И нашим, и нашим
Губернатор Харьковской области олигарх Арсен Аваков на своем примере объяснил,
почему крупный бизнес неотделим от власти
В интервью Контрактам Арсен Аваков рассказал о том, что:
1) у него свои мозги и достаточно полномочий
2) умеет убеждать дядей из Нефтегаза
3) президент нетипично реагирует на встречные шаги
4) Леонид Кучма исказил историю
Какие указания вы получили в Секретариате президента в канун выборов?
— Я не получал никаких указаний. У меня есть свои мозги и достаточно полномочий, чтобы решить, как поступать в каждой конкретной ситуации. Я отдавал себе отчет в том, что председатель областной администрации не может агитировать за ту или иную партию, даже будучи в ее составе. И я за все время предвыборной кампании ни разу не произнес сакраментальное: «Голосуйте!» Кстати, не все госслужащие Харькова придерживались этого принципа. Скажем, мэр возглавлял городской штаб Партии регионов, а глава облсовета, руководящий областным штабом, вообще проводил открытую агитацию в прямом эфире за день до голосования. Тем не менее мне неизвестно, чтобы кто-то задействовал админресурс. Если у кого-то есть другая информация, пусть кричит: «Держи вора!» и предъявляет доказательства.
Правда ли, что в 2004-м Петр Ющенко уговорил вас профинансировать харьковский майдан?
— Петр Андреевич способствовал тому, чтобы я включился в демократическое движение. Он был членом местного штаба НУ, там мы и познакомились. Увидев происходящее в городе, я решил поучаствовать в движении, а перед оранжевой революцией возглавил его. Петр Андреевич — очень интересный человек, он прекрасно знает историю... Пожалуй, все.
Почему вы назначили своим замом президентского племянника Ярослава Ющенко?
— (Смеется). Да уж не потому, что меня назначили губернатором! Кстати, я не уверен, что бумажная работа в облгосадминистрации — предел мечтаний молодого парня. Это назначение было исключительно прагматичным поступком: во-первых, Ярослав активно проявил себя во время политического кризиса; во-вторых, у него прекрасные контакты с иностранными инвесторами (именно эти вопросы он и курирует). Ярослав — эффективный менеджер, владеет несколькими языками. Статистика свидетельствует о том, что в прошлом и позапрошлом годах наша область была лидером по притоку иностранных инвестиций... Нелепо предполагать, что его назначение — мой шаг навстречу президенту. Думаю, что все достаточно хорошо знают Виктора Ющенко, чтобы понять, как он реагирует на подобные «встречные шаги».
В сентябре 2005 года вы были одним из немногих нашеукраинцев, не согласных с отставкой Тимошенко с поста премьера. Чем обусловлена эта ваша позиция?
— У меня отличные отношения с Юлией Владимировной... Не знаю, рекомендовала ли она меня президенту или он предложил ей мою кандидатуру на пост губернатора, но в любом случае оба меня поддержали. Вообще Юлия Тимошенко — классный топ-менеджер.
Как разрешился ваш конф-ликт с облсоветом?
— После полугода борьбы мне удалось доказать в суде, что голосование за мою отставку было подтасовано — его, по сути, не было.
А что в таком случае было?
— Я не считаю голосованием облсовета процесс, когда фракцию Партии регионов в полном составе и под конвоем препровождали в закрытую комнату, которую сторожили народные депутаты. Там люди заполняли бюллетени под роспись, а потом возвращались в зал голосования и бросали их в урну пачками, не стесняясь журналистов.
Кто именно из народных депутатов в этом участвовал?
— Приезжали многие. Бывало, целыми делегациями по 30-40 человек во главе с незабвенной Еленой Лукаш (замминистра Кабмина. — Ред.), садились вокруг меня, давили на психику.
Как вы выстроили отношения с крупными бизнесменами, поддерживающими ваших политических конкурентов?
— Моя основная задача — создать среду, в которой бизнесменам было бы комфортно. Решать их проблемы — моя функция, и я вмешиваюсь в работу госорганов, мешающих бизнесу. Мы ведем диалог с бизнесменами независимо от их политической ориентации. И, в общем, со всеми почти всегда находим общий язык.
Ваш коллега, губернатор Луганской области Александр Антипов признался, что способствует возмещению НДС предприятиям, финансирующим социальные проекты. Практикуете ли вы такой бартер?
