Турчинов еБЮТ Президента
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В пятницу, 23-го числа, вроде как все должно решиться, хотя лично я сомневаюсь.
Но обещали ж, что прояснится и с коалицией, и со спикером, а заодно и с премьером.
Единственное, что осталось неясным, и, судя по всему, таковым и останется, — зачем так отчаянно спорила группа по подготовке первого заседания: когда же сессию открывать — 23-го или 26-го?
Как будто три дня что-то меняют! И надо было из-за этого накалять обстановку? Одни — представители бывшей антикризисной коалиции — кричали, что оппоненты им 23-м числом выламывают руки, а вторые — «помаранчевые» — что противники хотят додерибанить, поэтому заседание надо назначать в пятницу, а не в понедельник.
Фото пресс-службы БЮТ
— Три дня что-то меняют? — спросила я у второго номера в списке БЮТ, неизменного зама Юлии Тимошенко, экс-первого заместителя секретаря СНБО АЛЕКСАНДРА ТУРЧИНОВА.
— Есть такая поговорка — перед смертью не надышишься. Так вот «регионалы» тянут время, хотя перед уходом из власти — точно так же — не надышишься чарующим для них ароматом Кабмина. Ну хорошо, взяли мандаты на две недели позже. Ну просуществовало правительство Януковича еще две недели. И что? Все увидели: их талант дальше, чем заявление о дешевой капусте, — ни на что больше не распространяется. В то же время дальнейшее их пребывание при власти оборачивается для страны катастрофой.
«В однобортном уже никто не воюет»
— Хорошо, ставим точку: в пятницу так в пятницу. И БЮТ придет весь в белом?
— Да.
— Из достоверных источников известно, что наденет новые фасоны: с вырезом «мысиком». Так сказать, усовершенствованные модели.
— Кто такое говорит?
— Ваш депутат. Бютовец Корнейчук: «Свитерки будут не под горло, а с вырезом, под него можно и рубашку с галстуком надеть». Мне это напомнило Броневого в «Мюнхгаузене». «Как можно носить однобортный?! Вы что, не знаете — в однобортном уже никто не воюет?» Но я вижу — эти ассоциации вам не по душе, поэтому только один вопрос об одежде: считаете, одинаковые кофточки — действительно символ единства?
— А что вам не нравится?
— Все нравится. Просто некоторые, будучи в белом, демонстрировавшие единство весной 2006-го, вскоре стали главными вашими оппонентами. Да хоть те же «Вольные демократы». Вы ж не скажете, что их «перекупили»?
— Ярые критики всегда находятся среди предателей. Наиболее жестокие операции относительно мирного населения проводили с участием как раз тех, кто и был представителем этого самого мирного населения, но предал страну. Полицаев — в скобочках, предателей — всегда использовали в карательных целях против своих. Ибо у них не было путей к отступлению. А критика от предателей — наиболее циничная, жестокая и грязная. Не надо здесь искать какие-то подводные камни. Это просто «синдром полицая», и надо такое тоже спокойно воспринимать.
— Странно слышать ваши речи в адрес того же Дмитрия Выдрина...
— ... который всем потом стал рассказывать, что его чуть ли не насильно одевали в белый свитер! Но мы никого насильно не одеваем. Если есть желание у тебя быть членом команды — пожалуйста!
— Ну не только он, многие недоумевали от картины, когда полторы сотни депутатов — в белом.
— А мы не хотим, чтобы депутаты на открытии сессии выглядели разношерстной компанией: один в «бриони», другой в потертом костюмчике производства житомирской кондитерской фабрики!.. Хотя оппоненты позволяли себе выпады в наш адрес типа того, что БЮТ — «белая гвардия»...
— И еще «воины света». Но это бютовцы так себя называли. А оппоненты — другими словами. «Палата номер 6».
— Пусть это останется на их совести. И думаю, говорили они так о нас больше из зависти. Им трудно воспринимать нашу единую команду — как вызов аморфности украинского политикума.
Кто зависим от Балоги на 101%?
— Переходим к вашим союзникам. Вот один из представителей НУНСа — бывший львовский мэр Василий Куйбида хоть и говорит загадочную фразу, что «неформирование демкоалиции не означает автоматически формирования иной коалиции», но как-то неуверенно. У вас нет ощущения, что все-таки появится в итоге «иной формат», не «помаранчевый»?
— Во-первых, давайте не будем коалицию называть «помаранчевой», потому что хоть наши политические партнеры и были на выборах с оранжевой символикой, но у БЮТ она — бело-сердечная... Тем более не цвета партийных стягов определяют общность взглядов, а желание изменить жизнь в стране к лучшему. Так что для названия коалиции более приемлемо — «демократическая».
