УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Василий Цушко: Януковича сделали премьером бизнес-силы

Василий Цушко: Януковича сделали премьером бизнес-силы

Золотая акция

Видео дня

В результате имплементации конституционных изменений президент будет назначать руководителей местных госадминистраций по представлению неподконтрольного ему правительства. Чье влияние — главы государства или премьера — будет решающим при назначении губернаторов?

— Президент жестко настаивает на том, что назначение губернаторов — его парафия, а правительство и партии должны лишь рекомендовать главе государства определенных кандидатов. Есть предварительные договоренности о том, что после завершения политреформы вместо губернаторов будет введен новый властный институт на областном уровне — представители президента. Не исключаю, что у них будет право останавливать действие нормативных актов местных органов исполнительной власти и контролировать правоохранительные структуры на местах.

Судя по заявлениям представителя президента в Конституционном Суде, взгляды Ющенко и Януковича на размежевание полномочий главы государства и премьера далеки от консенсуса. Кого из Викторов поддержат социалисты?

— Ющенко прав, говоря о несовершенстве действующей Конституции. Но это не означает, что нужно возвращаться к президентскому правлению — наоборот, следует совершенствовать механизм работы парламентско-президентской республики. В ближайшее время должна быть создана конституционная комиссия, в состав которой войдут представители президента, ВР и независимые эксперты. Цель деятельности комиссии — разработка предложений по усовершенствованию действующей Конституции. При этом никто не будет пытаться еще больше сузить полномочия президента. Наоборот, я не исключаю, что президент получит право назначать, кроме министров обороны и иностранных дел, еще и министра внутренних дел.

Большинство конституционных судей — люди президента. Каковы гарантии, что Ющенко не инициирует контрреформу?

— Я почти на 100% исключаю такой вариант развития событий. Надеюсь, что в структуре КС появится хозяйственное управление, которое сделает судей независимыми от тех, кто может выделить им, например, государственные дачи.

Почему Наша Украина до сих пор не присоединилась к коалиции Партии регионов, СПУ и КПУ?

— Часть Нашей Украины требует включения основных положений Универсала в коалиционное соглашение и исключения КПУ из состава коалиции. Вместе с тем мы с партнерами из ПР не хотим потерять коммунистов, ведь это будет означать, что НУ получит золотую коалиционную акцию. Также нет окончательного согласия в вопросах регламента работы коалиции. СПУ, в частности, против индивидуального членства депутатов в парламентском большинстве.

Не потому ли, что это приведет к потере золотой акции самими социалистами?

— Мы против развала оппозиции.

Виктор Янукович возглавил правительство благодаря социалистам. Не боитесь ли вы, что тактическая поддержка интересов крупного капитала будет стоить СПУ поддержки избирателей?

— Время покажет, Украина меняется очень быстро. Обратите внимание: на должности премьера Янукович не будет реализовывать антиукраинский и антизападный курс. Лидеры Партии регионов согласились уступить Ющенко должность министра юстиции. По сути, глава государства получил негласные полномочия в случае необходимости блокировать любое решение Кабмина, не обращаясь в КС. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что Янукович не стремится узурпировать власть. Ющенко, в свою очередь, уже доказал, что не станет тянуть на себя одеяло любой ценой. Спикер Мороз и фракция СПУ будут обеспечивать баланс интересов. При этом я не идеализирую ситуацию. Абсолютно понятно, что конструктивное противостояние политических сил внутри коалиции и правительства неизбежно. Деятельность Кабмина будет стабильной, но решения будут даваться непросто, ведь в нем по определению нет единой команды. Но в этом, опять-таки, есть свои плюсы, в частности — прозрачность внутренней политики и взаимный контроль. А что касается идеологии, то, по большому счету, взгляды Януковича и Ющенко очень близки. Борьба между ними была выгодна разве что Кучме, который ставил перед собой задачу остаться на должности.

