Если с Земли вдруг исчезнут все люди
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Конец света
- Видимые изменения станут заметны в ближайшие сутки, - говорит Гордон МАСТЕРТОН, президент Британского института инженеров гражданской техники. - Начнет гаснуть свет. Ведь некому будет пополнять запасы топлива на электростанциях. АЭС и ГЭС проработают еще какое-то время в автоматическом режиме. Но без человеческого участия в регулировании потребляющих сетей возникнут аварии. Остановятся водяные насосы, перестанут работать канализационные и очистительные системы да и вся техника. Через неделю-другую, максимум через месяц, планета окончательно погрузится во тьму. А местами и в помои. (Вспомним недавнюю аварию с канализацией на западе Москвы, вызванную отключением электроэнергии. - Прим. ред.)
Пока же даже с орбиты видно, как Земля сверкает триллионами лампочек - экологи называют их сияние световым загрязнением. В отдельных странах оно крайне навязчиво - неба звездного не видно. В Японии, например, искусственно освещена почти вся территория. Что отнюдь не полезно для природы.
И рухнут стены
Современные здания хоть и рассчитаны минимум на 60 лет, мосты - на 120, а дамбы и плотины - на 250, но без надлежащего ухода они придут в полную негодность гораздо раньше. По оценкам экспертов, через пару десятков лет ураганы да и просто непогода лишь ускорят процесс. Пример тому - покинутый людьми после чернобыльской катастрофы город Припять.
- Прошло всего 20 лет, - говорит Рональд ЧЕССЕР, биолог из Техасского университета, - а город сильно изменился. И лишь издали выглядит «как живой». Я был там много раз: деревянные дома попадали, крыши бетонных и кирпичных сооружений, особенно заводские, просели и местами рухнули, обвалив за собой стены, стекла полопались. Скоро начнут рушиться мосты. А дольше всех простоят арочные и сводчатые конструкции.
- Даже когда обвалятся все здания на Земле, потрескаются и искрошатся автострады, останутся руины, - говорит Мастертон. - И потребуется еще несколько тысяч лет, чтобы эрозия от ветра и потоки воды стерли следы всего того, что мы понастроили. Сейчас можно найти и почти целые сооружения, и узнаваемые останки, которым более 3 тысяч лет.
Почти 500 Чернобылей
- О судьбе радиоактивных отходов можно не беспокоиться, - говорит Родни ИВИНГ, геолог из Мичиганского университета (США), - их хранилища рассчитаны на многие тысячи лет. Но 430 АЭС, работающих по всему миру, взорвутся, как в Чернобыле. После того как из систем охлаждения атомных реакторов испарится вода, и они расплавятся. Хотя вред от подобных катастроф не будет ужасающим, как думают некоторые.
- Чернобыльская зона демонстрирует нам потрясающую способность природы к самовосстановлению, - соглашается Чессер. - Я ожидал увидеть там радиоактивную пустыню. Но местная экосистема, оказывается, процветает. Конечно, сначала расплодились крысы, мыши, собаки. Но за несколько лет местная фауна подавила весь этот сброд. Сейчас в чернобыльской зоне в 15 раз больше диких животных, чем за ее пределами, полно кабанов, волков и других крупных хищников.
Куда ни глянь - дремучий лес
Итак, потребовалось всего 20 лет безлюдья, чтобы в отдельно взятом месте жизнь наладилась. Примерно с такой же скоростью начнут возрождаться и другие экосистемы. Быстрее - в теплых и влажных регионах. Но и на холодном Севере или Юге дело не затянется. Ведь человек и напакостил там поменьше. В основном дорогами и просеками для трубопроводов. Канадский эколог Брэд СТЕЛФОКС смоделировал на компьютере «без человечное» будущее северной провинции Альберта. Оказалось, за 50 лет леса покроют 80 процентов ее территории. За 200 лет - почти всю. А и ныне полудикая Сибирь, наверное, зарастет еще быстрее.
