УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Третья мировая террористическая война

Третья мировая террористическая война

В январе 2001 года в Голландии слушалось дело по уничтожению "Боинга-747", взорванного ливийскими террористами над шотландским городком Локкерби в декабре 1988 года. В результате этого теракта в воздухе погибли 259 человек, еще 11 горожан были погребены под обломками самолета.

Видео дня

В обвинительном заключении было записано, что это, без сомнения, – самый страшный и жестокий террористический акт в истории человечества.

Так это, наверное, и было, до 11 сентября 2001 года…

Хроника событий 11 сентября 2001 года

8.46 – Самолет авиакомпании American Airlines, следовавший рейсом № 11 из Бостона до Лос-Анджелеса, врезается в северную башню Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке.

8.55 – Президент США Джордж Буш, находившийся во Флориде, был проинформирован о случившемся.

9.03 – Самолет авиакомпании United Airlines, следовавший рейсом № 175 из Бостона до Лос-Анджелеса, врезается в южную башню Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке.

9.30 – Президент США Джордж Буш сделал первое заявление о теракте, которое он назвал национальной трагедией.

9.38 – Самолет American Airlines, следовавший рейсом № 77 из Вашингтона в Лос-Анджелес, врезается в здание Пентагона.

9.40 – Федеральное авиационное управление США запретило все полеты.

9.45 – Началась эвакуация Белого дома и Капитолия.

10.00 – Самолет United Airlines, следовавший рейсом № 93 из Нью-Йорка в Сан-Франциско, рухнул в 130 км к юго-востоку от Питсбурга. По официальной версии, он потерпел аварию в результате героической схватки нескольких пассажиров с террористами. По неофициальной – его сбили по решению руководства США.

10.07 – Рухнула южная башня Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке.

10.27 – Рухнула северная башня Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке.

11.15 – Здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке полностью эвакуировано.

13.04 – Президент США Джордж Буш выступает с обращением к нации.

13.44 – Пентагон сообщает, что два боевых корабля начинают дежурство у восточного побережья США.

13.50 – В Вашингтоне объявлено чрезвычайное положение.

14.00-16.25 – Закрываются американские биржи.

16.30 – Президент США Джордж Буш возвращается в Вашингтон.

16.45 – 600 человек доставлены в госпитали Нью-Йорка, 150 из них находятся в критическом состоянии.

20.30 – Телевизионное обращение к нации президента США Джорджа Буша.

20.31 – Стало известно предварительное количество жертв трагедии: 266 пассажиров и членов экипажа захваченных самолетов, 200 пожарных и 78 полицейских. Мэр Нью-Йорка Джулиани говорит о 10 тысячах погибших под обломками Всемирного торгового центра.

20.45 – Нью-Йорк объявлен зоной национального бедствия.

О долговременном перемирии с терроризмом

Третья мировая война, развязанная против человечества терроризмом, началась давно, но мир заметил это лишь 11 сентября 2001 года, после трагедии в Нью-Йорке в и Вашингтоне.

"Терроризм не пройдет!" – заявил Президент США Джордж Буш, после того как два аэробуса врезались в небоскребы Всемирного торгового центра и в здание Пентагона. По словам американской газеты "Вашингтон Таймс", его слова тут же потонули в грохоте взрыва четвертого пассажирского авиалайнера, упавшего в районе Питтсбурга…

За минувшие пять лет Вашингтон нанес мощные удары возмездия – с помощью своей авиации и используя свои спецслужбы. С властью талибов было покончено в Афганистане, уничтожен иракский режим Саддама Хусейна, который, впрочем, как теперь выяснилось, с Аль-Каидой пребывал в контрах.

Таким образом, в глазах американского народа жертвы ВТЦ были отмщены, а престиж могучей страны восстановлен. Тем более, что от мощности антитеррористической операции зависел второй президентский срок Джоржа Буша, и потому уж он постарался адекватно ответить террористам.

Да вот беда: война, развязанная терроризмом против человечества, от этого не закончилась. И предугадываемая уже 11 сентября 2001 года смена руководства американской разведки, а также других силовых структур не сумели гарантировать, что еще какой-нибудь самолет, избави Бог, не будет захвачен террористами и направлен на сей раз уже не в нью-йоркский, а в лондонский, парижский, берлинский или в токийский небоскреб. Либо же – в московскую или в киевскую многоэтажку.