Я не согласен с тем, что Януковича сделали премьером социалисты. Эту почетную миссию выполнили мощные бизнес-силы, стоящие за Виктором Федоровичем. Причем за последние полтора года эти силы в разы увеличили капитализацию собственных предприятий. И возвращаться к принципам государственного управления времен президентства Кучмы сейчас ни у кого нет желания — имидж демократической Украины работает на карманы всех. Пророссийские предвыборные лозунги — обычная пропаганда. Хотя, с другой стороны, представители команды Януковича не будут требовать во время газовых переговоров с РФ присутствия переводчиков.

Вы верите в то, что правительству Януковича удастся удержать цены на газ, не сдав газотранспортную систему Украины Газпрому?

— Во-первых, сдача ГТС Украины кому-либо невозможна без соответствующего решения Верховной Рады. И если этот вопрос возникнет на повестке дня, социалисты выйдут из состава коалиции. Во-вторых, украинским промышленникам не стоит надеяться на дешевый газ. Шары не будет, в России — капитализм, который имеет свои интересы и цели, в частности — получение сверхприбыли.

Как долго, по вашим прогнозам, проработает правительство Януковича?

— Сейчас трудно сказать. Нам нужно привыкать к тому, что демократия — очень нестабильная форма правления. В Италии, например, правительства сменяются чуть ли не каждый год, и ничего. Суть политреформы в том, что в Украине впервые создано парламентское большинство более или менее демократическим путем. Это большинство напрямую связано с правительством и наоборот. Я лично заинтересован в том, чтобы Рудьковский, Клюев, Зварыч и другие министры хорошо работали, так как я нахожусь в одной коалиционной лодке с ними. Если тонут они — тону и я. А президент стоит над всеми с дубинкой и смотрит, как только кто-то куда-то руки потянул — он эту дубинку применяет. Многие политики еще не понимают, как будет работать система. Раньше все было проще: зашел к «папе» — и завод твой. А сейчас нужно будет делиться со всеми, что, поверьте, намного дороже и сложнее, чем создавать конкурентные условия. И это хорошо. Это будет способствовать большей прозрачности государственной власти.

Оцененная идеология

О чем разговаривали Ющенко, Янукович и Мороз накануне президентского представления кандидатуры Виктора Федоровича на должность премьера?

— Не о должностях в правительстве — это точно. Скорее всего, искали программные компромиссы в вопросах языка, НАТО и т. д. Я не спрашивал Мороза, о чем конкретно говорилось во время этой встречи, ведь, учитывая ее результат, все и так понятно. Кстати, переговоры о подписании Универсала продвигались бы намного легче, если бы с первого дня круглого стола все были уверены, что президент подаст кандидатуру Януковича на утверждение ВР. Все боялись подписать положения Универсала, которые не совсем соответствуют предвыборной программе той или иной политической силы, и снова пойти на выборы. Когда у переговорщиков появилась уверенность, что парламент не будет распущен, процесс пошел.

Когда социалисты начали договариваться о союзе с ПР?

— С представителями ПР диалог вел Николай Рудьковский. Я принимал участие в переговорах только в формате оранжевой коалиции и узнал о том, что ПР поддерживает избрание Мороза спикером только за десять минут до начала голосования.

Вам что-то перепало из $300 млн, которые якобы получили социалисты за развал коалиции демократических сил?

— Это все спекуляции. Департамент финансового мониторинга в составе Минфина сообщил бы соответствующим инстанциям, если бы эти средства действительно были перечислены на чьи-то счета.

А вот информированные регионалы даже не скрывают, что в обмен на демарш Мороза одному из членов вашей фракции передали акции ряда предприятий. Об этом вы слышали?

— Решения о назначении новых членов советов НБУ и Эксимбанка, выгодные Партии регионов, провалили именно социалисты. Если бы мы действительно получили деньги или акции от представителей ПР, вряд ли голосовали бы против. Мороз занял должность спикера, выиграв сложную шахматную партию. Он прекрасно понимал, что ПР заинтересована поддержать его кандидатуру, и воспользовался этой возможностью. Если бы НУ и БЮТ быстро сориентировались, то тоже поддержали бы Сан Саныча, который, в таком случае, не имел бы никаких обязательств перед ПР и с чистой совестью продолжал бы цементировать оранжевую коалицию. До лидеров БЮТ и НУ это дошло с опозданием, только после того, как Мороз был назван предателем. Не понятно, кстати, почему?

