Вот уже который день украинские политики ломают копья, пытаясь сформулировать для электората ответ на вопрос: кто стоит за определением «украинские друзья», вышедшие, по словам Владимира Путина, к российской стороне с «революционными предложениями»? Вице-премьер Андрей Клюев, понимая принципиальную важность этого вопроса, лихорадочно попытался перевести «стрелки» на Ющенко. Схожую попытку предпринял депутат от фракции «Регионов» Киселев, призвавший сфокусировать внимание на действиях правительства Тимошенко, Еханурова и НАК «Нафтогаза» в период помаранчевой власти. И если Клюев явно занимается передергиванием, то в словах Киселева есть доля истины: обвинения депутата в адрес Тимошенко несостоятельны, ибо письменным распоряжением Виктор Ющенко запретил премьеру Тимошенко вмешиваться в дела НАК «Нафтогаза», возглавляемого Алексеем Ивченко; консорциум с российской стороной также создавал не Ехануров, как утверждает Киселев, а Кучма и Путин в Санкт-Петербурге. А вот то, что помаранчевая команда НАКа январскими газовыми соглашениями прошлого года безосновательно и крайне усугубила положение Украины с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, — это факт. Но трубу России Ющенко отдавать не хотел. Как не хочет и сейчас. В противном случае структурам, аффилированным с «Газпромбанком», не приходилось бы собирать по всему миру и переводить на себя долговые обязательства НАК «Нафтогаза» с целью единовременного предъявления требования выплат по счетам и вследствии объявления НАКа банкротом претендовать на украинскую ГТС. Все можно было бы сделать проще. Но с теми проще не получилось. Значит: «другие придут сменив уют»…
Мечта об украинской трубе не покидала Кремль и «Газпром» (что, собственно, почти одно и то же) многие годы. В настоящий момент катализатором процесса стали два момента: во-первых, в Киеве у власти лояльная к Москве команда, во-вторых, возросшая мощь «Газпрома» — памятник уходящему Путину. И в не зависимости от того, возглавит он «Газпром» после отставки или не возглавит, этот бизнес должен быть обеспечен всем необходимым. И, среди прочего, — украинской транзитной трубой. Для чего? Для того чтобы:
Первое. Иметь возможность свободно наращивать объемы российского экспортного газа в Европе, что позволит не только расширить присутствие на европейском рынке, но и укрепить политическое влияние России на континенте и в мире.
Второе. Свободно играть на цене технического газа, используемого при прокачке экспортных объемов в Европу, а это — большие деньги.
Третье. Контроль над украинской трубой существенно повысит капитализацию «Газпрома», что не замедлит обозначиться на биржевой цене акций.
Четвертое – труба в управлении – это всегда выгодно низкие (для Москвы, но не Киева) тарифы на транзит и хранение газа в ПХГ.
Переговоры о трубе и не только о ней активизировались уже в августе 2006 г. Круг переговорщиков, но не тем был достаточно узок. С российской стороны основными игроками были: представители «Газпрома» Алексей Миллер, Андрей Акимов и определенное время Александр Рязанов; глава «Транснефти» Семен Вайншток. Снаряды подносили представители «РосУкрЭнерго» Константин Чуйченко и Олег Пальчиков. Как бы с украинской стороны партнерами по переговорам были: руководитель секретариата премьер-министра Сергей Левочкин, министр ТЭК Юрий Бойко, акционер «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ и, разумеется, глава «Укргаз-Энерго» — совместного предприятия НАК «Нафтогаз Україна» и «РосУкрЭнерго» — Игорь Воронин. Все четверо украинских переговорщиков напрямую связаны либо с историей создания, либо с функционированием компании «РосУкрЭнерго», созданной к взаимному удовлетворению по распоряжению Леонида Кучмы и Владимира Путина летом 2004 г., а теперь являющейся монопольным поставщиком импортного газа в Украину и на экспорт в третьи страны, а также, почти монопольным распорядителем доставляемого газа на украинском рынке. На сегодняшний день премьер Украины Виктор Янукович является стопроцентным заложником информационных потоков, генерируемых этой «четверкой». Ни Андрей Клюев, ни формально глава НАК «Нафтогаз України» Владимир Шелудченко по целому ряду причин, не способны и близко составить конкуренцию в формировании премьерского видения происходящего. Точно так же в свое время Виктор Ющенко оказался в добровольной информационной блокаде, созданной командой Алексея Ивченко. Президент игнорировал любую попытку альтернативного мнения, включая аналитические записки СБУ. Разница состоит лишь в том, что ошибки команды Ющенко, при условии консолидированной, техничной и патриотичной работы украинской власти, могут быть исправлены. Ошибки, которые может сделать Янукович, исправить уже не удастся…
Российская сторона ждала долго и утомилась. Теперь она настроена на блиц-криг. О чем свидетельствует неожиданное для многих, включая и членов переговорных групп, выступление Владимира Путина на известной пресс-конференции. Российский президент, по сути, вскрыл цели, зацепив схемы их реализации. Схемы и цели, давно проговоренные с украинскими визави. Дело было за малым — в «дело» необходимо привлечь Ющенко. Зачем? А вот зачем: во-первых, ряд проектов, обсужденных на уровне «хозяйствующих» структур, не может быть реализован на базе межправительственных соглашений. Легитимно решить вопрос, например, с трубой, можно только межгосударственным договором. А подписанием межгосударственных договоров, равно как и проведением переговоров по ним, занимается глава государства. Во-вторых, Ющенко необходим для легитимизации задуманных сделок в глазах Европы. В-третьих, его участие нужно для того, чтобы принимаемые коалицией в рамках сделок, парламентские решения не были заветированы президентом.
С целью вовлечения президента в процесс гладкой реализации задуманного в Москве пишется проект Декларации президента Российской Федерации и президента Украины о российско-украинском стратегическом партнерстве в топливно-энергетической сфере, подписать который должны Путин и Ющенко. Проект отправляется с нарочным — помощником президента РФ Сергеем Приходько. За день до его приезда Приходько в Украину информацию о готовящемся предложении получают Александр Чалый и Виктор Балога, находившиеся в Москве. Поэтому 1 февраля президент приблизительно знает, о чем с ним будет говорить Приходько. Предложение путинского посланца состоит в следующем: если Ющенко, которому даются на размышление сутки, сигнализирует о готовности подписать документ, то Владимир Путин, возвращаясь из Мюнхена, заезжает в Киев для торжественной церемонии скрепления подписями, декларации открывающей дорогу к реализации российской экспансии в трех энергетических сферах (о которых мы поговорим чуть позже).
Инфографика — UMS
От этого варианта на Банковой отказались. Предложенный россиянами текст декларации президент Украины переадресовал премьеру с резолюцией «подготовить предложения». Надо полагать, таким образом Виктор Ющенко хотел понять, что же задумывается в украинском Кабмине, а заодно, получить подпись конкретного лица под предлагаемыми мероприятиями, призванными реальными шагами наполнить рамочную декларацию… В то же время Ющенко принимает решение продлить свой визит в ФРГ, главным образом для того, чтобы встретиться с Владимиром Путиным в Мюнхене. Источники на Банковой утверждают: встретиться не для того, чтобы подписывать декларацию, а для того, чтобы понять реальные цели российского визави. До сего момента неизвестно — состоится встреча двух президентов или нет. В кулуарах Мюнхенской конференции разговор, безусловно, произойдет. Согласие же на двустороннюю официальную встречу российская сторона пока увязывает с требованием обязательного подписания на этой встрече предложенной декларации. По состоянию на вторую половину дня пятницы Ющенко такого намерения не имел.
По данным «ЗН», 8 февраля президент Украины весьма широко обсуждал энергетические отношения в треугольнике Россия—Украина—Европа с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Политически неповоротливое тельце Объединенной Европы, оказавшееся неспособным на адекватную оценку роли Украины как транзитного государства, тем не менее очень живенько отреагировало на заявление Владимира Путина. Отреагировало и насторожилось. В принципе Виктор Ющенко мог привезти с собой в Берлин рецепт «фактора сдерживания» в отношении все более пугающей Европу газпромовской Москвы. Путин на пресс-конференции с раздражением сказал знаковую фразу: «Страны-трназитеры осознали свою значимость». На сегодняшний день таких стран три: Украина, Беларусь и Польша. Союз этих трех государств напрашивается сам собой. Он необходим как для каждого в отдельности, так и для Европы. Это понимают в Беларуси, но Лукашенко пытался достучаться до Ющенко зимой 2006-го и не смог. Это понимают в Польше, но не могут вступить в переговоры с Беларусью из-за санкций ЕС, введенных против Минска. Это понимают в Украине, но не те, в чью компетенцию входит защищать национальные энергетические интересы. Узлов навязано много. Здравый смысл требует их легко разрубить. Действующие же в газовом секторе коррупционные схемы, а в политическом — прямолинейные догмы, чрезвычайно затрудняют этот процесс. Возможно, разговор Ющенко и Меркель — главой государства, председательствующего в ЕС, — поможет развязать хотя бы один узелок польскому правительству, не имеющему права взяться за ручку на беларусской калитке.
После беседы с Ангелой Меркель, а также после консенсусного (!) принятия Верховной Радой закона о запрете манипуляций с газовой трубой, проведенного Юлией Тимошенко, Виктору Ющенко будет не так сложно провести разговор с Владимиром Путиным о судьбе украинской ГТС. Существенно затруднить положение украинского президента может лишь одно обстоятельство: наличие у «ОДРа» Путина неких задокументированных фактов, компрометирующих помаранчевую команду НАКа и связанных с нею лиц. На возможность наличия подобных материалов российские, да и не только российские, политики неоднократно намекали. Одним словом, если шантаж не будет применен то ли по причине отсутствия оснований, то ли по причине стойкости к нему украинского президента, то глава украинского государства, согласно уверениям представителей его ближайшего окружения, добро на «общак» трубы не даст. Ибо сам Ющенко рассматривает украинскую трубу как потенциальную часть системы энергетической безопасности Европы. А в отношении «хозяйствующих структур» на встрече с лидерами антикризисной коалиции выразился однозначно: «Я не имею намерения лоббировать мифические украинские компании». Имея в виду, по всей видимости, «РосУкрЭнерго» и «Укргаз-Энерго»…
Однако тема трубы — не исчерпывающий пункт плана «революционных предложений», разработанных «украинскими друзьями» по поручению российских. Предварительными взиамопроникающими договоренностями охвачено все: газ, нефть, электроэнергия и добыча. И в каждой из сфер все предлагается переплести так крепко, чтобы у «прийдешніх поколінь» и мысли не закралось о неком праве самоопределения украинцев в этих направлениях. На самом деле в ряде предложений, наработанных с российской стороной отечественной переговорной группой, есть рациональные зерна и полезные для экономики Украины предложения. Другой вопрос, что они останутся таковыми (полезными для экономики Украины) лишь в том случае, если задуманное будет реализовываться на базе прозрачных схем и предприятий, а не мутных контор и «хозяйствующих субъектов», самыми известными из которых занимается последние два года все спецслужбы цивилизованных стран…
Итак, что предлагается в сфере нефти и нефтепродуктов? Многократные встречи главы Минтопэнерго Украины Юрия Бойко с главой российской «Транснефти» господином Вайнштоком среди прочих имели целью создание украино-российского консорциума по реверсному использованию нефтепровода Одесса—Броды. В принципе нефтепровод Одесса—Броды в реверсном режиме для транзита российской нефти через украинское черноморское побережье используется уже несколько лет. В последние дни декабря прошлого года нефтетранспортное предприятие ОАО «Укртранснафта» подписало соглашение, а фактически прродлила действующее соглашение с компанией Skilton Ltd на ежегодную транспортировку по нефтепроводу Одесса—Броды ежегодно до 9 млн. тонн нефти на период до 2010 года. Тарифная ставка за такие услуги — всего 6,35 долл. (!) за прокачку тонны нефти. Таким образом ситуация законсервирована еще на несколько лет. Но инициаторам этой схемы, поддержанной Юрием Бойко и его сотоварищами по «нефтяной борьбе», этого показалось мало. Поэтому им очень хотелось упрочить свое положение путем создания консорциума для реверсного использования нефтепровода Одесса—Броды.
В связи с принятием 6 февраля Верховной Радой Украины поправок к Закону «О трубопроводном транспорте» эта инициатива (создание консорциума для эксплуатации в реверсном режиме нефтепровода Одесса—Броды), очевидно, будет поддана ревизии, так как новый закон потребует более тщательного подхода и обходных маневров на пути реализации идеи создания нефтетранспортного консорциума.
Что касается рынка нефтепродуктов, то, как известно, правительством Украины еще в прошлом году принято решение о создании так называемого стабилизационного фонда нефтепродуктов. Сама по себе идея не нова и в принципе должна быть реализована в Украине. По крайней мере, в Европе и США все страны имеют стабилизационный фонд нефти и нефтепродуктов кто на 30 дней, а кто и на 90. Это, среди прочего, помогает государствам использовать интервенции нефтепродуктов на внутренний рынок для стабилизации цены в период кризисов. Другое дело, что в Украине под эту самую схему создания стабилизационного фонда нефтепродуктов самым прямым образом пытаются подвязать «РосУкрЭнерго». Как? Посредством приобретения ее дочерней компанией «Укргаз-Энерго» активов нефтеперерабатывающих заводов и переработкой на них нефтяного сырья. (А кроме того, ходят слухи о том, что «РосУкрЭнерго» намерено выкупить часть в «Укрнефти» для того, чтобы потом «Укрнефть» выкупила украинскую часть РУЭ, как это летом прошлого года сделал «Газпром», когда выкупил российскую часть компании Аrosgas?). Результаты этой переработки, то есть нефтепродукты, планируется направить в стабилизационный фонд. Но вот что интересно: авторы пророссийской идеи вхождения в украинский нефтяной рынок компаний с российским капиталом планируют для закупки нефти использовать доходы ОАО «Укртранснафта». Таким образом, если бы идея создания нефтетранспортного консорциума и приобретения нефтяных активов компании «Укргаз-Энерго» была реализована, то большая часть украинского рынка нефти и нефтепродуктов оказалась бы в полной зависимости от желания владельцев этой компании и ее неукраинских учредителей.
Теперь — об электроэнергетике. Еще в сентябре прошлого года Минтопэнерго Украины и ОАО «РАО ЕЭС России» подписали протокол, согласно которому предусматривается объединение энергетических систем стран СНГ и европейской UCTE. На самом деле это только отбрасывает украинскую энергоотрасль на три шага назад. Дело в том, что именно Украина, ее энергосистема, более всего среди стран СНГ готова к паралельной работе с частью объединенной энергосистемой европейских стран (UCTE). Поэтому России, чтобы получить выход на европейский рынок через Украину, а значит, наши энергосети, — крайне необходимо притормозить Украину на пути самостоятельного присоединения к UCTE и попытаться максимально интегрировать нашу энергосистему с отсталыми энергосистемами стран СНГ, прежде всего России.
Несколько лет назад Россия всего навсего добилась работы на паритетных началах с Украиной на энергорынках Молдовы и Беларуси. Нельзя сказать, что в этих государствах в указанном бизнесе все прозрачно. Но, тем не менее, Украине тогда удавалось сохранять статус-кво и получить реальную прибыль от экспорта электроэнергии в эти страны. Более того, единственным экспортером электроэнергии долгими годами было в Украине специально созданное госпредприятие «Укринтерэнерго». Именно через него экспортировалась вся электроэнергия из Украины, в частности, в восточноевропейские государства, а прибыль получала украинская казна. Теперь же новые апологеты от электроэнергетики добиваются подписания контракта на экспорт электроэнергии от «Укринтерэнерго» в Венгрию к одному из соучредителей «РосУкрЭнерго» и ее предшественнице EuralTransGaz. Подобные же контракты на сотни миллионов мегаватт подписаны и с компаниями, экспортирующими газ в Словакию и Румынию. Таким образом, государство Украина потеряла доходы от экспорта электроэнергии и может потерять саму возможность впредь самостоятельно экспортировать свою электроэнергию без оглядки на желание РАО «ЕЭС России» и «РосУкрЭнерго».
Что касается добычи и так называемого «обмена активами». Речь не идет о доступе к трубе в обмен на доступ к российским месторождениям газа. Мухи — отдельно, котлеты — отдельно. Юрий Бойко со своими визави обсуждал возможность украинской добычи на российских месторождениях в обмен на доступ россиян к Черноморскому газовому шельфу. От компании VENCO уже никуда не деться. Поскольку тендер она выиграла (как — другое дело) и какую-то часть шельфа по подписании договора получит в разработку. А дальше, как говорится, разлейся море. Рифов в этом процессе есть масса. Какие компании их обойдут, а какие государства на них напорются, мы очевидно, скоро узнаем. Что же касается особенностей национальной охоты на российский газ, да и нефть, на российской территории, то об этом хорошо осведомлены отчаянные головы, пытавшиеся этим заниматься, — американцы, британцы, итальянцы и немцы. В общем, не советуют они. Может завидуют нашим перспективам? Кстати, кое-что об этих перспективах написано в этом же номере «ЗН» в статье «Закон о трубе: как залатать дыры».
Утверждать сегодня, что все это Виктор Янукович: а) готов одобрить; б) готов одобрить по причине своекорысти, — нельзя. Но в том, что знатоки приготовят для себя на базе этого мутного варева «царскую» уху — можно не сомневаться. Не потому ли до сих пор в стране отсутствует не только баланс газа, но и баланс энергорынка как такового? А все документы, сопряженные с его формированием, скрываются от общества и экспертов за семью замками. И кстати, не в президентских, не в премьерских и даже не в министерских сейфах. А в сейфах тех же сомнительных компаний. Януковичу же, обеспокоенному падением рейтинга и ростом электорального недовольства, обещают взамен «за все» дешевый газ. Возможно, политик и пойдет на такой обмен, государственный деятель — никогда этого не сделает.
Также читайте на эту тему:
Ющенко в ФРГ: К нему подсел поближе Путин
Ющенко и Путин готовят Мюнхенский сговор? ДОКУМЕНТЫ
Рада заборонила продавати ГТС. Янукович не винит Ющенко