Операция «преемник» - наследник престола или марионетка?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
фото ЕРААналитики крупнейших мировых изданий задались вопросом, кем станет Медведев для России – полноценным престолонаследником, тенью и марионеткой Путина или либеральным политиком, не прошедшим закалку в спецслужбах?
Обозреватель американского газет «The Washington Post» утверждает, что выбор Медведева в качестве «престолонаследника» Путин сделал без оглядки на демократию. «Вчерашнее решение Владимира Путина сделать Дмитрия Медведева следующим президентом России, скорее всего, будет с облегчением приветствоваться на Западе только потому, что некоторые альтернативные сценарии развития кремлевской драмы с преемником еще хуже… Выбранный им (Путиным) преемник, первый вице-премьер, возглавляющий энергетический гигант «Газпром», рассматривается как претендент, более либерально и дружелюбно настроенный по отношению к Западу, чем другие кандидаты. В отличие от министра обороны Сергея Иванова и самого Путина, Медведев не служил в КГБ», - говорится в статье «Следующий президент России».
фото ЕРАТем не менее, обозреватель издания утверждает, что «внезапное и неожиданное повышение Медведева» подтвердило, что Россия «вернулась к той политической системе, в которой все значительные события зависели от прихоти одного человека. «Неясным остается не вопрос о том, будет ли избран назначенный претендент, – важно, какую роль будет играть Путин при новом режиме. Этот вопрос сможет прояснить только Путин, когда он сделает свой выбор. Станет ли он премьер-министром? Возглавит ли Совет безопасности? Сохранит ли доминирующее влияние без официального портфеля, как бывший китайский лидер Дэн Сяопин?», - вот вопрос, который беспокоит политических обозревателей Вашингтона.
Автор швейцарской газеты «Le Temps» напротив, выразил искреннее удивление выбором Медведева преемником Путина: «Ужесточение позиций Кремля как на международной арене, так и во внутренней политике предвещало назначение кандидатом выходца из спецслужб. Ничего подобного. Президент в понедельник выбрал самого «либерального» и единственного официального претендента на трон Путина, не прошедшего через спецслужбы». «Скромной внешности, всегда спокойного, сдержанного, если не застенчивого по манере речи» Медведева издание сравнило с тенью «чрезвычайно уверенного в себе» Путина, которого, к тому же, называют учителем своего преемника. «С тех пор как два года назад российские СМИ назвали его одним из двух вероятных преемников Путина, бывший адвокат часто появлялся на государственных телеканалах, не демонстрируя даже тени харизмы, несмотря на активную работу кремлевских пиарщиков».
Издание также приводит слова «близкого Кремлю» политолога Леонида Полякова, который называет отсутствие у Медведева опыта работы в силовых структурах и его позитивный либеральный имидж «очень важной деталью». «Это означает, что приоритеты российского государства изменились. Речь уже не идет о борьбе с терроризмом и восстановлении порядка в Чечне или в армии. Отныне приоритетом является экономическое и социальное развитие страны. Главная задача Дмитрия Медведева – повысить уровень жизни россиян», - считает Поляков.
В то же время, оппозиционный российский политолог Владимир Прибыловский в своем комментарии газете «Le Temps» называет преемника олигархом, «процветающим бизнесменом, имеющим политическую власть». «Я бы не стал представлять его либералом. Он ничем не отличается от Путина в идеологическом плане. Он, прежде всего, прагматик. При нем внешняя политика России изменится, только если изменятся цены на углеводороды. Если цены обвалятся, разумеется, российская внешняя политика изменится», - говорит Прибыловский.
Удар по видимой либеральности образа Медведева наносит и «The Financial Times». Несмотря на современный и моложавый вид престолонаследника, который «любит британскую рок-группу Deep Purple и «олбанский» – российский интернет-сленг», издание отмечает, что таким вице-премьер был не всегда. «В действительности вероятный будущий президент России менял имидж дважды. Маленький и коренастый мужчина, который возглавил кремлевскую администрацию в 2003 году, стал заметно стройнее, что подчеркнуло его молодость. Два года назад, когда он дебютировал в роли возможного преемника, Медведев держался перед телекамерами нервозно и несколько скованно, но теперь он отточил умение выступать на публике», - говорится в статье.
фото ЕРАНемецкое издание «Der Tagesspiegel», в свою очередь, «смену караула» в Кремле образца 2007 года называет серой и будничной, а выдвиженца партии власти «бесцветным аппаратчиком».
«Медведев, известен широкой общественности прежде всего как председатель совета директоров «Газпрома». Заняв президентское кресло, он сложит с себя эти полномочия, тем не менее сама Россия не прекратит размахивать энергетической дубинкой – угрожая как бывшим советским республикам, так и Западу, где с возрастающим неудовольствием следят за тем, как путинские паладины сочетают свои государственные посты с влиятельными должностями в контролирующих органах окологосударственных монополистов», - утверждает немецкое издание.
фото ЕРАКроме того, обозреватель «Der Tagesspiegel» задается традиционным вопросом - , является ли выдвижение кандидатуры Медведева последним ходом Путина. «Все казалось и кажется возможным и вместе с тем невозможным, касается ли это третьего срока, передачи власти от президента к премьеру или обмен ролями с Медведевым, когда Путин станет главным надзирателем в "Газпроме", а Медведев – президентом. Его (Медведева) кандидатура может стать очередным обманным маневром хитроумного экс-чекиста. Возможно, это просто дымовая завеса, за которой Путин и его политтехнологи намерены отрабатывать новые стратегии вплоть до самого дня выборов», - говорится в статье издания.
