УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Донецкий лингволохотрон для почетного Президента

Донецкий лингволохотрон для почетного Президента

Все те, кто начал благородно негодовать по поводу можливого статусу російської мови як другої державної, либо кто на полном серьезе возликовал: наконец-то дождались! давно пора! — видимо, очень смутно себе представляют современные информационные технологии. А может и наоборот — очень хорошо в них разбираются, просто их купили (точнее, купили их лояльность) — вот они и расчехлили свои пропагандилки.

Видео дня

А называется это в теории массовых коммуникаций либо отвлечением на негодный объект, либо перебивкой темы.

Если проанализировать реальное состояние проблем и вызовов в Украине в начале сентября, то главное — это надвигающийся энергоапокалипсис (фантастический рост цен на бензин и газ) и повышение с 1 сентября коммунальных тарифов. И если бы премьером был Ехануров или Юлия Тимошенко, именно по этой причине их бы уже несколько раз смешали с грязью и мелко-мелко пошинковали.

Но, если анализировать ситуацию по прессе, главная проблема в Украине, — это, разумеется, проблема русского и украинского языков. То ли реально существующее, то ли выдуманное, то ли приснившееся, то ли прописанное химическими чернилами мерцающее положение в проекте Программы правительства Януковича о русском языке как втором государственном не имеет к языковому вопросу ровным счетом никакого отношения. (Как не имеют отношения к филологии недавние лукашенковские инновации в правописании беларускай мовы, нацеленные в очередной раз сблизить этот уже практически добитый язык с языком Пушкина и Путина и окончательно отойти от классического правописания Бронислава Тарашкевича.) И не потому, что Конституция, и не потому, что Универсал, а совсем по другой причине.

Вообще, это какой-то киевский стереотип, что, мол, донецкие политики терпеть не могут українську мову. Да ничего подобного! Очень даже неплохо они к ней относятся, за исключением буквально нескольких лингво-ушибленных персонажей.

В Крыму — да, другое дело: там местные политики українську мову не любят системно, последовательно и концептуально. Не все поголовно, но очень многие. Но крымские политики в сравнении с донецкими — это дети малые, не иначе. Именно как малых детей отчитал их заехавший в Крым в августе премьер Янукович. Причем, делал это українською мовою, по крайней мере, публично. (Какие лексические пласты были использованы в непубличном общении, можно лишь догадываться.)

Это когда-то давно Горбачеву на встрече с шахтерами Донбасса один жлоб сказал, что, мол, он тоже за українську мову, но только если от нее будет больше колбасы. Теперь же донецкие как разновидность homopoliticus против української мови ничего не имеют.

Ну да — выросли в преимущественно русскоязычной среде, но в них осталась какая-то бодрая и жизнерадостная пассионарность. И пока весь 2005 год Ющенко расслаблялся, устраивал сомнительные для религиозного человека молитвенные шоу в соборе Св. Софии, славил торжество демократии и привселюдно рассуждал про унікальну націю, донецкие почитатели его темперамента залегли на дно и занялись самосовершенствованием: тренингами разными, пиаром, а также вивченням української мови, кто не знал. Ринат Ахметов, до того молчавший, заговорил — сначала по-русски, но, не исключено, скоро заговорит и по-украински. А вполне україномовна Раиса Богатырева полюбила рассуждать (почти по Гумилеву!) о единстве исторической судьбы всех регионов Украины. Правильная женщина, однако.

История с языком важна не сама по себе, ибо к языку и языковой проблеме она не имеет никакого отношения. Она важна для понимания тех механизмов и политтехнологических приемов, при помощи которых в ближайшем будущем будет управляться украинский политический процесс. То есть создается и раскручивается ложная проблема, а потом за ее «простое решение» или ликвидацию проблемы берутся отступные. Это как в сказке про зайца и терновый куст. Или как в анекдоте про козла и однокомнатную квартиру.

Донецкое лингво-шоу устраивается, конечно, сразу для нескольких зрительских аудиторий. Одна из них российская — ведь надо как-то поддерживать имидж «главной пророссийской силы» (а с точки зрения очень многих российских политиков главная внешнеполитическая проблема России — это защита русского языка в Украине). Вторая аудитория — местная, донецко-луганско-крымская, — ведь ей тоже что-то там обещали во время выборов, как-никак. Третья — это все те, чье общественное внимание сейчас переключается на «негодный объект» и для кого повышение цен и тарифов равнозначно дороге на кладбище. К примеру, пару лет назад в одном околовластном российском информагентстве был создан целый отдел (вот как надо работать!) по раскрутке в прессе и на телевидении скандала Филиппа Киркорова и Ирины Ароян (это та, которая «в розовой кофточке с сиськами», если кто забыл) — власти надо было переключить общественное внимание с очень неприятных для нее тем.

Но главный зритель лингво-шоу — это, разумеется, Виктор Ющенко.

Интересно, что он отдаст за українську мову на этот раз?