Не герой

Не герой

В интервью Контрактам Юрий Ехануров рассказал о том, что:

1) будет настаивать на широкой коалиции

2) бизнесмены напрасно финансируют политиков

3) манипуляции с долгами за газ — способ влияния на украинскую политику

4) готов работать на любой должности, лишь бы в Кабмине

Коалиция бизнеса

Почему вы против премьерства Тимошенко?

— Лично против Юлии Владимировны ничего не имею, но ее взгляды не всегда приемлемы для меня. Понимаю, что когда политическая сила идет на выборы, ее программа должна быть яркой. Но я представляю, что чувствует Виктор Пинзеник, когда читает программу «Украинский прорыв». Мне его жаль, поскольку он один из самых выдающихся финансистов Украины, но его вынудили плясать под такую мелодию. Мне кажется, что на этих выборах у всех политических сил «сорвало резьбу». Они начали нести такое, за что мне как специалисту было бы очень неудобно. Кажется, что они даже собираются выполнять свои обещания, хотя понимают, что выполнить их невозможно. Через несколько месяцев политики будут вынуждены заявить, что кто-то им мешает работать. Наверное, даже графики составили — когда и кто будет виноват.

Но ведь во время создания коалиции партии будут согласовывать свои программы и вырабатывать общие цели. Почему Наша Украина и вы лично не откорректируете программу Кабмина Тимошенко?

— Я встречался с нашими лидерами, они рассказывали, о чем БЮТ с НУ—НС договорились, по поводу чего есть расхождения. Для нас принципиальна отмена моратория на продажу земли с

1 января. БЮТ пока свою позицию по этому поводу не озвучивает. Кроме того, не решены вопросы по законопроекту об акционерных обществах. У нас есть определенные расхождения, связанные с отношением к частной собственности.

Вообще украинская политика должна стать более рациональной. Надо создать единое поле для действий, единые для всех правила поведения. Нас должен объединять патриотизм.

Общество нужно защитить от наиболее опасных для него сил: коммунизма, социализма и авторитарного популизма. Но в данной ситуации важно, кто отстаивает те или иные ценности, а не сами ценности. Таким образом, собственно ценности нивелируются, превращаются в разменную монету в политических торгах. С другой стороны, политические силы и их лидеры имеют не столько сторонников, сколько «болельщиков». Такие «группы поддержки» стремятся лишь к тотальной победе над соперником, не понимая, что логика действий по принципу «горе побежденным» ведет к руинам.

Украина разделена на две разных модели идентичности: европейскую, которую исповедует Наша Украина, и евразийскую — Партии регионов. Именно эти две политических силы должны найти формулу сосуществования на основе патриотизма и демократических ценностей.

То есть вы за широкую коалицию, но ведь НУ—НС якобы собирался блокироваться только с БЮТ?

— У нас существовала договоренность с БЮТ о том, что мы будем вместе работать в парламенте. Но мы также должны быть открытыми для тех, кто хочет быть в коалиции. В первую очередь это, конечно, Блок Литвина. Также в большинстве должна быть и ПР. И я настаиваю на том, чтобы привлечь ее к переговорному процессу. Все-таки они выиграли эти выборы, хоть и рискуют остаться на обочине.

В коалиции нет места только коммунистам. Надо сделать выводы из прошлых выборов и прошлых политических баталий — разделение на «свой-чужой» по территориальному признаку опасно эксплуатировать.

Разве БЮТ и Народная самооборона не против такого союза?

— Заявления со стороны БЮТ и некоторых представителей нашего блока против коалиции с ПР — это ошибка. Если нас поддержат и Блок Литвина, и ПР, мы докажем всем украинцам, что их голоса не пропали. Кроме того, спикер должен быть избран не просто коалиционным большинством, а всем парламентом, так как глава ВР должен отвечать интересам всех представленных в ней групп. Только таким образом парламент будет работать.

Вообще противостояние происходит исключительно на уровне ВР. Я помню интересный разговор в Днепропетровске с бизнесменами, которые входят в возглавляемый мной Союз малых и средних предприятий Украины. Они собрались идти в местную власть и решили, что один идет через ПР, второй — через БЮТ, третий — через «Громаду». Потом они соберутся и вместе будут решать спорные вопросы. Это прагматичные люди.

Почему же тогда бизнесмены Порошенко и Васадзе не могут прийти к взаимопониманию с бизнесменом Колесниковым?

— Бизнесмены в парламенте не слышат друг друга. А на местном уровне они вынуждены это делать. Вообще серьезный бизнес не должен идти в политику, он должен нанимать политиков, которые будут отстаивать его интересы. Раньше бизнес прятался от преследования, сейчас не знаю, от чего он прячется в парламенте. Одним из первых наших шагов будет принятие закона об отмене депутатской неприкосновенности. И уже на следующих выборах, думаю, что бизнесменов в ВР будет меньше. Но пока у них есть возможность лоббировать свои интересы.

Меня удивляет наш бизнес: предприниматели сами вьют веревки, на которых их повесят. Поскольку они поддерживают неответственных политиков и думают, что на них не будут распространяться правила, этими политиками разработанные. Сейчас ни одна партия не отстаивает интересы бизнеса, и виноват в этом сам бизнес. Бизнесмены не хотят платить за то, чем будут пользоваться все. Поэтому они идут на поводу у политиков, обещающих им золотые горы.

Тот же Ахметов идет на поводу у регионалов?

— Я говорю о среде, а не об отдельных людях, которые поняли, как надо использовать политику. Олигархи не будут создавать законы для всех, а будут пробивать адресные льготы.

Рычаг управления

Каким будет бюджет-2008?

— Новый министр финансов в первую очередь выбросит уже существующий проект бюджета и начнет все сначала. Но каким именно будет госбюджет 2008-го, зависит от того, кто станет министром финансов. Но главное даже не это. Если мы хотим жить в европейской стране, руководитель будущего правительства должен разработать жесткий бюджет. И он должен быть готов к тому, что на следующих выборах его не изберут президентом. А если это человек, желающий стать президентом, то, конечно, получим популистский бюджет, который не сможем выполнить.

В бюджете должна быть заложена определенная стратегия развития. Сейчас в мире растут цены на продовольственные товары. Это шанс для традиционно аграрной Украины: продовольствие в мире дорожает, и мы можем на этом заработать серьезные средства, поднять экономику. То есть сначала надо сделать что-то, наполнить бюджет, а не заниматься дележом.

Если бы вы принимали этот бюджет, каким бы он был?

— У меня есть составленная еще во времена премьерства программа, где детально прописано все, что нужно сделать. Во-первых, необходимо гарантировать право собственности, отказаться от реприватизационных процессов, создать надежную и прозрачную систему регистрации права собственности на недвижимость, ценные бумаги, транспортные средства. Во-вторых, оптимизировать налоговую систему — подготовить и внедрить унифицированные налоговые нормы, после чего ввести мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство на срок до 5 лет. Также нужно сократить до необходимого минимума количество лицензий и других разрешительных документов, уменьшить административное вмешательство в экономическую деятельность субъектов предпринимательства.

Провести в полном объеме инвентаризацию и создать Единый реестр государственного имущества, провести экономическую амнистию и ввести систему декларирования имущества и доходов государственными служащими и гражданами, уровень доходов которых превышает определенный законом уровень. Необходимо провести аудит энергопотребления в Украине и многое другое. Свою программу я передавал правительству Януковича, и кое-что, не буду детализировать что именно, они использовали.

Руководство Газпрома выступило с заявлениями о том, что посредничество РосУкрЭнерго может быть отменено, Газпром будет работать с Нефтегазом напрямую. Как это повлияет на цену газа для Украины?

— Переговорный процесс сейчас не идет, просто ведутся какие-то несерьезные разговоры. До 1 июля должны были быть подписаны межгосударственные соглашения по цене газа на следующий год. Этого сделано не было.

Откуда взялся мифический долг Украины перед Газпромом?

