10 декабря традиционно отмечается как День прав человека. Именно в этот день 59 лет тому назад в ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, и именно с того времени она регулярно нарушается.
Фото
ЕРА
То ли это просто совпадение — так сказать, глупая усмешка судьбы — то ли иезуитски продуманный шаг, но именно 10 декабря в той же ООН состоится доклад совместной американо-европейско-российской группы, которая долго и безуспешно пыталась найти какой-то компромисс между сербами и косовскими албанцами в вопросе о будущем статусе края Косово.
Да, в перечне тех мест, где в последнее десятилетие наиболее наглядно нарушались базовые права человека, в том числе самое основополагающее — право на жизнь, Косово занимает отнюдь не последнюю строчку.
Россия очень долго и самоотверженно пыталась оттянуть драматическую развязку косовской эпопеи, но, похоже, история Косово вышла на новый виток спирали.
Собственно, кто знал о Косово лет двадцать назад? Осмелюсь утверждать, что немногие. Сегодня это как бы идеальная модель для изучения самых разных политических, этнических и прочих вопросов.
Можно было бы сказать, что это нечто вроде парка «Мини-Европа» или голландского Мадуродама, но только здесь отрабатываются совсем другие модели. Например, модель формирования новой политической реальности, причем изменение реальности этно-демографической. То есть можно прикинуть, что станет с Европой при нынешних темпах ее исламизации.
Н, вернемся к Косово. Итак, 10 декабря группа, как водится — «с глубоким прискорбием», доложит ООН, что «напрасный труд хуже пьянства», и между сторонами существуют «небольшие разногласия», вроде как в известном чешском анекдоте: «Мы с Пепичеком немного расходимся во мнениях по поводу нашей свадьбы: я хочу быть на свадьбе в белом платье, а он вообще не хочет жениться».
Фото
ЕРА
Собственно, «глубокое прискорбие» будет только у российской стороны треугольника. У американцев и европейцев под скорбной маской будет таится тщательно скрываемое «чувство глубокого удовлетворения». Ибо дальнейшее развитие событий, скорее всего, пойдет по американскому сценарию: провозглашение независимости Приштиной с последующим признанием ее всем мировым сообществом, за исключением России и ее немногочисленных союзников.
Увы, бывшая Югославия продолжает размножаться делением, как инфузория-туфелька, и очень вероятно, что отделением Косово дело не закончится.
Но все-таки, почему Косово можно рассматривать как модель?
Говорят (может, врут), в Британии нет Уголовного кодекса, и дела рассматриваются на основании прецедента. То есть ограбил хулиган старушку, и судья судит преступника, ссылаясь на аналогичное дело, которое рассматривалось, скажем, лет тридцать назад. Вот Косово как раз такой материал для многочисленных прецедентов.
Вспомним, с чего началась «косовская проблема». С изменения демографического (и, соответственно, конфессионального) состава населения. Что с того, что на территории Косово находятся многие православные святыни сербов, в конце концов, главная святыня армян — гора Арарат — тоже находится за пределами Армении. Нынче важно лишь то, что сербы с албанцами ужиться не смогли, и сегодня в Косово 90% албанцев и лишь 10% сербов или других национальностей. То есть практически Косово сегодня мононациональная территория, за исключением сербского анклава.
И косовские албанцы на фоне всеобщего развала Югославии решили осуществить ленинский принцип права наций на самоопределение. Американцы и большинство европейских стран, не слишком чтя Ленина, тем не менее поддержали косоваров в этом стремлении. Трудно сказать, в чем причина такой поддержки: ну не патологическая же ненависть американцев к сербам, которых они бомбили... Хотя...
Россия — в явном меньшинстве — против предоставления независимости Косово. И опять, не очень понятно почему. Аргумент -мол, чтобы не создавать прецедент и т.д. — вряд ли работает. Славянская солидарность? Та, что привела Эдичку Лимонова в окопы балканской войны? Ох, чего она стоит, эта солидарность.... Болгары Россию уже «сдали», а кто у нас был ближе болгар? И сербы, не задумываясь, оставят Россию в обмен на членство в НАТО, как только Россия не сумеет отстоять «территориальную целостность» Сербии. Хотя какая, к черту, эта целостность, если сербская власть все равно не распространяется сегодня на Косово, а край находится под протекторатом НАТО?
