УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Мороз готовит расправу над Кучмой и Литвиным?

Мороз готовит расправу над Кучмой и Литвиным?

Открывая на минувшей неделе очередную сессию Верховной Рады, спикер Александр Мороз не мог не коснуться темы, которая в последние шесть лет держит в страхе весь украинский политикум. Когда речь зашла о недоверии к правоохранительной и, в частности, судебной системе, Сан Саныч затронул дело об убийстве журналиста Гонгадзе.

Видео дня

«Практически, вся общественность Украины суть дела знает. Играть и дальше комедию с расследованием, спустить его на тормозах – стыдно. Да и не удастся… Суд и прокуратура в этом деле позорят себя. Это очевидные вещи…», - заявил по этому поводу глава парламента.

Александр Александрович, похоже, нисколько не изменил свои взгляды относительно предполагаемых причин и виновников данного преступления, о которых он известил страну с этой же самой трибуны Верховной Рады еще 28 ноября 2000 года. На этот раз отличие заключалось лишь в том, что Мороз сказал о гибели Гонгадзе, находясь уже в привилегированной политической ипостаси – первого лица законодательного органа в государстве с новой, парламентско-президентской формой правления.

Хотя Александр Мороз и не назвал в своем выступлении конкретных фамилий, а лишь сказал, что «к преступлению в различной мере причастны некоторые бывшие высокопоставленные должностные лица», но всем понятно, кого он имеет в виду. В первую очередь – бывший президент Кучма и экс-спикер парламента Литвин.

Да, действительно, нынешний глава Верховной Рады прав. 16 сентября исполнится уже 6 лет со дня убийства Гонгадзе. Но за эти годы украинская фемида не назвала главных виновников преступления – заказчиков, подстрекателей и организаторов. На скамье подсудимых оказались лишь рядовые исполнители, которые, к тому же, валят вину за непосредственное убийство на скрывающегося генерала Пукача.

Генеральная прокуратура, как известно, не нашла убедительными доводы специальной парламентской следственной комиссии во главе с Григорием Омельченко. Напомним, что согласно материалам упомянутого депутатского расследования, Леонид Кучма является заказчиком убийства журналиста, а Владимир Литвин – подстрекателем.

Зато именно этой версии придерживается как Александр Мороз, так и многие другие украинские политики. В том числе, социалист Рудьковский (ныне – министр транспорта), который еще недавно обвинял в преступлении тогдашнего спикера Литвина и даже швырнул ему в лицо во время перепалки в зале парламента пачку документов – что видели с экранов телевизоров миллионы украинцев.

Известно также, что в последнее время стала активно муссироваться еще одна версия причины убийства Гонгадзе, которая не может не считаться, как минимум, логичной. Правда, основной ее источник находится за пределами Украины – в Туманном Альбионе. Опальный российский олигарх Борис Березовский через своих представителей распространяет информацию о том, что в убийстве журналиста виновен не бывший президент, а силы, желавшие с помощью этого преступления сместить Кучму. А добивался отставки Кучмы таким методом, мол, Александр Мороз и другие украинские политики. У данной криминальной гипотезы есть сторонники и в Украине – в первую очередь, конечно, Литвин и Кучма.

Надежда на ускорение расследования и оглашение имен настоящих виновников в убийстве журналиста Гонгадзе появилась, было, после победы Ющенко на президентских выборах. В начале 2005 года новый президент пообещал народу полное завершение расследования этого преступления в течение двух месяцев.

Однако «не так сталось, как гадалось». Что привело сначала к появлению предположения, а затем, практически, к уверенности многих украинцев в том, что Ющенко, называвший в свое время Кучму «батьком», гарантировал своему предшественнику безопасность. Уже во время каденции нынешнего президента произошел довольно «холодный» прием в Украине экс-майора безопасности Мельниченко. Ющенко же вел дружелюбные переговоры с Литвином о возможном будущем парламентском альянсе, а премьер Ехануров и вовсе лобызался в Днепропетровске с Кучмой. Надежды на какие-то сенсации в деле Гонгадзе растаяли, и недавно мать убитого журналиста объявила, что она, в знак протеста не будет больше принимать участие в судебных заседаниях.

Можно было бы предположить, что в связи со смертью бывшего главы МВД Кравченко и безуспешным розыском генерала Пукача прокуратура и в самом деле не может предпринять каких-то действенных шагов в изобличении бывших высокопоставленных госчиновников, если бы не одно «но». Уже давно ни у политиков, ни у правоохранительных органов нет сомнений в подлинности пленок майора Мельниченко. Да, по ним нельзя определить, давал ли, в частности, Кучма приказ об убийстве Гонгадзе. Но из пленок ясно следует, что Кучма обязывал министра Кравченко вести, как минимум, другие преступные действия в отношении журналиста: незаконную слежку, насильственную депортацию Гонгадзе из страны и прочее.

Вот, к примеру, лишь один эпизод из разговора Кучмы с Кравченко из записей Мельниченко (разговор о Гонгадзе):

- Я же говорю, вывезти его, выбросить. Дать чеченцам (неразборчиво), а тогда выкуп.

- Мы продумаем. Мы сделаем так, чтоб

- Значит вывезти его, раздеть, бл***, без штанов оставить, пусть сидит.

- Я бы сделал просто, бл***, сегодня мне докладывали. Мы обстановочку изучаем: где он ходит, как ходит. Там у нас на связи сидит. Вот немножко, немножко надо изучить, мы сделаем. У меня сейчас команда боевая, орлы такие - все, что хочешь, сделают. Значит, вот такая ситуация.

Разве этот диалог не тянет на какой-то тюремный срок для того из участников, который сейчас жив и здоров? А есть еще записи и других разговоров в том же духе, в том числе, с участием Литвина.

Требование Александра Мороза к правоохранительным органам относительно расследования дела об убийстве журналиста Гонгадзе, высказанные им в парламенте во время открытия сессии, означает, несомненно, новый виток в развитии этого уголовного и политического процесса. Вполне вероятно, что вскорости в Украину снова приедет Николай Мельниченко. Но встречать его будут уже более дружелюбно, чем в прошлый раз. Что и понятно: одно дело, когда покровитель экс-майора является лишь главой малочисленной депутатской фракции, другое – спикер в парламентско-президентской республике.

О том же, что намерения Александра Мороза весьма серьезны, можно судить по его следующим словам с парламентской трибуны: «В связи с этим, возникает необходимость заслушать конкретную информацию о состоянии и перспективе завершения расследования. Проект постановления по этому поводу зарегистрирован».

Говоря о главных виновниках в убийстве журналиста, Мороз изложил и свое видение должного завершения расследования: «Они тоже должны получить юридические оценки. И так, чтобы никто не сомневался в правовом характере этих оценок».

Ну что же. Александр Мороз не раз уже доказывал свою способность доводить задуманное до конца. Сейчас у него появились дополнительные политические козыри. Что не могут не заметить и не оценить, в том числе привыкшие держать нос по ветру работники генпрокуратуры и судов.