Слово без дела
Последнее 45-минутное интервью президента Виктора Ющенко оказалось настолько нетипичным, что редколлегия долго решала, в каком формате его публиковать. С одной стороны, президент собрал представителей только четырех СМИ (деловые еженедельники страны были представлены Контрактами), для того чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: энергетическая безопасность страны в опасности. С другой стороны, это известие не ново, а на уточняющие вопросы Виктор Ющенко не отвечал, он их задавал. Точнее, президент обозначил ряд проблем в газовой сфере — от финансовых трудностей НАК «Нефтегаз Украины» до бездействия Антимонопольного комитета, не замечающего, что СП «УкрГаз-Энерго» монополизировало поставки газа украинским промпотребителям. И дал понять, что ждет от претендентов на пост премьера в новом правительстве концепции реформирования внутреннего рынка в связи с возможным переходом на прямые поставки газа из России. Прямо говоря, Ющенко интересует, как договариваться с Газпромом, вплотную приблизившимся к контролю над ГТС Украины? Если бы не последнее обстоятельство, этот вопрос можно было бы счесть риторическим, ведь соглашения с Газпромом не готовят в Киеве, а навязывают в Москве. Однако в контексте заявлений президента интрига оказалась в том, что если бы прямой импорт газа вдруг стал реальностью, Нефтегаз, отягощенный миллиардными долгами, просто не выдержал бы прессинга со стороны Газпрома, позиция которого известна: без посредников газ для Украины будет стоить $230 за тысячу кубов, альтернативный вариант — паритетный контроль над газотранспортной системой страны. Контракты попытались частично ответить на вопросы, переадресованные президентом еще не сформированному Кабмину.
Вопрос № 1, шкурный. Есть ли связь между окончанием каденции президента России Владимира Путина и идеей Газпрома отказаться от посреднических услуг РосУкрЭнерго?
Виктор ЮЩЕНКО:
— Я не хочу комментировать, какая политика стоит в России за этой организацией, это их дело... Что касается украинской стороны, то я не знаю фигур, стоящих за компанией «РосУкрЭнерго» от имени государства, их официально никто не определял, и официальный Киев не имеет никакого отношения к деятельности этой структуры. Если у кого-то есть другие сведения, я попросил бы их прислать. Я даже не знаю, в чем коммерческий смысл РосУкрЭнерго, мне известно, что 50% этого проекта принадлежит Газпрому. Поэтому мы и исходим из того, что перспектива отношений с РФ — прямое сотрудничество с Газпромом. Это внятный ответ на все подозрения относительно причастности украинских чиновников к РУЭ и авантюристичности этой компании. Детализировать не хочу, поскольку для этого нет достаточной информации.
Комментарий Контрактов.
Импорт газа в Украину без посредников отнюдь не метафора, а вполне конкретная инициатива. Немецкая компания E.On (крупнейший миноритарий Газпрома) предложила рассмотреть вопрос отказа от экспорта газа через швейцарскую компанию «РосУкрЭнерго» на ближайшем совете директоров. На эту информацию в Киеве отреагировали осторожно, что вполне объяснимо, поскольку РУЭ является монопольным поставщиком газа в Украину (импортирует около 58 млрд кубометров голубого топлива) и собственником 50% акций ЗАО «УкрГаз-Энерго», реализующего газ украинским промпотребителям (другими 50% акций владеет НАК «Нефтегаз Украины»). В частности, первый вице-премьер Николай Азаров заявил, что «правительство не против возможного перехода на прямые отношения между Газпромом и Нефтегазом», и пообещал «изучить вопрос внимательно, исходя из того, чтобы цена на поставляемый газ была приемлемой для Украины: позволяла бы нам вписываться в траекторию внедрения энергосберегающих технологий». В таком контексте ранее прозвучавшее требование Газпрома к «украинской стороне» вернуть $2 млрд долга и оперативное погашение соответствующих обязательств его сателлитами (по сути, должна была Газпрому не Украина, а РУЭ и УкрГаз-Энерго) — это нечто большее, чем PR-акция с целью показать, что Кабмин Януковича дружит с Москвой. Это очень похоже на подведение баланса и сверку счетов... Возникает логичный вопрос: как может быть реорганизован внутренний рынок Украины в случае перехода на прямые поставки газа Газпромом? Этот вопрос Контракты и задали президенту.
