Смена «силовиков»: во благо или во вред?

Смена «силовиков»: во благо или во вред?

Формирование парламентского большинства помогло Виктору Ющенко осуществить его давние планы по установлению практически полного контроля над силовыми структурами страны. Который во многом возможен путем назначения на соответствующие посты людей, в которых ему, по логике, нет причин сомневаться. С одной стороны, он как Верховный Главнокомандующий должен это делать по закону. Но с другой стороны, от украинских реалий никуда не спрятаться даже Президенту, поэтому во всех его кадровых раскладах есть субъективная составляющая.

Служба безопасности Украины

Фото ЕРА

В политикуме сейчас активно обсуждается тема назначения Валентина Наливайченко на пост главы СБУ. По определению, назначение человека со стороны, да к тому же и не имеющего опыта работы в сфере спецслужб, выглядит спорным. Но случайным человеком Наливайченко уже назвать трудно, так как даже непродолжительное время нахождения на ведущих должностях в СБУ позволило ему ориентироваться в специфике ведомства. Безусловным плюсом видится тот факт, что коррумпированность сотрудников СБУ, занимающих более-менее значительные должности и их работа на несколько фронтов одновременно, как в сфере бизнеса, так и в сфере политики, делает любого топ-кандидата из рядов СБУ проигрышным по сравнению с дипломатом Наливайченко, не успевшим до этого себя особо запятнать. К тому же господин Наливайченко — не сильно заангажированный реформатор по своей сути и одновременно дипломат по форме. В своей работе он «налегает» на «модные» и беспроигрышные «темы». Среди них — борьба с терроризмом (что находит его поддержку в развитии Антитеррористического центра при СБУ и фактически самом кардинальном с момента независимости реформировании украинской «Альфы», проведении международных учений по данной тематике). Другая «тема» — хорошо разрекламированное расширение сотрудничества со спецслужбами других стран и интеграция в НАТО. Вовремя и эффектно были подхвачены призывы Президента по признанию Голодомора (если верить ведомственному сайту, то это чуть ли не самая главная составляющая деятельности СБУ сегодня)а также очередной всплеск борьбы с контрабандой и коррупцией.

Но как дипломат Наливайченко четко усвоил необходимость быть или хотя бы выглядеть полезным и преданным, особенно в нужное время и в нужном месте на фоне «болота» обыденных событий. Причем он демонстрировал свою преданность «громкими» делами: вовремя подготовленные обвинения в отношении судей Конституционного суда в дни очередного политического кризиса, «обличение» министра транспорта в контексте аварий на железной дороге и его же полетов за государственные деньги в Париж…

Но в любом случае роль личности в истории преувеличивать не стоит. При всех аргументах Президента в пользу Наливайченко политику главы службы в жизнь будут претворять его подчиненные. А вот в этом и начинаются остальные вопросы. И работа большинства генералов и прочих высоких руководителей СБУ на различные бизнес-политические силы или борьба за усиление влияния над СБУ со стороны «закарпатцев» Виктора Балоги — лишь немногие примеры в этом ряду проблем...

Фото ЕРА

Государственная пограничная служба

Пограничная служба несколько лет подряд стабильно демонстрирует проведение реформ и стремление стать правоохранительным органом по западному образцу. Что касается ее «шефа», то вопрос сохранения на посту руководителя погранслужбы родного брата Владимира Литвина часто являлся темой «закулисных» переговоров и договоренностей. Пока, как видим, вполне успешных. В принципе, возможности погранслужбы влиять на политические процессы в стране, особенно в период кризисов с «силовым» оттенком, очень незначительны. Остальное нашего гаранта просто не интересует. Хотя ради справедливости можно вспомнить еще и «бизнес-составляющую» ее деятельности. Но поскольку на границе, особенно в местах пропуска пассажиров и грузов, дела продолжают идти своим чередом, то это позволяет примирить даже оппонентов…

Между прочим, ранее МВД лоббировало тему возможности включения в систему органов внутренних дел пограничников. Будет ли эта тема актуальна в дальнейшем, покажет время. Пограничники категорически возражают против вхождения в МВД. Но этот вопрос изучается, так как есть вопросы, связанные с миграцией, выполнением полицейских функций пограничниками, и ряд специалистов утверждает, что нужна т.н. «пограничная милиция», которая действует на границе, занимается оперативно-розыскной работой, расследованиями преступлений, профилактикой. Т.е. речь идет не только о том, чтобы полностью забрать пограничников в состав милиции, но и, как вариант, о передаче МВД ряда их полицейских функций, причем по примеру ряда европейских стран.

Фото ЕРА

МВД

Что касается самой украинской милиции, то истекшая неделя ознаменовалась для нее двумя важными событиями. Милиционеры отметили свой профессиональный праздник и в качестве «подарка» получили нового министра, который намерен работать со своей прежней командой. Юрий Луценко пришел на работу в ведомство, где с момента его предыдущего ухода была вдвое повышена зарплата, адаптирована к современным задачам организационная структура, улучшено техническое оснащение милиции. Мы привыкли ругать милицию, часто вполне справедливо, но органы внутренних дел не стоят на месте. Создан ряд новых департаментов, в частности тылового обеспечения, правовой, науки и образования. Упорядочена структура аппарата МВД в целом и произошло его сокращение на 200 человек. Эти люди теперь будут заниматься выездом и оформлением на местах ДТП в Киеве и Киевской области, где происходит почти 30% всех аварий в стране. Создаются новые подразделения, прежде всего аналитического характера. Например, в департаменте уголовного розыска создано подразделение, которое будет заниматься раскрытием преступлений, связанных с ксенофобией, расизмом, антисемитизмом. Начиная с февраля этого года трижды происходило повышение зарплат — до 1000 грн., 1100 грн. и 1200 грн. Теперь минимальная зарплата милиционера — 1200 грн., для чего из бюджета было выделено около 800 млн. грн.

К счастью, в 2007 году при исполнении служебных обязанностей работников милиции погибло намного меньше, чем в другие годы. Случаев применения боевого оружия работниками милиции также было меньше, зарегистрированы всего два эпизода, где были жертвы. В работе милиции теперь чаще применяются специальные средства, тщательнее готовятся спецоперации. Хотя цифры - вещь относительная, но процент раскрытия убийств, расследуемых МВД, приближается к 94%, это объективно, так как все эти преступления, как правило, регистрируются. Количество самих убийств в этом году уменьшилось на 10%. Как и число граждан, которых не разыскали, особенно это касается детей, пропавших без вести. На начало года было около 230 детей, пропавших без вести. Сейчас их чуть больше 90…

Читатели «встанут на дыбы» от прочитанного ниже, но в беседах с автором многие милиционеры утверждали, что далеко не последнюю роль в этом позитиве сыграл Михаил Корниенко — первый замминистра внутренних дел с декабря 2006-го, а в последние месяцы — исполняющий обязанности министра. Сам Корниенко четко заявил, что из-за прихода нового министра он сам уходить не собирается, так как он считает себя профессионалом, а не служителем тем или иным политическим силам. Тоже самое можно сказать и о некоторых других высших должностных лицах министерства. Все понимают, что «колоду карт» тасовать будут, но также очевидно, что и все новые назначения возможны из «карт» все той же «колоды». Что касается интересов политических сил, то в условиях возможности очередных политических кризисов и в контексте будущих выборов контроль над самой массовой правоохранительной структурой играет далеко не последнюю роль.

В этой же связи от Президента при поддержке парламентского большинства следует ожидать продолжение темы реформирования внутренних войск и вывода их из системы МВД в непосредственное подчинение Президента. Логика при этом, видимо, та же самая. Остальное покажет время.

Продолжение событий в Минобороны

Новый министр обороны Украины Юрий Ехануров уже рассказал о своей будущей деятельности на новой должности. На первой встрече с подчиненными в военном ведомстве он заявил, что важнейшим вопросом для Министерства обороны и Вооруженных Сил Украины является формирование бюджета на 2008 год. Также, по его словам, «основные усилия оборонного ведомства будут сосредоточены на решении блока социально-экономических проблем». Он отметил, что проблемами бесквартирных военнослужащих должны заниматься и органы местной власти. «Это наша общая задача. Ведь сегодня по всей Украине на квартирном учете находится свыше 51 тысячи военных и еще 17 тысяч — при местных органах власти», — сказал министр. При этом Ехануров заявил, что имеет большой опыт работы в строительстве и считает, что в этом плане удастся положительно решить вопрос обеспечения жильем военнослужащих. Кроме того, министр планирует уделить значительное внимание военно-патриотическому воспитанию защитников Родины, больше мероприятий проводить именно в этом направлении.

Похоже, самому министерству вскоре придется решать вопрос ускоренного отказа от призыва на срочную службу и полного перехода на контрактную армию. Первые сигналы об этом уже недвусмысленно прозвучали.

Фото ЕРА

Анатолий Гриценко:

«Юрий Ехануров — это опытный и умный человек, но для того, чтобы, по крайней мере, понять до деталей, чтобы осуществлять дальше реформы и «проламывать» эти реформы, потому что иногда бывает сопротивление, чтобы понять их хотя бы процентов на 30, я думаю, нужен год».

Появилась также информация о первых кадровых перемещениях. Среди них самым резонансным видится назначение бывшего дважды начальником Генерального штаба Александра Затынайко на должность первого заместителя министра обороны. Пока от этого выиграет только лично Ехануров, ибо получит специалиста, способного более-менее профессионально оценить собственно «военную» составляющую деятельности министерства. Насколько выиграют сами вооруженные силы, говорить сложно. Безусловно, генерал Затынайко — яркая личность, но утверждать о нем безоговорочно со знаком «+» пока не приходится. Как и все личности, он неординарный человек. Есть предпосылки прогнозировать его будущий личный интерес к военной недвижимости, материальным ценностям и распределению финансовых ресурсов. Также именно он будет тянуть за собой «свою» команду, желая расставить ее представителей на ключевых позициях. А вот хватит ли у него мудрости поддержать те положительные процессы в армии, что уже происходят, и поставить заслон авантюрам? Увы, однозначно ответить тяжело.

