Землепользователи. Памяти рынка земли в Украине посвящается
…С землёй в Украине хорошо – если не считать промышленных отходов, Чернобыля и парламентариев. Промышленность землю загрязняет, Чернобыль – заражает, а парламентарии, как выяснилось, защищают. И что самое занятное – от разграбления. Совместное воздействие трёх указанных факторов может привести к тому, что в Украине с землёй уже не будет хорошо. Плохо будет. Впрочем, отложим пока что в сторону экологию, сегодня у нас в программе – политика, политика и ещё раз политика. Что в переводе на откровенный язык реальности означает – деньги, деньги и ещё раз деньги.
Коротко напомним формальную суть вопроса: сразу после Нового года Президент ветировал парламентский закон о продлении моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Парламент в долгу не остался и аккурат после Рождества преодолел злополучное вето с недетской мощностью в 367 депутатских сил. Что в результате? Позволю себе процитировать этот сладкий и полезный (для тех, кто при деле) Закон. Итак, до начала следующего года запрещается:
а) купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности;
б) купля-продажа или другим способом отчуждение земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их по наследству, обмена земельного участка на другой земельный участок согласно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд.
Купля-продажа или другим способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами "а" и "б" этого пункта, вводится с 1 января 2008 года при условии вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель.
И-зу-ми-тель-но правильная постановка вопроса: сначала выяснить, сколько и какой земли у нас есть, потом разработать строгие критерии её оценки, провести, так сказать, предпродажную подготовку, и уж после этого продавать-покупать – к вящей славе и благоденствию аграрной Украины. Ваш автор уже – «за». Причём ваш автор «за» последних лет десять. Примерно столько же идут разговоры и моратории по поводу «немедленного» создания земельного кадастра и не менее скорого возникновения «цивилизованного рынка земли».
Панове-господа-пацаны! две трети новейшей отечественной истории уже безвозвратно прошли под лозунгом: кадастра нет, рынка нет. Мораторий есть. И всё это время земля продолжала оставаться ходовым товаром, и всё это время от земли грелась и кормилась несметная чинушья рать, и всё это время произрастали на родимых чернозёмах и суглинках коттеджи, виллы и приватные дворцы за скромными трёхметровыми приватными заборами. Нынешний мораторий – это очередное торжество права. Права на частную собственность – для избранных. Права на обогащение – для допущенных к раздаче. А если вы не депутат и не мать его (жена, сестра, партнёр) то для вас – и только для вас – земля не товар. Так вам объяснят те, кто до сих пор «под красным знаменем раненный идёт». Ваш автор готова с ними согласиться, но немного уточнив формулировку: земля не товар для большинства населения современной Украины.
Ах-ах, растекаются мыслью по древу любители моратория, земля – наше богатство, её у нас аж тридцать миллионов гектаров – кормилицы сельскохозяйственной. Вытерев невольную слезу, можем пояснить, что это значит на суровом языке политики и денег. Перевод на язык политики: большинство электората боится самой формулировки «продажа земли», ему, большинству, так и чудится глобальная продажа Родины и суровые плантаторы, гнобящие бесправных крестьян. И плевать, что нынче на Родине к продаже реально готова последняя труба газопровода; плевать, что плантаторы уже давно при деле, а крестьяне давно разбежались, кто ещё живой. Для политика главное – вовремя озвучить популярный лозунг.
Перевод на язык денег. Строго говоря, в Украине сформировались два вида власти: власть новая и власть старая. В последнее время они взяли моду меняться местами, так что ту власть, которая на сегодня не совсем при власти, для удобства называют оппозицией. Но любая из властей хочет, во-первых, чтобы при ней существовал мораторий на легальную куплю-продажу земли; во-вторых, чтобы этот мораторий при ней же был отменён. Никакого противоречия здесь нет, есть двойное удовольствие – от царствования в период запрета удовольствие одно, от царствования в период отмены запрета – другое, связанное с тем, что условия отмены определяет власть. А условия отмены моратория на куплю-продажу 30 000 000 га земли дорогого стоят, уж вы поверьте. Так вот, пока ни одна из двух властей не уверена в своем долгом царствовании, удобнее и безопаснее получать удовольствие только от моратория. Без риска, что в бизнесе самое главное…
Так что земля – товар «чёрный» и рынок земли, существование которого гарантирует мораторий, – того же цвета. И пока оно так есть, есть и железные основания каждый Божий год записывать в бюджет обалденные суммы «на поддержку села». Тоже, между прочим, дело небезвыгодное – село поддерживать. И для этого ни в коем случае не давать селу и намёка на финансовую самостоятельность. То есть на право селянина владеть землёй, и – упаси Боже – ещё и взять под эту землю кредит, купить себе мазуту-тракторов, засеять, пожать и продать урожай на рынке – чур меня – сельхозпродукции. Это ж реформа получается. А под каким соусом тогда прикажете ответственным лицам осваивать бюджетные миллиарды «на село»? Не, не выгодно это. Ответственным лицам. Посему торжественно бьюсь об заклад – до конца текущего года никакого кадастра земель не будет. Никакого пакета законов о рынке земли не будет. Козьма Прутков в своё время высказался в том смысле, что трудно «закончить чесать, где чешется». Перманентный мораторий вместе с раздачей земли в ручном режиме – тот же трудный случай. Это безобразие нельзя закончить, его можно только прекратить.
От "Обозревателя":
28 декабря 2006 года Президент Украины запрещал закон в соответствии со статьей 94 Конституции Украины и повернул его в Верховную Раду со своими предложениями.
Однако вице-премьер Андрей Клюев запретил местным властям нотариальную регистрацию договоров купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения до решения Верховной Рады.
Отчет о событиях в парламенте во время голосования:
«Земельный» закон: БЮТ будет и дальше голосовать вместе с ПР