Трагедия "черного вторника" сплотила мир. Ну, может, полмира. Но она же засвидетельствовала, что третью мировую террористическую войну нельзя выиграть. Даже если открыть второй фронт. В ней можно лишь пытаться достичь долговременного перемирия.

Как бороться с гадиной

Беспрецедентные теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года показали неспособность спецслужб США противостоять организованному экстремизму. Такие заявления вскоре после этих терактов сделали международные эксперты в области безопасности, по мнению которых данные события стали крупнейшим провалом и для разведки, и для диспетчерских служб гражданской авиации, и для системы ПВО Америки.

Западные военные эксперты утверждают, что террористы организовали и провели сложнейшую операцию буквально под носом у спецслужб. По мнению бывшего командующего силами НАТО Уэсли Кларка, в мозговом центре авианалета учли все, даже количество горючего в баках авиалайнеров. Самолеты стартовали с восточного побережья США и должны были пересечь всю страну, поэтому баки были заполнены топливом до самых горловин. Потому никакой дополнительной взрывчатки для уничтожения Всемирного торгового центра и восточного крыла здания Пентагона не потребовалось.

Что нам грядущий день готовит?

В конце первой негуманной четверти ХХ века на всей территории бывшей царской России красные победили белых не потому, что были сильнее, а потому, что им все было можно. В конце последней гуманной четверти ХХ века стало очевидным, что борьба с терроризмом всегда обречена на неудачу. Потому что демократические государства – Великобритания, Израиль, Испания, Турция и др. воюют с терроризмом по своим гуманным правилам, а терроризм воюет с ними по беспределу.

Более того. Любое государство всегда медлительно, неповоротливо и пассивно. Терроризм всегда оригинален, быстр и многогранен в своих решениях. И поэтому государству трудно за ним угнаться.

Иными словами, дедушка Ленин, получается, был прав, приказав на белый террор отвечать красным. Но он имел при этом дело с террором просвещенно-христианским (а отнюдь не с фундаменталистско-исламским), хотя сам отвечал на него как дикий язычник. А потому Ильич не представлял себе, что люди, фанатично исповедующие ислам, готовы добровольно погибать, унося с собою и жизни "неверных", ибо на небе они будут благосклонно приняты Аллахом.

О недорослях в украинском политикуме

Если считать Украину христианским государством (каковым ее стремится сделать политический эстеблишмент), то в Бога мы уверовали пока лишь по щиколотку. И дело не в недорослях из УНА-УНСО, заявивших в средине сентября 2001 года, что после террористических актов в Нью-Йорке и в Вашингтоне миллионы людей "ощутили моральное удовлетворение, которого ждали годами, десятками лет – за бомбардировки американцами Хиросимы и Нагасаки, Вьетнама, Ливии, Ирака, Афганистана, Боснии и Герцеговины, Югославии".

Дело в том, что уна-унсовцы, увы, сказали в отношении восприятия многими гражданами Украины событий американского "черного вторника" сущую правду. Отечественные опросы общественного мнения в сентябре 2001 года засвидетельствовали: многие украинцы убеждены, что Америку правильно "поставили на место"…

Любопытно, что в России к терактам в США отнеслись тогда куда как с большим состраданием, нежели в Украине. Неужели лишь потому, что в нашей стране пока (слава Богу и тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) отсутствует исламско-фундаменталистский фактор, что у нас экстремисты не взрывали – как в Москве и в некоторых других российских городах – жилые многоэтажки, и что у нас нет воюющей с нами Чечни, в которую кое-кому очень бы хотелось превратить Крымский полуостров?

Да, в демократическом обществе каждый имеет право относиться к другой стране так, как он считает нужным. Однако, как известно, в порядочных украинских семьях, когда кто-нибудь спотыкался, а кто-то из детей начинал смеяться, мать или отец давали ребенку подзатыльник, поучая: чужой беде не радуются. А ведь показанные по телевиденью видеозаписи террористических актов в нью-йоркском Всемирном торговом центре – это тем более не веселенькая передача "Найкумедніше домашнє відео", где все радостно хихикают по поводу чьего-нибудь падения…

Не потому ли в Украине кое-кто едва ли не со злорадством воспринял то, что вот и богатая Америка пострадала в результате чудовиищно-беспрецедентного террористического акта. И что всех денег "дяди Сэма" не хватило на то, дабы уйти от возмездия за бомбардировки и боевые действия США против Японии, Кореи, Вьетнама, Ирака, Колумбии, Афганистана, Югославии, а также за поддержку Израиля.

