Вечный Иван Степанович
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Понедельничный «Коммерсант» принес новую сенсацию. Оказывается, президент очень расстроен недопустимым уровнем агрессивности в украинской политике и обвиняет в этом не кого-нибудь, а Юлию Тимошенко и Вячеслава Кириленко… Причем «достали» они его совершенно неприличными требованиями согласиться на премьерство одной и спикерство другого.
Формально, кстати, согласие Виктора Андреевича ни на то, ни на другое совершенно необязательно – по Конституции он не имеет никакого влияния на избрание председателя ВР и чисто формальное – на избрание премьер-министра. Однако, политические реалии Украины несколько отличаются от продиктованных законами формальностей.
Во-первых, Тимошенко и Кириленко не для того агитировали за «победу справедливости» в виде досрочных выборов, чтобы иметь возможность самостоятельно что-то решать. Естественным следствием антиконституционных перевыборов (до того незаконных, что Виктор Андреевич даже постеснялся распустить предыдущую Раду; так что у нас их сейчас две – неполномочная и недействующая…) стало то, что полномочия президента стали поистине безграничными, а БЮТ и, в особенности, НУ-НС попали к нему в подобие крепостного права.
Во-вторых, у президента все же есть своя фракция, которая худо-бедно, но управляется из Секретариата. И президент, на всякий случай, продемонстрировал свои возможности влияния на ситуацию в виде «чисто технического» отсутствия согласия на вхождение в коалицию трех депутатов. Причем Иван Степанович Плющ прямо говорит, что он не дурак, чтобы подставляться под гнев Тимошенко – «такие государственные служащие, которые принадлежат к патронатным службам президента или подобным им службам, не принимают самостоятельных решений. А я провел недостаточно консультаций с президентом, чтобы принимать какое-то решение».
Впрочем, отношения пауков в «демократической коалиции» – тема для мемуаров. Нас же сейчас могут интересовать практические выводы из недовольства президентом Тимошенко и Кириленко.
Очевидно, что он не хочет, чтобы Тимошенко стала премьером. Нежелание это совершенно алогичное – кратковременное премьерство лидера БЮТ ему выгодно.
С другой стороны, он уже не хочет, чтобы председателем ВР был Кириленко. Причины тут, по меньшей мере, две.
Во-первых, Кириленко, конечно, политик слабый и зависимый. Однако зависим он сейчас не от Секретариата, а от Тимошенко.
Во-вторых, вариант Кириленко (даже и зависимого от БЮТ – перехватить управление всегда можно) выгоден был бы в случае парламента, в котором есть хоть какое-то устойчивое большинство. Таким парламентом имело бы смысл управлять в ручном режиме с Банковой.
Однако, такого большинства не получается. «Демократическая» коалиция без Тимошенко-премьера не складывается. «Широкая» коалиция требует согласия хотя бы 35 членов фракции НУ-НС. Безусловно, принципиальность Кириленко и Луценко (помните, как он клялся, что не будет в правительстве Януковича?) – вещь более чем сомнительная, но, судя по результатам выборов, ресурса Балоги не хватит даже для того, чтобы загнать их в «ширку»…
Остается один-единственный вариант – Верховная Рада собирается, но… не формирует большинства. В этом случае президент получает возможность вести сложную игру, маневрируя между фракциями ВР и не вполне легитимным правительством (полномочия-то оно сложит, а вот передать кому?) и протаскивая нужные решения при помощи политических соглашений. Поскольку президент в этих условиях является единственным легитимным органом власти, его возможности для «протаскивания» весьма значительны.
За примерами соглашений далеко ходить не надо – только недавно президент уселся на председательское место на заседании правительства и давал указания министрам, которые при всем желании выполнить их не могут, ибо министерствовать им осталось неделю, много – две. Или, все же, больше?
А что же статья 90 Конституции? А ничего. В статье четко написано, что президент не «обязан», а только «имеет право» распустить ВР в случае ее очевидной неработоспособности. И Конституция тут не при чем – это у Виктора Андреевича такая логика, что работоспособную Раду он распустить просто-таки обязан (хоть и не имеет права), а вот неработоспособную – может распустить, а может и оставить…
В этих условиях президенту, безусловно, нужен очень сильный председатель ВР. Такой, который сможет маневрировать в слабо структурированном парламенте и проводить линию президента. «Воспитывать» нового председателя некогда (да и не умеет Ющенко этим заниматься), потому придется опираться на старые кадры.
Кадров таких два – Владимир Михайлович Литвин и Иван Степанович Плющ.
По поводу Владимира Михайловича я уже писал – ненадежный он человек. Хотя бы тем, что, безусловно, поставит свои интересы выше президентских.
А вот Иван Степанович всем хорош – близок к президенту и ментально, и идеологически. Опять же – не любит Юлию Владимировну и любит «широкую» коалицию. И главное – возрождением из политического небытия он обязан лично президенту. Быть ему главой парламента!
Думается, однако, что именно самое естественное место этой схемы и является самым слабым. Кучма тоже думал, что выдвижение Литвина позволит ему решить множество проблем. Однако – не угадал. Так же, боюсь, может не угадать Ющенко с Плющем.
В данном случае даже не так важно, случайно ли Плющ выступал за «широкую» коалицию еще в те времена, когда «оранжевых» и «бело-синих» еще в помине не было. И в какой мере эти взгляды связаны с его отношениями с Ринатом Ахметовым (злые языка утверждают, что связаны, так же как и в случае с Верой Ульянченко – но на то они и злые, чтобы клеветать на кристально-честных людей).
Важно другое – возникает схема, в которой политика президента будет, хотя бы и временно, зависеть от эффективности работы председателя ВР. Именно он сможет сорвать принятие нужных президенту проектов, а может и сформировать коалицию (то, чего не удалось президенту). Вполне возможно – коалицию, которую объединит идея того, что Ющенко уже всех достал…
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга