Чревовещательница. В час пик с ней лучше не встречаться!

1,3 т.
Чревовещательница. В час пик с ней лучше не встречаться!

Когда Ольга Лифенцева выводит на подмостки приглянувшегося ей зрителя и заставляет его "петь" романс высоким женским голоском, зал просто лежит от хохота. Именно за этот номер артистка и попала в Книгу рекордов Гиннесса.

На самом деле зритель, конечно, не поет. Он только широко разевает рот, как это делают мастера "фанерного" вокала. Отдувается за двоих Ольга. Причем, пока она ведет свою партию, мы слышим приятное меццо-сопрано. А вот партию зрителя артистка исполняет особым способом, который называется вентрологией, или чревовещанием.

- Оля, поделитесь секретом, как это: петь, разговаривать, не разжимая губ? У вас что, голосовой аппарат устроен особым образом?

- Да, есть что-то такое. Я и сама не подозревала, пока не пошла к фониатру. Врач сказал: у меня строение глотки не как у всех. В общем, повезло: мое жгучее желание овладеть вентрологией совпало с природными возможностями.

- Это наследственная способность?

- У нас в роду кого только не было - но кроме артистов. Когда я надумала поступать в театральное, мама категорически возражала: мол, я отступаю от традиций семейного клана. Дедушка - заслуженный изобретатель, в провинции до сих пор хлеб пекут в его, лифантовских, печах. Родители тоже пищевики. По папиной линии в роду есть грузинские князья Касрадзе, по бабушкиной - Щепкины. Вот прадед у меня был лихой - дворянин, женился на цыганке, ушел с ней в табор, но перед смертью был прощен и вернулся в лоно семьи. Может, что-нибудь оттуда намешалось?

- А вообще механизм чревовещания изучен?

- Честно говоря, я не в курсе: школ у нас нет, медицина молчит. Просто есть династии: Донские, Виноградовы. Интересная деталь: на Западе чревовещатели - исключительно мужчины. А у нас почему-то это женское ремесло.

- А как впервые вы попробовали "вещать чревом"?

- Увидела выступление Марии и Евгении Донских с куклой и просто заболела этим жанром. Пришла домой, встала перед зеркалом, попробовала фразу сказать - нет, все двигается. И даже если рот полузакрыт, все равно эмоций на лице - море.

Со временем выяснилось, что это как раз самое сложное - избавиться от проявления эмоций, когда говоришь за другого. И еще глаза выдают. В общем, заставила мужа (а Володя профессиональный мим) обучить меня специальной гимнастике лица. Может, если бы желание было послабее, я через пару недель сказала бы: ну его на фиг, ничего у меня не получается, - и бросила. Ведь у меня впервые получилось по-настоящему только через полгода. Домашние были счастливы - наконец-то туалет освободился.

- ???

- У меня папа с юмором - повесил в туалете зеркало во всю дверь. Вот я и устроила там себе репетиционную - возьму газету и читаю вслух, глядя на себя в зеркало. Никто не отвлекает, не мешает. Пока кто-нибудь из домашних не взвоет: Оля, да сколько же можно, имей совесть! (Хохочет.)

Теперь вот Илюшка, сын, тоже прячется - пробует, но стесняется показать, что у него получается.

- По вашим стопам пойдет?

- Не знаю, как сложится. Во всяком случае, сейчас сын на наших спектаклях работает звукооператором. А во время репетиций он, так сказать, глаз и глас зрителя, дельные замечания делает. Но вообще Илюша, на радость деду, после школы собирается в пищевой институт поступать, продолжать династию.

- А вас-то как на сцену занесло?

- Да я с детства себя только артисткой и видела. Семь лет пела в локтевском ансамбле, занималась в студии художественного слова во Дворце пионеров. Представляете, я даже входила в пятерку тех ребятишек, которые поздравляли делегатов всех съездов. До сих пор помню, как вещала с трибуны Брежневу: "Вы были рабочим, были солдатом, понимаете всей душой, как нужно взрослым и нам, ребятам, мирное небо над головой!"

