Правительство Испании объявило войну «Батасуне»
Во всяком случае, пресс-секретарь правительства Страны Басков Мирен Аскарате обвинил в этом премьер-министра Испании Хосе Луиса Сапатеро напрямую.
Этот вопрос возник в связи с недавними арестами 23-х высокопоставленных членов "Батасуны". Аскарате уточнил, не собирается ли правительство "разрушить все мосты для диалога" с организацией, объявленной вне закона. "Они были вашими партнерами по переговорам всего несколько месяцев назад", - добавил представитель Страны Басков.
Несколько недель назад депутат Европарламента от Народной партии Хайме Майор Ореха заявил, что правительство Сапатеро только открыло скобки диалога с ЭТА и "Батасуной", которые возобновятся после всеобщих выборов в марте.
Социалистическое правительство исчерпывающе ответило на оба вопроса, в прошлый четверг задержав в Сегуре (Гипускоа) 23 руководителей "Батасуны" по приказу известного в России следователя Бальтасара Гарсона. Несколько недель назад правительству стало известно – и документы, конфискованные у руководства незаконной организации, это подтвердили, – что ЭТА готовится к длительному периоду терроризма, а "Батасуна" в 2008 году снова станет политическим крылом, обосновывающим действия банды. "ЭТА и "Батасуна" разрушили мосты для диалога уже давно", – утверждают источники в правительстве, передает NEWSru.
Терактом ЭТА в 4-м терминале аэропорта Barajas в декабре 2006 года и формальным прекращением постоянного перемирия в июне банда и "Батасуна" разрушили не только диалог, но и процесс, лежавший в его основе, отмечают источники в Социалистической партии. "Разве можно верить в новое перемирие и введение принципа "двойного стола" - техники политического взаимодействия правительства, ЭТА и партий, - когда банда угрожает насилием в случае непринятия предложений "Батасуны"?" - спрашивают социалисты.
Кроме того, решение ЭТА и "Батасуны" о переходе к конфронтации с государством подтверждается документами, обнаруженными у руководства запрещенной партии. В данной ситуации правительство отвечает наступательными действиями на всех фронтах: полицейском, судебном и пенитенциарном.
Министерство внутренних дел активизировало полицейское наступление на ЭТА после того, как террористическая группировка нарушила перемирие терактом в мадридском аэропорту, осуществив десятки арестов и предотвратив еще 5 терактов.
Судебное наступление вошло в кульминационную стадию после задержания руководства "Батасуны". Правительство поддержало инициативу Гарсона, считающего, что "Батасуна" проводит реорганизацию с целью оказать политическую поддержку вооруженным действия ЭТА. Поэтому правительство не обратило внимание на упрек баскского правительства в том, что "всего несколько месяцев назад "Батасуна" была его партнером по переговорам". "Несколько месяцев назад мы были терпимы к "Батасуне", потому что она работала на благо диалога, целью которого был мир. Сейчас же она провела реорганизацию, чтобы поддержать терроризм, и с терпимостью покончено", - отмечают источники в социалистическом правительстве.
Министерство внутренних дел продолжает оказывать давление на "Батасуну" с целью изолировать ее руководителей, поддерживающих терроризм. Если в ходе полицейского расследования будут найдены доказательства связей с незаконной организацией, прокуратура направит свои действия против пока еще легальных Коммунистической партии Страны Басков (PCTV) и ANV. Правительство не исключает вероятности внутренних разногласий в этих организациях, так как нарушение перемирия со стороны ЭТА вызвало беспокойство в "Батасуне", ANV и PCTV.
Правительство действует также в сфере пенитенциарной политики, улучшая условия содержания заключенных, наиболее склонных к отказу от насильственных методов, и ужесточая содержание членов наиболее радикальных слоев ЭТА. Есть сведения о болезни многих заключенных из ЭТА. Иногда это происходит из-за того, как банда и "Батасуна" вели себя на переговорах об отказе от терроризма, иногда - потому что о них забыли в ходе этого процесса, отмечают в правительстве.
ЭТА отказалась от процесса, первым шагом которого должен был стать диалог между правительством и бандой с целью найти выход для заключенных в обмен на отказ от терроризма. Было принято решение сесть за стол переговоров, но разногласия блокировали этот процесс, а ЭТА положила ему конец взрывами в аэропорте Barajas.