— А «во-вторых» — что?
— То, что у некоторых политиков — прежде всего из «Регионов» — тонкий расчет: дескать, БЮТ и НУНС не удастся сформировать коалицию, значит, отрабатывается вариант «ползучей» нелегитимной широкой коалиции. Это когда фактически сохраняются сегодняшние реалии: Виктор Янукович исполняет обязанности премьер-министра. «Регионалам» это выгодно — нет политической ответственности.
— Но у меня впечатление, что и в среде НУНС немало приверженцев такого варианта. Они рассказывают Виктору Ющенко, что при условии «и. о.» премьера у президента — вся полнота власти.
— А я убежден, что как раз наоборот, и в случае несоздания демократической коалиции страна получит отвратительный микс. Безответственность приведет к серьезным экономическим, социальным и политическим катаклизмам. Потому что с исполняющим обязанности премьера никто в мире не будет всерьез говорить. Но оставаясь «и. о.», можно продолжать грабить страну, незаконно приватизировать предприятия.
— Отношения между Ющенко и Януковичем значительно потеплели, вам не кажется?
— Не надо быть аналитиком и политологом, чтоб не увидеть, как Янукович подобострастно заискивает перед Ющенко, надеясь, что тот пойдет или на вариант широкой коалиции, или на «квазиаморфную теневую схему» — придумайте сами название. Во всяком случае ПР надеется, что Виктор Федорович еще какое-то время останется как бы при власти, при этом коалиции — как бы и нет. Вот такая хитрая закавыка! И это все, поверьте, возможно при одном условии: попустительстве со стороны президента.
— В рядах НУНС, можно сказать, бунт зреет. А вы говорите — «попустительство»!
— Это ж понятно: Плющ, Петевка, Криль не являются самостоятельными политическими фигурами, чтобы принимать решение — входить им или не входить в коалицию. Их зависимость от Балоги и президента даже не на 90%, а на 101%.
— И как вы объясняете ход с «неподписантами»?
— Это демонстрация того, что как президент, так и руководитель его канцелярии не определились. И чем дольше они будут в таком неопределенном недоумении делать вид, что не понимают, что происходит, тем больший урон нанесут и своему авторитету, и политической перспективе партий, которые объединились в НУНС.
«Они»
— Виктор Андреевич публично пообещал «поговорить с теми, кто не подписал соглашение с БЮТ». Как бы собрался «повоспитывать». И что же?
— Думаю, некоторые хотят поиграть в игру, в которую, к сожалению, уже играли в 2005 году, когда они отправили в отставку правительство Тимошенко и тоже говорили: зачем усиливать ее позиции? Надо ослабить, загнать в подвал — и станет все хорошо! Не стало хорошо. Или в 2006-м: тоже уверяли — зачем спешить с коалицией, давайте потянем, заберем побольше министерств, а из премьера сделаем такого чисто номинального руководителя Кабмина. Потянули... И чем это закончилось? А потом рассказывали, что подписав «Универсал» с «Регионами», можно руководить страной!
— Почему «они»? Зачем о Ющенко во множественном числе? Это ж он говорил.
— Обиднее всего, что сколько бы история, жизнь, Господь ни давали уроков, не делаются из этого выводы. Если б месяц назад кто-то сказал, что среди союзников найдутся те, кто откажется подписывать соглашение, я бы не поверил.
— Бывший ваш бютовец Матвиенко...
— «Бывший наш» — не характеристика.
— Тогда так: нынешний ваш партнер по будущей коалиции тоже не безоговорочно — за союз с БЮТ. У него есть пакет замечаний. И если подписывать, то «с предостережениями». Кстати, не только он об этом говорил.
— И это нехорошо. С политическими партнерами мы все давным-давно согласовали, подписали, но вот — с 30 сентября — прошло уже полтора месяца. Что в жизни изменилось? Какую ревизию и чего надо делать? Какие «предостережения» и «оговорки» дописывать? Стыдно: Польша провела позже досрочные выборы, успела сформировать коалицию и правительство. И уже забыла, что выборы были. А у нас никак не могут определиться с началом работы парламента!.. Я вам открою тайну. Надеюсь, кроме читателей газеты, вы ж ее никому не расскажете?
— Никому.
— Так вот знайте. Первое: чем дольше они будут играть в эту игру — все, кто пытается разрушить коалицию, независимо от должностей и политических мастей, тем мощнее и сильнее мы станем. Второе: чем отчаянней их страх перед нашим приходом к власти, тем быстрее мы к этой власти придем. И третье: чем больше они будут тянуть с созданием коалиции, тем мощнее будет в ней представительство именно нашей политической силы.