Вопрос № 2, логичный. Как может быть реорганизован внутренний рынок в случае перехода на прямые поставки газа Газпромом?
Виктор ЮЩЕНКО:
— Меня как президента и гражданина не устраивает подход, когда национальная компания теряет позиции на газовом рынке, а СП «УкрГаз-Энерго» зарабатывает на наиболее платежеспособных потребителях — промышленных предприятиях. Вообще я не считаю нормальным деление газового рынка на сегменты в зависимости от финансовых возможностей покупателей... Было бы неплохо, если бы правительство озаботилось уровнем платежной дисциплины в газовом секторе. Речь идет о том, что около 90% населения рассчитывается за газ, а по теплокоммунэнерго этот показатель составляет 73-78%... Понятно, что это недопустимо, но, если говорить откровенно, ни руководство Нефтегаза, ни чиновники Минтопэнерго не мотивированы решать эту проблему. А ведь 18 млрд кубов газа НАК направляет в этот сектор фактически без компенсации.
Комментарий Контрактов.
В октябре-ноябре НАК «Нефтегаз Украины» перечислила СП «УкрГаз-Энерго» $700 млн для погашения долга перед Газпромом. По версии министра ТЭК Юрия Бойко, именно столько НАК задолжала СП за газ, приобретенный для перепродажи предприятиям теплокоммунэнерго в 2007-м. Контракты неоднократно писали о том, чем чревато дотирование определенных категорий потребителей за счет Нефтегаза (компания до сих пор продает импортируемый газ дешевле, чем покупает), исходя из политической целесообразности. Сейчас лишь констатируем, что из $700 млн, возвращенных Нефтегазом, $300 млн было выручено за транзит российского газа в Европу, а $400 млн сэкономлено в результате снижения налоговой нагрузки на государственный холдинг... Готова ли НАК к переговорам с Газпромом о прямых закупках газа? Этот вопрос был задан президенту в другой формулировке.
Вопрос № 3, чести. Правда ли, что структуры Газпрома скупили долговые обязательства Нефтегаза?
Виктор ЮЩЕНКО:
— Нет... Однако следует признать, что бюджет НАК на текущий год был составлен с дефицитом в 9 млрд грн, из них более 5 млрд грн — обслуживание и погашение кредитных обязательств. Странно, что 1,5 млрд грн дивидендов от деятельности УкрГаз-Энерго в 2006-м не было распределено, что существенно ослабило финансовые позиции НАК. Вопрос реорганизации внутреннего рынка — это сложное домашнее задание, которое нужно выполнить как можно скорее.
Комментарий Контрактов.
Источники, которым нет оснований не доверять, утверждают, что кредитный портфель НАК «Нефтегаз Украины» превышает $2,2 млрд, а его обслуживание обходится компании приблизительно в $200 млн ежегодно. По данным Минтопэнерго, в октябре Нефтегаз направил более $27 млн на погашение кредита австрийскому Дойче Банку (напомним, что $600 млн одолжили в 2005-м и... перечислили в госбюджет). В феврале НАК досрочно вернула $200 млн голландскому АБН Амро (брали в июне 2006-го, несмотря на правительственный запрет привлекать кредиты, под Libor +1,25% на 364 дня)... Сейчас министр ТЭК Юрий Бойко регулярно сигнализирует кредиторам НАК (в числе которых российский Альфа-Банк, украинский Проминвестбанк, кипрский Дефа Банк ПЛС, английский Стендерд Банк ПЛС и др.), что Нефтегаз платежеспособен. Но это не отменяет факта: по информации аудиторской компании Ernst & Young, почти все кредиты, привлеченные НАК, — бланковые (то есть взяты без залога). Однако кредитные условия позволяют банкам как переуступать права требования третьим лицам, так и требовать немедленного погашения займов и выплаты процентов по ним в ряде случаев, в частности, если произошло событие, оказавшее существенное негативное влияние на деятельность заемщика. Степень «существенности влияния» кредиторы вправе определять по своему усмотрению... Кстати, переход на прямые поставки газа Газпромом вполне может быть таким событием. В связи с этим как никогда актуален вопрос: какими будут цена на газ для Украины и ставка транзита по ее территории в 2008-м?