«Выбор престолонаследника, совершенный вчера Владимиром Путиным, почти не проясняет будущее России», - утверждает авторитетное издание «The Wall Street Journal». «Мы до сих пор не знаем, кто с приходом весны станет в действительности руководить крупнейшей страной мира и в какой форме это будет делаться, за исключением аксиомы, что президент Путин будет иметь на это большое влияние», - отмечается в статье под заголовком «Человек Путина».
Издание закономерно отмечает, что задачей Медведева будет обеспечить преемственность курса», что выгодно инвесторам, «желающим, чтобы золотые времена продолжались, – благодаря их действиям акции российских компаний вчера выросли». Однако, издание отмечает, что восемь лет «путинизма» нанесли стране значительно больший ущерб, который невозможно покрыть высокими биржевыми котировками. Аналитики с Уолл-стрит не преминули упрекнуть Путина в политических репрессиях в отношении людей Бориса Ельцина (именно первый президент России выбрал Путина своим преемником), преследовании оппозиции, сворачивании демократических свобод, ущемлении свободы слова, ослабление судебной власти и персонализации власти президентской.
«Централизация власти также угрожает возрождению экономики, движителем которого является рост цен на нефть (за время пребывания Путина у власти она подорожала с 15 долларов до 90 долларов за баррель). Коррупция, социальная сфера, бюрократические препоны – все эти проблемы усугубляются. Несмотря на свои колоссальные национальные богатства, Россия выздоравливает не столь быстро, как другие восточноевропейские страны», - утверждает «The Wall Street Journal».
фото ЕРА«Нежелание Путина окончательно сойти со сцены можно объяснить в благоприятном для него духе: Путин хочет обеспечить сохранение своих достижений и потому стремится, чтобы передача власти прошла гладко. Но возможно и более ядовитое толкование: мол, Путин боится за свою шкуру. Покинув Кремль, Путин станет уязвимым, даже если преемник – его доверенный близкий помощник», - отмечается в издании.
Тем не менее, лондонская газета «The Times» обращает особое внимание на тот факт, что до 10 декабря кандидатов в преемники было двое. Помимо Медведева, президентское кресло пророчили еще одному вице-премьеру, первому заместителю главы правительства Сергею Иванову. То, что жребий пал на первого, издание называет выбором меньшего из двух зол.
«И Медведев, и Иванов продолжали бы политический стиль Путина и сохраняли его политическое наследие. Но Иванов почти наверняка культивировал бы «ястребиные» аспекты путинского режима: напористую внешнюю политику, притеснение прессы, оппозиционных партий и неправительственных организаций, а также влиятельность российских спецслужб, зависимость от которых по-прежнему сильна. Учтивый Медведев, напротив, имеет больше опыта в сферах международного бизнеса и вообще во внешнем мире, слывет человеком, который стремится формировать консенсус, и однажды назвал свои взгляды на внешнюю политику «европейскими» (это не идеал, но уже лучше). На внутриполитической арене Медведев имеет еще одно преимущество – он отвечает за осуществление «национальных проектов» в таких областях, как здравоохранение, образование и строительство жилья – сферах, которые очень волнуют российский электорат», - утверждает «The Times».
Однако, у Лондона все же есть сомнения по поводу истинности намерений Путина в отношении Медведева. Беглый анализ изданием последних шагов российского президента показывает, что глава российского государства в последнее время идет запутанным шагом. «Путин уже сбил с толку интриганов, в сентябре назначив на пост премьер-министра пожилого и малоизвестного Виктора Зубкова – этот шаг, по-видимому, отнял у Иванова надежды на досрочное благословение на царство. Через месяц Путин намекнул, что сам займет должность премьера, породив предположения, что следующий президент станет лишь марионеткой и посреди его срока Путин вернется. Теперь Путин, по-видимому, подтвердил лидирующую позицию Медведева – хотя на будущей неделе он, возможно, одобрит и кандидатуру Иванова, чтобы дать России «выбор», - предполагает «The Times».
Мнение британцев о том, что названный накануне наследник кресла президента РФ – «меньшее зло», выражает и издание «The Daily Telegraph». «Медведев, один из петербургских приближенных Путина, является наименее отталкивающим персонажем из ряда других, довольно неприятных кандидатов», - утверждает издание.
«Прозападный политик либерального толка, он (Медведев) разбирается в экономике и как глава «Газпрома» знает рынки. По распоряжению Путина он также занимается распределением огромных российских нефтегазовых богатств в пользу социальных и инфраструктурных проектов», - считает обозреватель «The Daily Telegraph». И тут же добавляет, что Медведев «не политик». Он «никогда никуда не избирался и не возглавлял никаких кланов. Его успех полностью обусловлен патронажем Путина».
фото ЕРА«Учитывая вышесказанное, он станет марионеточным президентом. Проблема для Путина состоит в том, что, заняв кабинет президента, Медведев неизбежно наберет политический вес – такова природа власти», - заявляет британская газета. «Сегодня он верный прислужник, но, оказавшись у власти, он может перестать быть таким податливым. И Путин должен об этом знать,» - звучит с Туманного Альбиона.