— Статья 10, пункт 10.01 соглашения НУНС и БЮТ: «премьер — Тимошенко». Вас не пугает, что именно по поводу этого пункта политические союзники возводят непреодолимые препятствия?
— Мы прошли такой путь, что теперь то, о чем вы говорите, не воспринимаю как «препятствие», а всего лишь — «бугорки». К тому же они должны помнить: кто роет яму, тот в нее обязательно сам и попадает. У нас же есть цель — не должность премьера, не Кабмин, а реализация программы «Украинский прорыв»...
—... на авторстве которой, не только названия, настаивает Кинах.
— Кинах продемонстрировал в прошлом созыве, в чем его идеи. И это перечеркнуло его как политика.
— После совещания в МВД, которое проводил Ющенко, на Богомольца,10 родился жизненный анекдот. Смотрит президент в зал, где сидят бывшие «гаишники», и мечтает: «Разогнать бы вас еще раз!» Ситуация нелепая: ГАИ ликвидирована, но Виктор Андреевич заслушивает работу Госавтоинспекции! Это я к тому, что вот сейчас — по настоянию главы державы — отдан ему весь силовой блок. Представьте, сколько там можно всего наваять! Вы отдавали МВД «без боя»?
— Честно говоря, мы не с радостью восприняли жесткую позицию наших союзников о том, что только «под президентом» должен быть весь силовой блок. Не уверен, что все отдают себе отчет: президент ведь фактически берет на себя ответственность за борьбу с коррупцией и вообще с преступностью в стране.
— Зато Кабмин умоет руки.
— Но для будущего правительства, которое ставит во главу угла борьбу с коррупцией и преступностью, такой инструмент, как МВД, очень важен.
— Не пытались Виктора Андреевича переубедить?
— Пытались, но не смогли.
— Почему согласились на его вариант? Тем более что он де-юре к коалиции вообще не имеет никакого отношения, а уж тем паче — ставить условия.
— Согласились, чтобы подписать «угоду» и ускорить формирование демократической коалиции.
— Все ходят вокруг да около: министерства поделили, но фамилии не называете. Вы что, в самом деле кадры не обсуждали?
— А зачем людей обнадеживать, пока не сформирована коалиция? Тем более — БЮТ и так пошел на все мыслимые и немыслимые компромиссы.
— Нет ли предчувствия: закончится история тем, что президент вообще заберет себе на веки вечные этот самый силовой блок? Пока такое решение названо «временным», но ничего нет более постоянного, чем временное, не так ли? Потом возьмут и узаконят. Ведь как с СНБО хорошо начиналось, помните? А закончилось — в феврале 2005-го — «альтернативой Кабмину».
— Сейчас у Совбеза совсем другой статус, нежели был два года назад, когда действительно был создан орган как альтернатива КМ. Нынче же СНБО действует в рамках Конституции. И там достаточно профессиональных людей.
— А почему нельзя повторить вариант-2005?
— Не смогут. Надо вносить изменения в Конституцию, а за это Верховная Рада не проголосует.
Лучшее из зол
— «Ющенко боится как коалиции с БЮТ, так и с ПР, — мнение Литвина. — В одной коалиции для него не совсем комфортно строить отношения с Януковичем, но, с другой стороны, ему еще более некомфортны отношения с Тимошенко. Он выбирает лучшее из худшего». Эту теорию мне подтвердил и один нунсовец, лояльный к вашей политической силе. Он сказал: «Союз НУНС и БЮТ может накрыться медным тазом».
— Так могут рассуждать лишь те, кто заинтересован в дестабилизации.
— При этом «несоюз» выгоден и Тимошенко. Потому что, не имея возможности выполнить обещания хотя бы по вкладам в Сбербанк, сможет сказать: я хотела, но мне помешали. Вот уже и ваш Терехин говорит: надо бы сократить долг Сбербанка вдвое. А УНП — союзники — предупреждают: «Ребята, не съезжайте с темы!»
— А мы и не «съезжаем». Более того, и друзья БЮТ, и оппоненты знают, что как раз наша политическая сила все свои обещания выполняет, независимо от того — нравится это кому-то или не нравится. Пребывая у власти в 2005-м, имея одного премьера на весь Кабмин, мы успели сделать больше, нежели планировали на первое полугодие.
— С Терехиным согласны?
— У нас детально разработан механизм возвращения сбережений. Более того — есть несколько схем, которые можно использовать для этого. Но первый шаг — инвентаризация вкладов. Потому что многие щеголяют цифрами, говорят «100 миллиардов долларов» — это просто шизофрения.