Однако природе потребуется много веков, чтобы «залечить» огромные площади, занятые парками, в которых по одному-два вида деревьев. И сельскохозяйственными угодьями. А некоторые экосистемы вообще не восстановятся.
Дэвид УИЛКОМ, биолог из Принстонского университета, приводит пример Гавайских островов, где леса «блокированы» травой, которая регулярно горит и не дает разрастаться деревьям.
А что случится с домашними животным?
- Они, конечно же, одичают, - отвечает Чессер. - Деление на породы исчезнет. Сократятся и популяции. Например, сейчас на Земле избыток баранов - более 3 миллиардов. Будет гораздо меньше.
И независимо от того, останется человек на планете или нет, те виды животных, которые уже доведены до вымирания, скорее всего, исчезнут. Хотя в целом, по мнению ученых, безлюдная Земля даст животному миру больше шансов для поддержания биоразнообразия - и на суше, и в океанах, где, помимо рыб, активно начнут восстанавливаться коралловые рифы и планктон.
Дышится легко
От твердой гадости природа избавится быстро.
- На очистку от нитратов и фосфатов, которые ныне превращают реки и озера в ядовитые бульоны, уйдет
несколько десятков лет, - говорит Кеннет ПОТТЕР, гидролог университета в Висконсине. - В подземных водах они сохранятся дольше. Но за сотню-другую лет бактерии их нейтрализуют.
Куда стремительнее исчезнут вонючие газы - выхлопные и разнообразные фабричные, которые сопровождают созидательную деятельность людей. Уже через две-три недели Маклауд-наблюдатель почувствует, что дышать стало легче: за это время осадки вымоют из атмосферы окислы азота и серы.
Хуже - с углекислым газом, главным виновником глобального потепления.
- Сжигая органическое топливо, человечество уже выбросило в атмосферу столько двуокиси углерода, что она будет еще 1000 лет заметно влиять на окружающую среду, - объясняет климатолог Сюзан СОЛОМОН. - Избыток же сохранится минимум 20 000 лет.
- Даже исчезнув, человечество останется виновным в продолжающемся потеплении, - говорит климатолог-прогнозист Геральд МИИЛ. - А оно способно привести к тому, что из-под океанского дна начнет высвобождаться метан, который пока находится там в замороженном состоянии в виде гидратов, от чего температура подскочит еще выше. А что будет дальше, неизвестно - то ли новый ледниковый период, то ли всемирный потоп, то ли глобальный пожар.
- Нынешние климатические модели пока не учитывают метановую угрозу. А уж пора бы. Есть данные, что газ уже начал сочиться из зон вечной мерзлоты, - говорит Питер ТАН, специалист по физике атмосферы.
И никто не заметит, что нас уже нет
Ученые сходятся во мнении: через 100 тысяч лет на Земле не останется никаких видимых следов пребывания высокоразвитой цивилизации. И в этом смысле наша планета сравняется с Марсом. Фотографии с орбиты или от роботов-вездеходов, передвигающихся по поверхности, не позволят обнаружить ни одного артефакта. Инопланетянам придется лично высаживаться и проводить археологические раскопки.
- Пришельцев наверняка удивит странная концентрация скелетов крупных приматов, аккуратно зарытых на одинаковом расстоянии от поверхности, - мрачно шутят прогнозисты, - и, конечно, озадачат золотые зубы у них.
- Могут попасться кусочки стекла, пластика и, возможно, даже бумаги, - уверяет археолог Уильям РАТЬЕ из Стэнфордского университета, - сохранность некоторых древних вещей меня всегда удивляла.
А в донных отложениях инопланетяне обнаружат слои, свидетельствующие о коротком периоде массового отложения тяжелых металлов, особенно ртути.
И где-то в 100 тысячах световых годов от Земли продолжат путешествие электромагнитные волны от наших радио- и телепередач. При определенной сноровке жители далеких планет могли бы их ловить.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Алексей ЯБЛОКОВ, профессор, советник Российской академии наук: Мы прошли «точку невозврата»
- У коллег - вариант того сценария развития человечества, о котором я сам давно думаю. Ведь не исключено, что оно - человечество - уже прошло «точку невозврата». И вызванное нами загрязнение биосферы таково, что неизбежно ведет к нашей гибели.
Биосфера катастрофически быстро насыщается «глобальными» (распространенными повсеместно) и «вечными» (сохраняющимися на протяжении жизни нескольких поколений людей) химическими и радиоактивными загрязнителями. Они вызывают рост заболеваемости и смертности. Эта смертность прежде всего касается яйцеклеток и сперматозоидов. Среднее число сперматозоидов в 1 кубическом сантиметре семенной жидкости человека сократилось в мире со 140 миллионов в 1920 - 1930 гг. до 40 - 60 млн. в наше время. В регионах с особо неблагоприятной экологической обстановкой число сперматозоидов подошло к роковой черте (20 млн.), когда оплодотворение становится проблематичным.
Пока, по инерции, прирост населения Земли еще идет, но все более резко замедляющимся темпом. Ясно, что прогноз увеличения численности человечества до 10 - 11 млрд. провалится так же, как провалились прогнозы полувековой давности о том, что нас к 2000 году должно было быть 9 млрд. В общем, ситуацию, рассмотренную в статье из журнала New Scientist, надо отнести не к области фантастики, а к области футурологии - науке о будущем.
Самые крепкие здания простоят не более 150 лет. После чего в средних широтах города многие столетия будут выделяться как хаотические нагромождения бетонных конструкций. Египетские пирамиды сохранятся еще несколько тысячелетий.
В тропиках и субтропиках города быстро исчезнут, поглощенные лианами, деревьями и кустарниками. Лианы могут подниматься на многие десятки метров и способны за десятилетия оплести даже стоэтажные небоскребы.
Напомню, что некогда большие каменные города в Юго-Восточной Азии за несколько столетий были поглощены джунглями настолько, что их трудно обнаружить сегодня. С другой стороны, Земля хранит следы нашей активности иногда удивительно долго. Погребальные курганы в степях заметны на протяжении тысячелетий. И через сто лет кое-где видны следы от, казалось бы, неглубоких окопов первой мировой войны.
Сельскохозяйственные угодья исчезнут бесследно, как я считаю, не через несколько столетий, а за несколько десятков лет. Молодые леса на месте заброшенных колхозных и совхозных полей в России - наглядное тому доказательство.
В середине ХХ века биомасса человечества - людей, домашних животных и культурных растений - сравнялась с биомассой дикой природы на суше. Но оставшаяся дикая часть биосферы восстановится в объеме за 30 - 40 лет. В ней сохранятся какие-то одичавшие потомки некоторых домашних животных - таких выносливых, как, например, якутские мохнатые коровы и лошади, без участия человека и сейчас добывающие себе пропитание даже зимой. Биоразнообразие - «сумма жизни», как называл это Чарльз Дарвин, - количественно восстановится не скоро. Для образования нового вида нужны сотни и тысячи поколений.
Возможно, что центры массированного радиационного загрязнения (вокруг атомных полигонов, АЭС, центров производства ядерного оружия, мест проведения «мирных» ядерных взрывов, гибели атомных подводных лодок) могут стать своеобразными центрами биоразнообразия - созданные человеком долгоживущие радионуклиды на протяжении тысячелетий будут подхлестывать темп естественного мутационного процесса в этих местах.
Наверное, резко сокращенные численно высшие приматы без hомо sapiens снова начнут путь к ноосфере («сфере разума». - ВЕРНАДСКИЙ). Для человека этот путь - от австралопитеков до человека разумного - занял около 3 миллионов лет. Значит, возможно, что через несколько миллионов лет после исчезновения с лица планеты человека разумного возникнет какой-то аналог нашей цивилизации. К тому времени - это уже точно - следов пребывания на Земле человека разумного не останется вовсе, и будет велика вероятность того, что очередная цивилизация повторит наш печальный опыт.