Но когда дошло до выбора профессии, мама сказала: "Деточка, артистками все стать хотят. Но пойми, девочке либо нужно искать мужа-режиссера, либо ты скатишься на такую стезю, что нам будет очень стыдно и больно". И я как послушная дочка окончила институт, стала экономистом. Пять лет моей жизни можно бы вычеркнуть, если бы я не умудрилась еще окончить певческую школу при ЦДРИ. Когда отдала диплом экономиста родителям, объявила: "Дорогие мои, я отучилась, а теперь буду делать то, что хочу!"

Участвовала в елках. Там меня увидел администратор Тамбовской филармонии и предложил поработать ведущей детской программы. Мама была в шоке, но я укатила в Тамбов. Полтора года ездила от филармонии по селам и деревням, набиралась опыта. С одним парнишкой мы откатали весь классический клоунский репертуар для детей - все эти резиночки, пчелки, обливашки... А во взрослой программе я пела романсы. Из-за романсов мои родители как-то смирились: высокое искусство.

Но не успели родители успокоиться, как я увидела объявление о наборе в театр эксцентрики и пародии "Какаду". Вот уж возмущался мой папа, когда я стала играть там клоунский репертуар! (Хохочет.)

- А я, признаться, думала, что это муж привел вас в клоунаду...

- Нет, Володя пришел в "Какаду" позже меня. Там мы и познакомились, а потом уже вместе перешли в Театр клоунады Терезы Дуровой, где родился наш дуэт "ОП-ПА!" Но со временем захотелось самостоятельности, и мы отправились в "свободное плавание". Теперь, кроме отдельных номеров, у нас есть собственный спектакль "Чемоданность".

- Муж не обижается, что вы в дуэте - ведущая?

- Ну я бы так не сказала. Это в номере с вентрологией мне больше внимания уделяется, а в спектакле я не чревовещаю, он у нас вообще без слов. Володя не только прекрасный партнер, он ведь профессиональный режиссер. Поэтому на репетициях рычит на меня, бывает, ссоримся в пух и прах. Но после работы - все забыто. У нас так: есть работа, а есть дом - и мы не смешиваем. Поэтому почти 14 лет вместе.

- За рубежом вы тоже поете со зрителями?

- Да, "Калинку" - ее всюду знают, на Западе народ очень от нее заводится, буквально с первых тактов.

- В антракте я спросила зрителя - вашего сегодняшнего "партнера": как ощущения? Он ответил: так и не понял, что с ним происходило. Симпатичный дяденька... Наверное, не всегда удается так удачно выбрать зрителя?

- Как-то мы работали на пароходе, и я вызвала старшего офицера из команды. Он оказался филиппинец. Я его за руку - хвать, веду на сцену и вижу: только что стоял такой красавец, плечи вширь, и вдруг его так скукожило! Весь зажался, показывает на часы - мол, мне на вахту пора. Начинаем работать - чревовещаю, естественно, на английском. Команда вся вповалку - от их смеха он вообще чуть не умер. Рот открывает, как я велела, а пот с него градом - рубашка мокрая, хоть выжимай.

- А вне сцены любите кого-нибудь разыграть?

- Конечно, особенно в метро в час пик. Поймаю на себе взгляд мужчины, который стоит ко мне лицом и начинаю: "Ну что ты толкаешься? Совсем меня придавил!" Человек видит, что я ничего не говорила, и начинает искать, кто же это жалуется? Как правило, ищет внизу - голос-то детский. И так интересно у него физиономия меняется, вытягивается...

- Женщине всегда хочется себя приукрасить, а вы вдруг с наклеенным огромным носом... Как это?

- Ой, знаете, замечательно! Может, в этом есть что-то от карнавала. Мне кажется, что я в маске. По жизни я немного зажатая, стеснительная. Если бы осталась экономистом, наверняка стала бы синим чулком. А вот когда я в клоунском образе - могу все.

ДОСЬЕ

Ольга Лифенцева - единственная в мире клоунесса-чревовещательница, или (по-научному) вентролог. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Выпускница эстрадного отделения ГИТИСа.

Клоунский дуэт "ОП-ПА!" (Ольга Лифенцева - Владимир Кравченко) - лауреат телеконкурса Чака Нориса "Звезды ХХI века", дипломант американского фестиваля "Лорд Вест" и других конкурсов.