— Нет, хотя мы привлекаем бизнесменов к социальным проектам. К примеру, обратились к предпринимателям с просьбой поучаствовать в финансировании реставрации Харьковской филармонии — уникального здания с залом, который является точной копией зала в парижском дворце Тюильри. Причем французский дворец давно сгорел, а у нас еще есть возможность спасти зал с замечательной акустикой... Или вот еще пример: одна вьетнамская компания пригласила меня на открытие аквапарка, я согласился при условии, что компания поддержит детей-сирот и предоставит им бесплатный абонемент. Открытие состоялось, компания получила неплохое промо, теперь в этом парке ежемесячно бесплатно отдыхают 40 детей-сирот.
Вы стали губернатором, будучи успешным бизнесменом. Для чего вам госслужба?
— Бизнесмены идут в политику по разным причинам. Так сложилось, что в Украине бизнес — это элита общества... Я считаю, если состоятельный человек идет в политику, то это по большому счету хорошо — его нельзя купить за три копейки, он придерживается устоявшихся принципов, которые и сделали его успешным. С другой стороны, часто бизнес идет во власть, чтобы реализовать свои проекты, получить некие привилегии... Все эти привилегии нужно безотлагательно отменить, только тогда крупный бизнес будет рассматривать политику как инструмент самореализации, а не наживы.
Президент Виктор Ющенко периодически обещает отделить бизнес от власти. Вам удобно в кресле губернатора?
— А чем я хуже любого другого человека?.. Я опубликовал перечень активов и предложил кричать: «Караул!» каждому, кто уличит меня в лоббировании бизнес-интересов. На мой взгляд, нужно не разделять власть и бизнес, а создавать определенные ограничения, чтобы предотвратить возможные злоупотребления. Ведь панацеей от коррупции является не формальное отделение бизнеса от государственной машины, а моральные принципы. Я, к примеру, при назначении передал свои активы в управление.
На чем вы сколотили первый капитал?
— В 1992 году я с коллегами учредил АО «Инвестор» — одно из первых в Украине акционерных обществ, его регистрационный номер — 4. Это многопрофильная компания, но в основном мы занимались научно-техническими проектами, продавали программные комплексы, системы учета, компьютерные системы. Сейчас «Инвестор» — управляющая компания, владеющая акциями 25-30 предприятий. Мне принадлежит около 42% акций «Инвестора». В группу входит банк «Базис», промышленные, сельскохозяйственные предприятия, медиа... Какие-то проекты закрываются, какие-то появляются.
Правда ли, что контроль над рядом предприятий вы получили при содействии экс-мэра Харькова Владимира Шумилкина?
— Владимир — мой друг, мы до сих пор поддерживаем отношения. Но за время его пребывания на посту мэра я не приватизировал ни одного предприятия, не получил ни одного земельного участка. Бизнес-группу я создал еще до того, как Шумилкин стал мэром.
Как компании «Инвестор» удалось стать владельцем газовых скважин?
— В свое время в Харьковской области было крупнейшее месторождение газа в Европе. Во времена СССР небольшие, неинтересные с точки зрения крупной добычи месторождения консервировали, так сказать, оставляли потомкам. Когда Украина обрела независимость, государство решило сдать их в аренду частникам. Дело это очень хлопотное и непредсказуемое. Введение в эксплуатацию одной скважины — это 20-30 млн грн и практически год работы, по прошествии которого становится ясно: есть там газ или нет. Иногда нам не везло, скважина, где по госрасчетам должен был быть газ, оказывалась практически пустой. С 2000 года компания сама проводит геологоразведку и бурит скважины. Иногда месторождения, разведанные компанией, намного интереснее, чем те, которые предлагает государство. Хотя в принципе добывает компания немного.
Что нужно, чтобы выстроить цепочку «скважина — труба — потребитель»?
— Чтобы подключиться «к трубе», нужно содействие «дяди» из НАК «Нефтегаз Украины», у которого, скажем так, свои интересы.
И вы эти интересы удовлетворяли?
— Мы убеждали — нас подключали.
Какие аргументы использовали?
— Просто были настырными, каждое слово подтверждали теми или иными документами... Деньги — самый простой, но ненадежный способ решения проблемы. Сегодня заплатишь — завтра останешься без бизнеса. Мы придерживались легальных схем и платили налоги, так спокойнее.
Аграрные компании вашей группы работают на своей земле или на арендованной?
