как стране, с которой можно иметь дело в этой специфической сфере.