Не лучше ли спросить об этом у вашего бывшего соратника — Иосифа Винского?

— Винский — принципиальный человек. Он придерживался установки, что нужно создавать оранжевую коалицию и никакую другую. После своих громких заявлений он позвонил мне и попросил занять должность первого секретаря СПУ, пообещав помочь в случае чего. Я сказал несколько не очень приятных фраз по поводу его комментариев, но это не испортило наших отношений.

Почему БЮТ, НУ и СПУ так долго договаривались о создании коалиции?

— Наша Украина затягивала переговоры с целью не допустить Тимошенко на должность премьера. Юлию Владимировну хотели поставить в жесткие рамки, чтобы она не начала «борьбу» с бедностью, картелями, мясными и сахарными кризисами. По каждому пункту подписанного (а впоследствии — денонсированного) соглашения мы спорили по три дня. Например, НУ предлагала включить в состав соглашения пункт о создании на базе НАК «Нефтегаз Украины» вертикально-интегрированной компании. А Тимошенко выступала категорически против, поскольку считала, что это делается под какого-то конкретного человека. И таких фишек было немало.

Ваш однопартиец, экс-министр АПК Александр Баранивский утверждал, что решение не поддерживать Тимошенко было принято на политсовете СПУ за несколько дней до того, как Мороз стал спикером. Разве нет?

— Баранивский знал, что потеряет должность в случае назначения Тимошенко. У них, действительно, не сложились отношения, но он не играл первую скрипку во время коалиционных переговоров. Что касается вашего вопроса, то было абсолютно понятно, что Тимошенко на должности премьера и Порошенко на должности спикера не смогут сотрудничать. На совещании накануне избрания Мороза спикером он прямо спросил представителей НУ, что ожидает социалистов в случае отставки правительства Тимошенко. Ему ответили, что такой сценарий ни при каких обстоятельствах не будет реализован, но доподлинно известно: план отстранения Тимошенко от должности премьера существовал. Ведь незадолго до объявления о создании оранжевой коалиции ПР и НУ заключили соглашение, по которому пропрезидентская сила получала должность премьера, а регионалы — спикера. Чтобы снизить риск такого варианта развития событий, мы предложили НУ заменить кандидатуру Порошенко на любую другую. Кроме того, мы откровенно предупреждали наших партнеров, что количество депутатов в СПУ, склоняющихся к сотрудничеству с ПР, уже критическое. Нас не услышали, и Мороз, в конце концов, выставил свою кандидатуру на должность спикера, чтобы не развалилась фракция.

Почему социалисты доверили возглавить Минтранс Николаю Рудьковскому? Из-за того, что он любит роскошные автомобили?

— Социалисты — разные. Рудьковский, действительно, небедный человек, и я не исключаю, что у него есть определенные интересы в бизнесе. Но мы выдвинули его на должность министра транспорта и связи, так как, во-первых, он очень хотел этого. А, во-вторых, он хороший менеджер. Рудьковский получил шанс продемонстрировать, является ли он социалистом по убеждениям. Он — либо пан, либо пропал.

А вы уверены, что небедный министр Рудьковский, контролируя «Укрзалiзницю», Укртелеком, порты и т. д., будет ориентироваться на позицию вашей фракции, а не на коллег по правительству?

— Все обсуждавшиеся варианты коалиционных соглашений содержат положение о том, что фракция, выдвинувшая на определенную должность определенную кандидатуру, имеет право ее отозвать. Хотя и премьер может предложить партии заменить своего министра.

Путь лоббиста

Почему вы решили заняться политикой?

— Не поверите, но среди прочего — благодаря Контрактам, которые я выписываю с 1993 года. Ваше издание тогда было едва ли не единственным, которое публиковало и компетентно комментировало нормативные акты. Правда, тогда Контракты выходили только на украинском языке, а в моей родной Одесской области их мало кто читал, но для меня это не имело никакого значения. Я изучал нормативные акты и понимал глупость некоторых из них. В конце 1993 г. решил пробиться в депутаты и рассказать, что парламент иногда занимается не тем, чем нужно. Я выиграл выборы по мажоритарному округу (тогда это было не так сложно) и уже через три месяца от моей наивности ничего не осталось. Я понял, что нет никакого смысла кого-то в чем-то убеждать — лучше самому заниматься законотворчеством.