— Своей земли у Инвестора нет. Есть АО «Ольховатка», учрежденное 13 лет назад и арендующее землю у государства. Возможно, после отмены моратория компания сможет ее выкупить... Кстати, отмена моратория выгодна не только бизнесу. Открытый рынок земли сделает каждого сельского жителя на порядок богаче. Приведу простой пример: средний пай в Харьковской области — около 4 га земли, средняя цена — $5 тыс. за га. Если в одном селе 100 семей получат по $20 тыс., капитализация этого населенного пункта существенно вырастет, равно как и уровень потребления, качество жизни. Конечно, человек, у которого нет головы на плечах, может продать землю за бутылку. Но люди адекватные сами разберутся, как им распорядиться участками. В любом случае нужен рынок. Я разбил бы его организацию на два этапа. На первом ввел бы ограничение на покупку земли для иностранных компаний, что дало бы определенную фору нашим. На втором — пустил бы на рынок нерезидентов. Неплохо, если землю скупят, вопрос в том, по какой цене? Мне кажется, что шесть из десяти человек готовы продать свою землю, если им предложить справедливую цену. Как бы там ни было, а существующее земельное законодательство — это уродство. Я два года пытаюсь выставить на аукцион земельные участки за окружной дорогой (вокруг Харькова. — Ред.), но закон мне этого сделать не позволяет. В Киеве это понимают, но на уровне Госкомзема чуть ли не намеренно блокируют все мои инициативы на сей счет.
Что изменилось в работе ваших компаний после того, как вы стали губернатором?
— АО «Инвестор» потеряло в моем лице талантливого топ-менеджера. Приблизительно раз в три месяца я беседую с друзьями, которые им управляют, обсуждаю проблемы развития, но, к счастью, бизнес не пересекается с моей нынешней работой. Например, чайное производство никак не связано с деятельностью губернатора.
А вопросы аренды земли под строительство вы решаете?
— Строительное направление бизнеса группы стагнирует, причина — моя политическая позиция, не совпадающая со взглядами мэра Харькова.
Правда ли, что вы сейчас боретесь с Ринатом Ахметовым за контроль над Харьковоблэнерго?
— Неправда. Я действительно заявил о том, что ТЭЦ-5 и Харьковоблэнерго хотят прибрать к рукам, искусственно обанкротив, но если этим занимается Ахметов, я ему сочувствую. По моей информации, 30% пакет акций Харьковоблэнерго принадлежит Константину Григоришину.
Почему вы ни разу не баллотировались в парламент?
— Во-первых, мне не нужна неприкосновенность, а во-вторых, законотворчеством заниматься мне неинтересно.
В какую сумму оцениваете свое состояние?
— Не знаю, но всегда с интересом читаю различные оценки, которые периодически приводятся в прессе. Например, журнал «Фокус» оценивает мое состояние в $300 млн, но это заниженная сумма. Я не держу деньги в чулке, они работают, и цена активов все время меняется.
Чем занимаетесь в свободное время?
— Путешествую, читаю, смотрю кино. Последняя прочитанная книга — мемуары Кучмы, любопытный образчик того, как можно переписать историю.
Беседовала Наталия ГУЗЕНКО, Деловой еженедельник «Контракты» №41 от 8.10.07
И нашим, и нашим
Губернатор Харьковской области олигарх Арсен Аваков на своем примере объяснил,
почему крупный бизнес неотделим от власти
В интервью Контрактам Арсен Аваков рассказал о том, что:
1) у него свои мозги и достаточно полномочий
2) умеет убеждать дядей из Нефтегаза
3) президент нетипично реагирует на встречные шаги
4) Леонид Кучма исказил историю
Кто будет премьером
На премьерскую орбиту вышли Юлия Тимошенко, Виктор Янукович, Арсений Яценюк, Вячеслав Кириленко, Юрий Ехануров, Виктор Балога, Борис Колесников. Экспертный совет Контрактов проанализировал возможные конфигурации большинства в новой ВР, определил основных претендентов на пост премьер-министра, оценил их шансы и профпригодность по пятибалльной шкале и пяти критериям:
- компетентность
- бескорыстие
- реформаторство
- политкорректность
- лояльность к президенту
Какие баллы поставили эксперты – читайте в деловом еженедельнике Контракты.
Игрушки олигархов
У крупного украинского бизнеса новое увлечение – отели. Украинский гостиничный рынок оживился после победы Украины и Польши в тендере на право проведения Евро-2012. В мире гостиничное дело считается высокодоходным бизнесом. Как обстоят дела в Украине – читайте в деловом еженедельнике Контракты.
Рейтинг ипотеки
В прошлом году жилая недвижимость подорожала почти на 100%. За девять месяцев 2007-го квартиры в Киеве в среднем подорожали лишь на 10%, в Житомире подешевели на 15%, в Одессе – на 30%. Основная причина стабилизации и снижения цен – резкое падение платежеспособного спроса. Что изменилось за последний год, и какие прогнозы дают аналитики о будущей стоимости жилья в городах Украины – читайте в деловом еженедельнике Контракты.