Вопрос № 4, насущный. Сколько будет стоить газ, импортируемый в Украину, на границе с РФ в 2008-м?
Виктор ЮЩЕНКО:
— Цена газа для Украины и ставка транзита для России будут определены в ближайшее время. Мы понимаем, что отношения с Газпромом сейчас находятся в переходной стадии, и осознаем, что должны быть корректными друг к другу. Безусловно, цена газа на российско-украинской границе в $130 за тысячу кубометров не является оптимальной. Конечно, она вырастет... Но ведь тариф на хранение газа в ПХГ Украины также требует отдельного рассмотрения... Кроме того, цена на газ и ставка транзита должны быть прогнозируемы и определяться на высоком статусном уровне, а не субъектами хозяйствования.
Комментарий Контрактов.
Министр топлива и энергетики Юрий Бойко утверждает, что цена на газ для Украины на 2008 год обсуждается с российской стороной в диапазоне $150-160/тыс. куб. м. Юрий Анатольевич называет некорректным утверждение о том, что ставка транзита по территории Украины в размере $1,6/тыс. куб. м на 100 км занижена. Фактически, заявления Бойко можно интерпретировать следующим образом: если он останется на посту, а Газпром откажется от услуг РосУкрЭнерго не в 2008-м, а, к примеру, в 2009 году, то СП «УкрГаз-Энерго» будет закупать газ по цене $150-160/тыс. куб. м, а ставка транзита не изменится. Подобная схема уже была реализована в декабре 2006 года на основании соглашения об урегулировании отношений в газовой сфере (которое подписали Нефтегаз, Газпром и РосУкрЭнерго в январе 2006 года, разорвав выгодную для Украины связку «цена-транзит»). Естественный результат: финансовые проблемы НАК, а точнее — ДК «Укртрансгаз». Причина — при транспортировке российского газа в Европу на работе компрессорных станций по перекачке расходуется 5,5-5,8 млрд куб. м газа в год, а плановые балансовые потери энергоресурса при прохождении по ГТС составляют 1,06 млрд. куб. м (реальные потери — выше). Таким образом, вполне уместен вопрос: сколько будет стоить технологический газ для Украины в 2008-м?
Вопрос № 5, уместный. Сколько будет стоить в 2008 году технологический газ, расходуемый украинскими компрессорными станциями для перекачки российского газа в Европу?
Виктор ЮЩЕНКО:
— Работа Укртрансгаза заслуживает отдельного комментария, поскольку компания не в лучшей кондиции и правительство должно было принять меры по ее оздоровлению, а не выводить на отдельный баланс... Тем более что в этом году российская сторона на 1,5 млрд куб. м газа сократила объемы транзита (дело в том, что газ в связи с теплой погодой оказался невостребованным рынком), и это также ударило по финансовым позициям Укртрансгаза, недополучившим 2 млрд грн.
Комментарий Контрактов.
Полагаем, что официального ответа на этот вопрос в ближайшее время не предвидится. Дело в том, что министр ТЭК Юрий Бойко в интервью Контрактам обещал урегулировать проблему неадекватности роста цены на технологический газ и сохранения транзитного тарифа еще в феврале (подробнее см. «Газпром слезам поверил» в № 6 от 05.02.2007 г.). Министр сказал, что «переговоры по этому поводу еще продолжаются», и, скорее всего, слукавил. По самым скромным подсчетам, подорожание газа на российско-украинской границе с $95 до $130 за тысячу кубометров в 2007-м обошлось Укртрансгазу более чем в $1 млрд (еще $300 млн, напомним, у компании изъяли для погашения обязательств Нефтегаза перед УкрГаз-Энерго). Дальнейший рост цены на газ — с $130 до $150 (при фиксации транзитной ставки на уровне $1,6 за тысячу кубометров на 100 км) — может стоить в 2008-м как минимум еще $1 млрд дополнительных расходов... Отчасти поэтому президенту был задан тестовый вопрос: какая схема импорта газа является для Украины оптимальной?