— Могу сказать только, что это кому-то нужно. Скорее всего, тем, кто хочет снова контролировать политику Украины. У РУЭ и УкрГаз-Энерго не может быть долгов — их Газпром уже научил, что платить надо. Возможно, есть определенный долг за газохранилища.

Руководитель ГлавКРУ Петр Андреев говорил, что часть газа, импортированного в Украину за время вашего премьерства, не растаможена. Это действительно так?

— Об этом я не знаю. Насколько мне известно, Нефтегаз заплатил долги полностью, он, кажется, даже брал кредит, чтобы рассчитаться.

Время читать

Вы бы хотели работать в правительстве Тимошенко?

— Мне по душе исполнительная власть, но на какой именно должности работать, для меня не имеет значения. Я человек, который всегда найдет себе работу. Тем не менее не буду бороться за кресла — если не нужен, отойду. Еще зимой 2006-го решил, что буду не политиком, а государственным деятелем.

Мое любимое выражение из Бертольда Брехта: несчастна та страна, где нужны герои. Для меня лучшее ощущение как для производственника: заходишь в цех, а там все приборы ровно гудят. Так должно быть и в стране. Если организовывать атаки и прорывы, это означает фактически уничтожать страну. Надо работать, чтобы тебя не было заметно, и люди удивлялись, что у них есть правительство. Тогда это нормальная власть.

Вы не обижались, когда вас называли техническим премьером?

— Пусть кто-то попробует поднять Украину, когда экономика летит вниз. У нас был 5% рост, но тренд был положительным. Сейчас показатели лучше, но тренд идет вниз.

Чем вы сейчас занимаетесь?

— Работаю в Институте конкурентного общества. Кроме того, раскручиваем фонд «Украина—ЮНЕСКО». Сейчас я много читаю, дорвался наконец-то, и занимаюсь подготовкой к будущей сессии.

Что именно читаете?

— Стараюсь читать современную литературу — надо понимать молодежь и ощущать эпоху. Мне нравится Юрий Андрухович, читаю Оксану Забужко «Нотр-Дам де Юкрейн» — очень сильная книга. Интересуюсь историей. Кроме того, надо ведь читать специализированную литературу, чтобы профессионально развиваться.

Деловой еженедельник «Контракты» №44 от 29.10.07

Наталия ГУЗЕНКО, Анна САЙЧЕНКО

Фото Светланы СКРЯБИНОЙ

Не герой

Экс-премьер-министр Юрий Ехануров считает, что героические прорывы в экономике могут уничтожить страну.

В интервью Контрактам Юрий Ехануров рассказал о том, что:

1) будет настаивать на широкой коалиции

2) бизнесмены напрасно финансируют политиков

3) манипуляции с долгами за газ — способ влияния на украинскую политику

4) готов работать на любой должности, лишь бы в Кабмине

Пять капитанов

Экспертный совет Контрактов оценил политическую прочность финансово-промышленных групп, поддержавших партии и блоки на внеочередных выборах в ВР по пятибалльной шкале и степени влияния на следующие органы власти:

- Верховная Рада;

- правительство;

- Секретариат президента;

- обладминистрации;

- судебная система.

Какие баллы поставили эксперты – читайте в деловом еженедельнике Контракты.

Без страха и упрека

С начала 2007 года страховые полисы КАСКО (добровольная программа страхования автомобилей) подорожали на 3-4 процентных пункта. Страховые агенты уверяют: рост цен на полисы никак не отразился на рынке КАСКО – продукт по прежнему популярен. Страховщики повышают ставки по КАСКО, страхуя себя от повального роста ДТП. Во сколько же сейчас обойдется страховка автомобиля – читайте в деловом еженедельнике Контракты.

Иду на мир

Если должник предлагает мировое соглашение, то это не означает, что он действительно хочет расплатиться. Несмотря на то, что в законодательстве подробно расписана технология заключения мирового соглашения, действенных механизмов контроля над его выполнением нет. Контракты попросили юристов рассказать о плюсах и минусах такого способа решения хозяйственных споров и о процессуальных особенностях его оформления на различных стадиях развития конфликта.