Прочие «силовики»

На втором плане находится ряд других силовых структур. Среди них можно упомянуть Управление Государственной охраны Украины. На эту структуру парламентские выборы сильно повлиять не могли. Более значимыми для УГО оказались события уходящего года, когда в ряде случаев Госохрана оказывалась в явном проигрыше. И поэтому сейчас без лишнего шума активно реформируется. Происходят изменения организационные, многие подразделения укрупняются и повышается их статус. Есть основания утверждать, что в УГО приступили к созданию своего «спецназа». Определенный прообраз спецподразделений там ранее существовал, но сейчас речь идет о его качественно новом уровне. Для чего это делается, догадаться нетрудно. Сам руководитель УГО Валерий Гелетей перемещаться из Госохраны в правительство не захотел. На нынешнем посту, благодаря Президенту, он чувствует себя более уверенно, чем в Кабмине.

Можно также вспомнить о Службе внешней разведки Украины и Главном управлении разведки Минобороны (последнее хотя и входит в состав военного ведомства, но обладает определенной самостоятельностью). Формально они также вне политики. Но не исключено, что победившие политические силы начнут лоббировать свои интересы в этих ведомствах. На примере Анатолия Гриценко видно, что в этом контексте от Президента можно ожидать чего угодно.

Фото ЕРА

Профильный комитет Верховной Рады

Член фракции НУ-НС, лидер Гражданской партии «Пора» Владислав Каськив призвал коалицию поддержать избрание Анатолия Гриценко председателем Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны. Об этом сообщили в пресс-службе «Поры». Каськив отметил, что «демократическая коалиция — это не базар, где торгуют должностями, а механизм принятия эффективных для государства решений». По логике, это было бы действительно хорошим назначением. Но для правительства и Президента — не очень, так как после ряда недавних событий они могут получить достойного в профессиональном плане оппонента в лице Гриценко. Сам экс-министр обороны отметил, что как народный депутат сделает все, чтобы способствовать развитию украинской армии через механизмы законодательной деятельности в парламенте.

«Теневые» силовики

21 декабря состоялось первое заседание т.н. «оппозиционного» правительства. Его возглавил лидер Партии регионов Виктор Янукович, а в состав, в частности, вошли министр обороны — Александр Кузьмук, министр внутренних дел — Николай Джига, министр по чрезвычайным ситуациям — Нестор Шуфрич, министр промышленной политики и предпринимательства — Анатолий Кинах. Целью создания оппозиционного правительства является контроль за действиями власти и выработка предложений по государственной политике во всех сферах жизни страны. Как и у любого «теневого» правительства, главной целью правительства Януковича объявлено мониторинг действующей власти и предложение своих альтернативных решений по тем или иным вопросам, касающимся министерств и ведомств. Можно особо не строить иллюзий о результативности его деятельности. Но компонент, посвященный вооруженным силам, будет присутствовать, и в первую очередь благодаря личностным качествам и потенциалу Александра Кузьмука. К тому же «масс-медийный» ресурс «Партии регионов» позволит донести до «пересічного» гражданина все упущения и недостатки новой власти.

Вопросы вслух

Как будут совместно работать профессионалы в силовых ведомствах и вновь назначенные в качестве их руководителей политики, говорить сложно. К сожалению, у нас в стране нет четкого обозначения в законодательстве, кто политик, а кто — государственный служащий. Так же, как и не записано, кто и какими полномочиями наделен. Но наши реалии таковы, что пока любой политической команде фактически позволено «выметать метлой» квалифицированных кадров из министерств и ведомств.

Нас периодически кормят сказкой о том, что можно разделить бизнес и власть. Но даже в развитых странах на самом деле они не разделяются, а в лучшем случае лишь жестко регламентируются и контролируются, правда, везде с различным успехом.

Сами политики-бизнесмены, пришедшие в украинские силовые структуры, являются «временщиками и не хотят делиться полномочиями. Правительства работают временно, что и подстегивает министров держать все в собственных руках для решения самых разнообразных вопросов, далеко не всегда в интересах перспектив «своих» ведомств.

Сейчас очень трудно прогнозировать эффективное взаимодействие между главой государства, парламентским большинством и правительством. Состав Кабмина не позволяет рассматривать его как команду единомышленников. Условия для начала работы нового правительства непростые. Помимо упомянутых выше, нужно добавить и проблему цен на энергоносители, инфляцию и все быстрее надвигающийся объем работ по подготовке «Евро-2012». Поэтому хочется задать вполне актуальный вопрос: будут ли возможности и желание у власти в таких условиях заниматься силовыми структурами? Ответ на вопрос, насколько выиграют от всего этого сами силовые структуры и национальная безопасность, остается открытым.