Вопрос № 6, тестовый. Какая схема импорта газа является для Украины оптимальной?
Виктор ЮЩЕНКО:
— Прежде всего решение вопросов поставок газа в Украину и транзита по ее территории должно быть в компетенции нашего государства. Мы должны выстроить схему, которая была бы минимально подвержена внешним влияниям, независимо от того, каков их характер — политический или рыночный... В этом смысле речь идет об обеспечении не только экономической, но и политической независимости страны. В этой связи я выделил бы несколько основных позиций. Первая — переход на простую и прозрачную систему расчетов и детенизация импорта, процесс газовых поставок должен быть понятен каждому, а не узкой группе специалистов... Вторая позиция — формирование рыночных отношений между покупателем и продавцом... Третья — обеспечение безопасности транзита российского газа по территории Украины, спекуляций насчет выполнения украинской стороной обязательств быть не должно... Четвертая позиция, как это ни удивительно, — проекция на внутренний рынок нашей страны — мы не должны допустить его некорректной монополизации... Думаю, что переход на прямые поставки газа даст ответы на все эти вопросы. Полемика с российской стороной состоится в ближайшее время.
Комментарий Контрактов.
Вряд ли стоит надеяться, что российский монополист будет ждать, пока правительство профинансирует НАК «Нефтегаз Украины» за бюджетный счет (именно этот вариант — далеко не безупречный, но вполне действенный — Виктор Ющенко настроен реализовать в 2008-м). В том случае, если «полемика с российской стороной» действительно пройдет быстро, как рассчитывает президент, то более вероятным представляется другой сценарий развития ситуации. К примеру, может выясниться, что, помимо прямых кредитных обязательств НАК, у компании есть опосредованные — совместные с РосУкрЭнерго (все недвижимое имущество которой — офис в швейцарском кантоне Цуг), оформленные на УкрГаз-Энерго. Зампред правления Нефтегаза, по совместительству руководитель СП Игорь Воронин в интервью Контрактам признался, что УкрГаз-Энерго брал кредит в $1 млрд для того, чтобы к отопительному сезону-2007/2008 ПХГ Украины были под завязку заполнены газом (подробнее — № 16 от 16.04.2007 г.). После непродолжительной дискуссии на тему: «Связи между долгами НАК и угрозой энергетической безопасности Украины» Игорь Воронин предложил следующую модель построения отношений с Газпромом: «Вообще, чтобы не было опасений, что у НАК кто-то как-то может забрать трубу, миноритарный пакет акций следовало бы продать за несколько десятков миллиардов долларов». По словам Ющенко, вопрос приватизации Нефтегаза пока не стоит. Зампред Газпрома Александр Медведев думает иначе: «Если бы нам удалось создать консорциум, то определение цены на газ было бы внутренним вопросом Украины. Соответствующие предложения давно лежат на столах руководства вашей страны». Учитывая все вышесказанное, вопрос диверсификации поставок газа является для Украины принципиальным.
Вопрос № 7, принципиальный. Насколько реально восстановить прямые закупки туркменского газа в ближайшие год-два?
Виктор ЮЩЕНКО:
— Насколько я владею ситуацией, сейчас украинская и туркменская стороны работают над подготовкой визита их премьера к нам. Вопрос заключается только в том, что Украина должна быть готова к переговорному процессу, а для этого должен начать работу парламент. Вы, наверное, знаете, что сейчас туркменский газ в Украину идет через российскую структуру. Однако я не буду скрывать, что мы заинтересованы в возобновлении прямых поставок из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и России. Проблема в том, что для этого нужно политическое решение их стороны... Думаю, Украина могла бы оказать большую услугу Туркменистану, обеспечив прямой транзит газа в Европу. Очевидно, что для туркменской стороны этот вопрос актуален.
Комментарий Контрактов.
