«Динозавры ели всё, что видели»
(Из рассуждений дошкольника)
…Янукович рассказал в телевизор о недетских успехах ЗАО «Кабинет министров» и не покрылся Божьей росой; Ющенко приложил руку к бюджету-07 – и не побрезговал; рейдеры и нефтегазотрейдеры решили, что их час настал – и не ошиблись…
«Вот такие у нас времена», как говаривал американо-российский телеведущий Владимир Познер. Собственно, это умозаключение – ни что иное, как вариация на тему бессмертного кравчуковского «маємо те, що маємо».
Прелесть нашего времени даже не в том, «що маємо». Девятый вал кайфа накроет публику, когда имеемое нынче принесет свои закономерные плоды. Какие? Рассказываю. Но сначала хочу вас напугать.
…Много лет назад в одной империи (тогда ещё николаевской, а не путинской) случились две революции: февральская буржуазно-демократическая (как нас учили в советской школе) а вскоре после неё – приснопамятный октябрьский переворот имени пролетариата. Что последовало за переворотом – описано с разной степенью достоверности в школьных учебниках и художественной литературе.
…В конце 2004 года в тогда ещё кучмовской Украине… Да, читатель, вы всё верно угадали – по аналогии с событиями почти столетней давности можно не только прогнозировать «грядущего хама». Можно даже догадаться, что он уже пришёл – научить нас свободу любить. Пришел со всеми последствиями, как и было сказано. Конечно, любая аналогия хромает, а приведенная выше – так на все обе ноги, но зато она яркая, как красный кумач и пугающая, как разруха в головах, а ведь ваш автор именно и ставит себе цель – напугать вас, уважаемый читатель. Не забавы ради, а потому, что людям, осознающим опасность, свойственно искать и находить выход из самых жутких ситуаций. Так уже пора.
Организованная группа, которая нынче представляет власть и в силу этого обстоятельства строит власть под себя – по вертикали и горизонтали, вынуждена решать две основные задачи. Первая задача – извлечь максимальные дивиденды из своего пребывания у державного кормила; вторая, логически вытекающая из первой, задача – держаться за кормило как можно дольше. Наша (не её, власти, а вот именно что наша) беда в том, что невозможно одновременно изымать из казны огромные суммы и из той же казны «кормить народ». Ресурс ограничен (в отличие от аппетита распорядителей этого ресурса). С негосударственными деньгами – и того хуже. Невозможно рассчитывать на инвестиции, оживление экономики, и развлекаться при этом «адресным» возвратом НДС в наборе с адресным же переделом собственности. Коротко говоря – и ресурсы бюджета и удойность чужого бизнеса быстро иссякнут при таких темпах их эксплуатации. Хвать-похвать, а на социалку денежек-то и нету – всё на инвестпроекты ушло, как и не было… Займы иностранные, под загадочный процент взятые, тоже как-то затерялись в толпе опытных заёмщиков. Печатный станок включить, гривни в оборот подсыпать – можно, конечно, но тогда «социалка» рванёт вместе с инфляцией, бизнес разбежится, народ озвереет.
Ага. Вот и добрались мы до «народа», который власти позарез надо кормить. «Народ» тут в кавычках потому, что народ без кавычек кормить не надо – он сам кормит свою власть, сам за съеденное с неё и спрашивает. Как показывает опыт и практика, народа и «народа» у нас примерно поровну. Отсюда – два рецепта для нынешней власти: как обращаться с этой смесью, чтоб весь пар от неё ушел в свисток и не обжег при этом авторитетных начальственных ягодиц. Рецепты просты и очевидны: одних – запугать и подавить, других оболванить и возвеличить. Именно – возвеличить: пусть ему кажется, что он говорит на одном великом языке (даже если на самом деле он говорит на неудобоваримой смеси трёх великих языков), пусть он радуется, что живёт под великой соседней страной и смотрит её не менее великое попсо-путинское ТВ. Такое величие, за неимением собственного, «народ» страстно любит.
Справка о «народе»
…Будучи девушкой возрастной, ваш автор еще застала конец семидесятых, времена расцвета застоя, когда школьникам вживляли понятие «советский народ» прямо в их неокрепшие мозги. Причем никого из вживлявших не посадили за растление малолетних – ни тогда, ни нынче. Ритуал предписывал затвердить наизусть: на просторах (необъятных) нашей советской родины (великой) живёт много народов (братских) – но все эти народы так сплотила великая Русь под руководством мудрой КПСС, что они уже вроде как не разные народы, а один – зато вполне советский. Вот ведь какая мечта патриота: от Таллинна до Душанбе все говорят на общедоступном языке, одинаково ждут в очередях, когда им чего ни будь «выбросят» поесть и одинаково же чтят вождя-учителя-авторитета, глядя в одинаковый телевизор. Товарищ Т.Д. Лысенко плевал на генетику и выводил ветвистую пшеницу; старшие товарищи, кормившие Т.Д. Лысенко, выводили сорт населения «советский». Ветвисто-пшеничный коммунизм оказался в счастливом итоге развесистой клюквой. С советским народом человечеству повезло меньше.
P.S. Справка из личного архива автора – для тех, кому отшибло память.
Итак, задачу извлечения пользы и удовольствия от пребывания у власти нынешние хозяева страны решают вполне удовлетворительно. Осталось придумать, как растянуть это благое время до возможного предела. Это сложнее, «это вам не мелочь по карманам тырить». Слово «тырить» в данном случае не сеть вульгаризм, слово «тырить» в данном случае есть скрытая цитата из классического высказывания Путина В.В. по украинскому вопросу.
Но мы отвлеклись. Чтобы не утомлять читателя, опустим довольно длительные рассуждения и перейдем сразу к выводам. Социальная политика нынешней власти не может быть успешной по определению. При отсутствии полного контроля над СМИ это чревато политическими неприятностями, переходящими в более или менее массовые акции протеста. На акции протеста можно некоторое время плевать из высоких кабинетов – ровно до следующих выборов. На реальные итоги следующих выборов можно тоже плевать, если по установившейся традиции вернуть г-на Кивалова в ЦВК, а Билоконя – в МВД. Вполне в духе времени. И вот тут народ взорвется. По всей совокупности причин.
Только в 2004-м ни персонально Кучма, ни коллективная кучма-власть к такому были не готовы. Допускаю, что они испугались, растерялись; допускаю даже, что в их распоряжении не было тысяч и тысяч накачанных скотов, готовых к употреблению в привычном деле насилия и провокаций. Нынче не то. Нынче у власти не парт-хоз актив по освоению капитализма, а конкретные люди с абсолютно конкретными методами хозяйствования. Они нахозяйничали себе достаточно денег, чтобы нанять грамотную прислугу, знающую, что любой социальный взрыв можно поставить на службу власти, против которой это взрыв и направлен. Такая супер-рейдерская операция обставляется просто: если в стране беспорядки, надо навести порядок. И, во имя стабильности, стабильности, стабильности, ввести «комплекс мер по восстановлению законности и порядка». Зачинщиков бунта – назначить, показательно судить и естественно посадить; СМИ – под тем же соусом – перелицензировать подчистую, чтоб и пикнуть не смели; «народу» дать три корочки хлеба и твёрдую руку в районе горла, а народу – свободу выбора между эмиграцией внешней и эмиграцией внутренней. Это, конечно, только воображаемый сценарий. Но лет двадцать назад многие из нас так и жили. Страна была другая, строй другой. Время было похожее. Подлое было время.