Когда вы баллотировались в депутаты, согласовывали свою кандидатуру с руководителями области?

— Нет, я дважды выигрывал мажоритарные выборы вопреки их желанию.

Но ведь вы возглавляли совхоз, то есть — принадлежали к партийной номенклатуре. Разве нет?

— Председателем совхоза меня избрали односельчане. По окончании института я работал экономистом, парторгом, заместителем директора соседнего совхоза, и когда наш директор уходил на пенсию, предложил мою кандидатуру на свое место. Его поддержали.

И что теперь с вашим совхозом?

— Работает не без трудностей. Я не стыжусь своего простого происхождения. Семь поколений моего рода жили в селе, мой прапрадед с пятью сыновьями и тремя дочерьми пришел туда в 1796 году из-за Буга. В нашем селе три рода Цушко, но мы — не родня.

Предлагали ли вам откаты за лояльность к контрабанде, когда вы работали губернатором Одесской области?

— За полтора года работы губернатором я не заработал ничего, кроме зарплаты. Хотя область, я с вами согласен, специфическая и желающих поуправлять ею хватало. По сути, я оказался компромиссной фигурой, хотя сначала отказывался от должности. Когда занял ее, все ждали репрессий, ведь 67% избирателей области поддержали во время президентских выборов Януковича. А я собрал всех владельцев заводов, газет, пароходов и объяснил, что меня интересует не происхождение тех или иных состояний, а своевременно уплаченные налоги. Меня поняли — за год поступления в госбюджет увеличились более чем на 2 млрд грн. При этом рентабельность определенных структур снизилась с 300 до 50%. Например, «7-й километр» втрое увеличил налоговые платежи. Неплохие результаты, как для компромиссного губернатора.

Экс-премьер Юрий Ехануров обвинял вас в недостаточно активной борьбе с контрабандой мяса...

— Мы с Юрием Ивановичем уже разобрались. На правительственном заседании я обнародовал схему, по которой суды принимали решение об отправке мяса (попадавшего в Украину по морю и якобы не имевшего владельца) на утилизацию, а на самом деле — заранее определенным структурам. Меня почему-то решили сделать крайним, критиковали, но со временем все стало на свои места.

Сложно ли было сотрудничать с экс-министром транспорта Евгением Червоненко?

— Его начинания были неплохими, но у него не было возможности довести их до логического завершения. Он ввел единое окно на одесской таможне, начал строительство железной дороги Рени—Измаил, но, в конце концов, сгорел вместе со всей оранжевой командой. Ее представители, заняв министерские кресла, делали слишком много громких заявлений, не понимая, что рутинная работа и прокламации на Майдане — разные виды деятельности.

Деловой еженедельник «Контракты» №36 от 04.09.06

Беседовал Роман КУЛЬЧИНСКИЙ

Анонс еженедельника «Контракты»

Золотая середина

На приватизации средних предприятий государство рассчитывает заработать $5-7 млрд. В тоже время, у государства практически не осталось высокорентабельных производств. Как удалось выяснить Контрактам, приватизацию средних предприятий оправдывает лишь покупка земельного участка вместе с объектом.

Верхом на звезде

Аншлаг на концерте иностранной звезды приносит украинскому промоутеру $20-30 тыс. прибыли, провал – сотни тысяч убытков. О том, как организавана концертная индустрия в Украине, сколько стоит привезти звезду и выполнить все ее требования – читайте в свежем номере делового еженедельника Контракты.

Ищите женщинуИсследования различных компаний подтверждают возрастающую роль женщины как покупателя на потребительском рынке. Компании, которые в маркетинговой стратегии учтут предпочтения слабого пола, смогут заметно расширить круг своих клиентов. От чего зависит успех продаж товаров женской аудитории – читайте в Контрактах.