В 2006-м стремление Украины к рыночным отношениям в газовой сфере (разговоры о которых только раздражают Газпром) привело к потере НАК «Нефтегаз Украины» бартерных контрактов на закупку газа в Туркменистане. В результате российский Газпром-экспорт законтрактовал туркменский газ. По сути, в давно подписанный договор, рассчитанный на 20 лет, туркмены вписали ценовое условие — $100 за тысячу кубов газа на границе с Узбекистаном, а россияне на него согласились. (Цена газа,з импортируемого в Украину РУЭ, соответственно выросла в 2007-м до $130 за тысячу кубометров.) Если говорить предельно точно, то НАК потеряла не столько прямой контракт с Туркменистаном (купить газ в этой стране не проблема), сколько преимущественное право этот газ экспортировать. Дело в том, что пропускная способность узбекского участка газопровода «Средняя Азия—Центр», по которому транспортируется туркменский газ, составляет 47 млрд куб. м ежегодно (ровно столько закупают россияне). Согласно инвестиционной стратегии Газпрома, именно РУЭ должна была развивать транзитную систему Узбекистана, в чем по понятным причинам компания не преуспела. Любопытно, что синхронно с информацией о возможном отказе Газпрома от посреднических услуг РУЭ в британской Times появилась провокационная заметка о том, что министр энергетики Великобритании Малькольм Винс и министр нефти и газа Туркменистана Баймырат Ходжамухаммедов подписали меморандум о доступе Бритиш Петролеум к туркменским месторождениям углеводородов. Если намерения сторон серьезны, то Великобритания будет заинтересована в строительстве газопровода из Средней Азии в Европу в обход России: через республики Закавказья (как вариант — Иран и Турцию), Черное море и Украину. Реализация такого проекта откроет НАК «Нефтегаз Украины» второе кредитное дыхание и новые перспективы. Но стоит ли на это рассчитывать? Кратчайший путь к диверсификации поставок газа для нашей страны — заинтересовать туркменских лидеров новой, еще менее прозрачной, бартерной схемой. После этого НАК может попытаться договориться с Газпромом о взаимовыгодных условиях транзита (туркменского газа — по территории РФ; узбекского, казахского и российского — по территории Украины). В свое время для этого зачем-то создали РУЭ. Это и есть ключевой вопрос.
Статья «СЛОВО БЕЗ ДЕЛА»
Президент Ющенко дал 45-минутное интервью представителям четырех СМИ (деловые еженедельники страны были представлены Контрактами).
Интервью оказалось настолько нетипичным, что редколлегия Контрактов долго решала, в каком формате его публиковать.
Президент сообщил пренеприятнейшее известие: энергетическая безопасность страны в опасности.
И обозначил ряд проблем в газовой сфере — от финансовых трудностей НАК «Нефтегаз Украины» до бездействия Антимонопольного комитета, не замечающего, что СП «УкрГаз-Энерго» монополизировало поставки газа украинским промпотребителям.
Ющенко дал понять, что ждет от претендентов на пост премьера в новом правительстве концепции реформирования внутреннего рынка в связи с возможным переходом на прямые поставки газа из России.
Интрига в том, что если бы прямой импорт газа вдруг стал реальностью, Нефтегаз, отягощенный миллиардными долгами, просто не выдержал бы прессинга со стороны Газпрома.
Позиция же Газпрома известна: без посредников газ для Украины будет стоить $230 за тысячу кубов, альтернативный вариант — паритетный контроль над газотранспортной системой страны.
Контракты попытались частично ответить на вопросы, переадресованные президентом еще не сформированному Кабмину.
Статья «ДОРОГИЕ ДОРОГИ”
По подсчетам Киевской горадминистрации, ежедневно в столице скапливается до 70 заторов и тягучек. Читайте в деловом еженедельнике Контракты о новой программе «В европейский Киев на европейском транспорте». Программа рассчитана на 4 года и предполагает масштабное строительство и реконструкцию транспортных развязок, мостов и введения платы за проезд в разные части города.
Статья «GENERATION G»
С ноября в Украине официально действует мобильная связь третьего поколения от Укртелекома - 3G – UMTS.
Обо всех выгодах и недостатках проекта читайте в деловом еженедельнике Контракты.