А еще – за то, что нельзя, дескать, стране, на территорию которой за всю ее историю не упала ни одна вражеская бомба, безнаказанно быть и вселенским полицейским, и вселенским прокурором, и вселенским судьей, и вселенским исполнителем наказания, в одностороннем порядке решая, кого бомбить, а кому лишь пригрозить пальчиком.

"Людей, конечно, жалко, но Америка этого заслужила", – вот расхожая фраза, которая в 2001-м звучала в первые дни после "черного вторника" и в некоторых политических кругах, и в отдельных кругах тех, кто относит себя к либерально-творческой интеллигенции. Даже складывается впечатление, что фраза эта заглушила голоса тех, кто плакал, когда по телевизору звучал голос женщины, позвонившей мужу после того, как где-то несколькими этажами ниже ее офиса во Всемирном торговом центре врезался "Боинг", и успевшей оставить сообщение на автоответчике, которое заканчивалось словами: "Я только хочу сказать, что я тебя люблю".

Что же касается официальной Украины, то ее голос после 11 сентября 2001 года звучал чрезвычайно робко, если, конечно, не считать нашей инициативы провозгласить 12 сентября международным днем борьбы с терроризмом, а также созвать Совет Безопасности ООН на уровне министров иностранных дел, предоставления военно-транспортным самолетам США воздушного коридора да обтекаемого заявления украинского МИД, в котором отмечалась необходимость усилий для скорейшего "выхода из военной акции и перехода к исключительно дипломатическим средствам, экономическим и гуманитарным рычагам для выхода из этого мирового кризиса".

Хотя, рискну предположить, что США, которые в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира" столько раз за время украинской независимости проводили совместные учения с украинскими армейскими подразделениями и вложили в их подготовку немалое количество денег, могли бы после 11 сентября 2001 года рассчитывать от Киева большего, нежели призывов к переговорам…

О родине авиатерроризма

Как рассказал бывший летчик гражданской авиации, а ныне юрист и крупнейший украинский специалист в области авиационного права Владимир Рыжий, первый захват самолета также произошел 11 сентября. В этот день в 1912 году некий бандит де Восс, спасаясь от уголовного преследования, совершил первый угон самолета из Голландии во Францию. Еще через несколько лет был угнан самолет в Китай.

Что же касается воздушных таранов зданий, то, по словам Владимира Рыжего, еще задолго до Усамы бен Ладена и исламских террористов, в 70-е годы прошлого века, когда он летал вторым пилотом, был такой случай на Луганщине. Летчик, у которого сложились напряженные отношения с женой, протаранил на Ан-2 жилой дом, где находилась ее квартира, чтобы таким образом расправиться с супругой.

А если бы сегодня такой пилот с "поехавшей крышей", взлетев в Жулянах или в Василькове, направил бы, не дай, Бог, свой самолетик с полными топливными баками, к примеру, в здание Верховной Рады или Кабмина? Разве смогли бы его сбить, даже если бы радары и засекли террориста? А немец Руст – разве не сумел он на спортивном самолетике обойти на сверхмалой высоте все радары ПВО и приземлиться в центре Москвы на Красной площади? А если бы он вез в самолете пару десятков килограммов взрывчатки-пластида и направил бы свое воздушное суденышко, скажем, на Кремль?..

С одной стороны, вывод из вышесказанного можно сделать не слишком оптимистичный. Воздушный терроризм жил, жив и будет жить, и одержать победу в войне с ним практически невозможно. А, значит, на фоне усиления бдительности и принятия антитеррористических мер, некоторым государствам следует переоценить всю свою внутреннюю и внешнюю политику, чтобы максимально обезопасить себя от авиатерроризма.

С другой же стороны, ХХI век все равно не пересядет на телеги, и мы все равно как летали на самолетах, так и будем летать. Тем более, что авиация – это самый безопасный вид транспорта. А самым опасным как свидетельствует международная статистика, является морской транспорт, затем – железнодорожный, а после следует автомобильный. Авиация занимает в этом перечне лишь четвертое место…

Маша КАША, специально для "Обозревателя"

Всемирный торговый центр в Нью-Йорке до теракта. Фото Яна ФЛЕЙШМАНА (США)