Самое интересное, что спор о независимости между Сербией и Косово ведется, фактически, на уровне символики. Сербы говорят: делайте, что хотите, хоть свою сборную на Олимпиаде выставляйте — и флаг, и гимн, и без сербской армии живите, но только числитесь в Сербии. Такая суперавтономия. А в Косово говорят — не хотим суперавтономии, спасибо, мы уж как-нибудь сами, хотим быть маленькими, но независимыми...
Об объединении с Албанией и создании Великой Албании — была и такая! — речи пока не идет. Но государства сейчас сливаются и разливаются, прямо как шарики ртути на столе...
Похоже, Россия, при всем своем энтузиазме, в одиночку, как бы ни пыжился Дмитрий Рагозин в Брюсселе, а Сергей Лавров — в Нью-Йорке, и даже Владимир Путин — в Кремле, отстоять позицию Сербии не сможет. И где-то в феврале правительство Косово провозгласит независимость в одностороннем порядке. А затем эту независимость признают сначала всякие латвии, румынии, исландии — короче, небольшие государства, затем — наверняка, Украина, затем — европейские киты — Германия, Великобритания, Испания, Франция и т.д., а потом и США. Россия сделает хорошую мину при плохой игре, как это уже было во время умиротворения с воздуха Милошевича.
Впрочем, Россия надувает щеки и угрожает прецедентами. Даже украинцам намекает: мол, в Крыму у вас тоже демография не в пользу украинцев, почему бы, ссылаясь на прецедент Косово (чем мы хуже англичан, судящих по прецеденту?), не провозгласить независимость «Острова Крым». Почти по Аксенову?
Россия напоминает всем про Хельсинские соглашения 1975 года, установившие незыблемость границ в Европе. Незыблемость европейских границ! И это — после развала СССР, балканских войн, раздела Чехословакии! Это уже звучит как ирония. Но кое в чем россияне правы — впервые с 1975 года «развод» происходит без согласия и вопреки желанию одного из «супругов».
Ну, и самый главный аргумент россиян — на постсоветском пространстве находится несколько таких «косово», вожди которых во сне видят признание независимости своих непризнанных территорий. Тут тебе и Приднестровская республика, и Южная Осетия, и Абхазия, и даже Нагорный Карабах. И у всех, как на картинках-головоломках из серии «найди пять отличий», конечно, можно найти отличия от косовской ситуации (и на это напирают американцы), но сходства гораздо больше.
Впрочем, одно главное отличие все-таки есть, и оно бросается в глаза. Это отличие Юпитера от быка. Попросту говоря, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Что толку, если даже Путин осуществит свой намек-угрозу и признает независимость Приднестровской республики или Южной Осетии? Ведь остальной мир ее все равно не признает. И будет, как с Турецкой республикой Северный Кипр, признанной только Турцией.
Фото
ЕРА
Кстати, этно-политическая ситуация на Кипре, сложившаяся после 1974 года, тоже до деталей напоминает конфликт Сербия-Косово. Может быть, и на этом сказочном острове, разделенном войсками ООН, настало время для кардинального решения конфликта по методу, который сейчас предлагается в конфликте израильтян с палестинцами — два государства для двух народов? И тогда Турецкая республика Кипр из территории-изгоя снова превратится в райский уголок с фантастической жемчужиной, воспетой во многих произведениях литературы — Фамагустой.
Но и на этом параллели и ассоциации не заканчиваются. Совсем недалеко по европейским меркам от Косово находится многострадальная Босния. И под влиянием косовских аналогий, не без деятельного участия Сербии, а, также и российских нефтедолларов, вполне прозападный лидер боснийских сербов Милорад Додик вдруг тоже вспомнил о праве наций на самоопределение и заговорил об отделении населенной сербской части Боснии. А учитывая тлеющие угольки ненависти, так и не залитые со времен кровопролитной балканской войны (или войн) 90-х годов прошлого века (времени-то прошло совсем немного), и привычку бывших югослав воевать, вполне можно скатиться и в болото новой войны. Как, кстати, и в самом Косово. Войны, которая будет полыхать и затухать, как пожары в Калифорнии.
Лучший вариант в данной ситуации для России (по моему непросвещенному мнению, которое сейчас будет подвергнуто яростной обструкции) — это примириться с неизбежным, сделать хорошую мину при не очень хорошей игре и присоединиться к большинству, убедив Сербию разойтись миром. Но Россия не хочет этого, потому что в этом варианте Сербия тут же войдет в НАТО, и последние славянские братки (виноват — предпоследние, последние белорусы) покинут стан союзников России.
Я думаю, что после 10 декабря внимание всего мира будет приковано именно к этой маленькой точке на карте.