— «Сумма в 120 млрд. гривен сократится до 50 млрд. грн.», — вот какие подсчеты бывшего министра экономики.
— И я нисколько не сомневаюсь, что цифра сократится минимум вдвое. Это не значит, что за счет манипуляций — «этим возвращать, а тем не возвращать». Просто надо смотреть объективно. Трехзначная цифра в миллиардах «нагонялась» после развала Союза как чисто политический аспект.
— Можете в двух словах сказать: за счет чего — допустим, в 2008 году — собираетесь вернуть, я так понимаю, половину? Если даже 50 млрд. гривен поделить пополам, чтобы поровну в течение двух лет выплачивать вклады, то в любом случае через месяц новому Кабмину надо искать лишние 25 миллиардов. Где взять?
— Поверьте, только за счет прекращения воровства государственной собственности как минимум 50% вкладов можно вернуть в течение года.
«Протокол сионских мудрецов»
— Есть ли у вас хоть какие-то гарантии — от союзников и прежде всего от президента, что не повторится 8 сентября 2005-го, не отправят Юлию Владимировну в отставку?
— Ну какие могут быть гарантии?! Конечно, сейчас есть риск. Особенно когда началась эта затяжка с подписями. Знаете ли, не очень добрый сигнал. Но для нас нет альтернативы. Путь, который мы наметили, должны пройти. И пройдем независимо от желания кого бы то ни было.
— То есть вы изначально готовы к худшему развитию событий для еще несостоявшегося правительства Тимошенко?
— Есть такая проблема, называется — предательство. И никто не даст гарантию, что подобное не случится. Хотя, вы ж понимаете, нам действительно хочется верить, что имеем дело с порядочными людьми, по крайней мере — адекватными.
— Первым «обличителем» во время того самого скандала, разразившегося два года назад, был Александр Зинченко. Казалось, верой и правдой служил БЮТ, а вы его на выборы не взяли.
— Когда формировали список — еще в 2006-м, мы его приглашали, причем в проходную часть, в первую пятерку. Но он захотел попробовать свои силы самостоятельно. Получилось неудачно.
— Вы открестились от газеты «ВВ», сказали, что к БЮТ издание не имеет отношения.
— Абсолютно никакого. Это независимая газета, учредители которой — частные лица.
— Какие ж медиаресурсы у вас есть?
— В собственности ни у «Батьківщини», ни у блока нет ни ведущих телеканалов, ни влиятельных изданий. Но в программе БЮТ записано, что мы поддерживаем независимость средств массовой информации.
— Было бы что-то свое, дали б отповедь на публикации в «союзнической» нунсовской прессе — «протокол сионских мудрецов», приписываемые якобы БЮТу. А так — они обсуждают, а вы молчите, поэтому напрашивается вывод: либо действительно просто у вас нет технической возможности высказаться и опровергнуть, либо все правда и опровергать нечего.
— Что за «протокол»?
— «Заседание штаба БЮТ 29 октября». Один из главных пунктов: готовиться к досрочным президентским выборам. Виктору Андреевичу пересказали содержание и, поговаривают, это его очень рассердило. Было такое решение штаба или не было?
— Нет еще оснований говорить о подготовке к досрочным президентским выборам. А подготовка к тем, которые регламентирует Конституция, начнется как минимум в конце следующего года.
— И что же должно случиться, чтобы ваша сила открыто стала готовиться к досрочным выборам президента?
— Считаю, что в момент, когда формируется парламентская коалиция с пропрезидентским партийным блоком, в любом случае мне просто некорректно говорить, какие условия необходимы для досрочных выборов главы державы.
— Тем не менее — назовите хотя бы одно условие, при котором это станет и для БЮТ возможным.
— Предательство. Самый страшный из грехов.
— Но пока в искренность Виктора Ющенко, который настаивает на формате коалиции «НУНС +БЮТ», верите?
— Надеюсь на его здравомыслие.
— Бог с ними, с президентскими выборами, но — по мнению Литвина — еще немножко, и будут новые парламентские. Как считаете: будут?
— Тот, кто хочет проводить новые выборы для удовлетворения своих амбиций, не любит народ. Досрочные выборы не проводятся по желанию, а лишь как исключительная необходимость.
— Это, конечно, можно сойти с ума, но даже в среде НУНС некоторые считают, что будут весной новые выборы.
— Мы не боимся никаких выборов. Единственная политическая сила, которая не изменила избирателям, — это наш блок. И любые следующие выборы приведут к тому, что мы сможем сформировать монопартийное правительство.
— То есть — исключительно БЮТ?
— Совершенно верно. И тогда будет действительно стабильная власть.Юлия Тимошенко тоже в свое время отметилась анекдотом о коалиции.