Битва за регионы продолжается. Взгляд из Запорожья
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Всколыхнувшая общество трагическая гибель народного депутата Евгения Кушнарева, отнюдь не последнего человека в Партии регионов и явного лидера так называемой «Харьковской группы», заставляет задуматься о прочности положения и степени влияния на ситуацию региональных элит, входящих в орбиту «донецких». Уже поговаривают и об ослаблении позиций харьковчан, и о переделе сфер влияния.
Подобные разговоры множатся и в других регионах и провоцируют их не только печальные события. Скажем, в Запорожье в местной банковской среде прошел никак пока не подтвердившийся слух о продаже крупного запорожского банка, обслуживающего средства городского бюджета (и явно не убыточного), принадлежащего одному из приближенных к руководству города людей. Кроме того, некоторые политтехнологи местного разлива поговаривают о возможности скорого проведения внеочередных выборов мэра. Все это пока только слухи. Но слухи, приобретающие тревожный оттенок на фоне замены министром внутренних дел Цушко начальника областного УМВД Ольховского на более преданного регионалам человека (даже несмотря на то, что такая замена произошла в 12 областях), а также скандального исключения нынешнего мэра Евгения Карташова из Партии регионов. Членство в ней Евгений Григорьевич получил в августе прошлого года, в момент, когда вероятность премьерства Януковича ни у кого уже не вызывала сомнений, а лишился его в ноябре, по решению местных партийных организаций и в связи с весьма размытыми и абстрактными обвинениями.
Это показательное изгнание запорожского мэра из рядов ПР (такой шаг местные функционеры не могли предварительно не согласовать с партийной верхушкой в Киеве) стало явной демонстрацией отказа ему в поддержке со стороны Януковича и кабинета министров. Следовательно, уже держа под контролем областной совет и прокуратуру (новый прокурор области – земляк Януковича, занимавший высокие посты в донецкой прокуратуре), а сейчас прибрав к рукам еще и областное МВД, «донецкие», вероятно, готовят плацдарм для мощного наступления на бизнес региональной элиты. И на Карташова, как на «слабое звено», в связи с этим может оказываться сильное давление, имеющее целью отстранить его от должности и заменить более покладистым кандидатом, если не откровенной марионеткой. Причем имя этого кандидата в городе всем известно. Он уже три раза штурмовал кресло мэра, но так и не смог его занять, даже при том, что рейтинг Партии регионов в Запорожье, традиционно, всегда был высоким.
Нужно отметить, что Запорожье, город с большим промышленным и экономическим потенциалом, никогда не принадлежало с потрохами выходцам из шахтерского края. И, голосуя в большинстве своем за Виктора Федоровича, запорожцы не поддерживали его с тем фанатизмом, какой наблюдался, скажем, на его малой Родине или в Луганске. Поэтому не удивительно, что между местной бизнес-элитой и вышедшим из её среды региональным руководством периодически возникали трения и конфликты интересов с донецким кланом. Особенно заметными они стали после 2002 года, когда Янукович был назначен главой правительства.
Например, во время своего первого визита в область премьер-министр публично отчитал тогдашнего губернатора Карташова за неподобающее поведение некоторых депутатов, позволивших себе громкую беседу во время его речи. Эта история попала тогда на страницы прессы. Заметку о туманном будущем губернатора, оказавшегося в немилости у новоназначенного главы правительства, разместил на своих страницах даже такой влиятельный еженедельник, как «Зеркало недели».
Это не помешало хозяевам региона поддержать кандидатуру Януковича на президентских выборах, не препятствуя их фальсификации, но характер их отношений с кланом в целом не изменился. Уже в 2006 году Виктор Федорович в одном из телеинтервью назвал Евгения Карташова «политическим флюгером», сказав, что такие люди ему в команде не нужны. Позже он все-таки выдал ему членский билет Партии регионов, не посчитав необходимым согласовать этот вопрос с местными ячейками (во всяком случае, они так утверждают), а через несколько месяцев забрал его назад.
В Запорожской области никогда не существовало единого и сплоченного «запорожского клана» с мощными финансами, собственными СМИ и парламентско-правительственным лобби. Политическую «погоду» в городе традиционно определяли несколько финансовых групп, сформировавшихся вокруг региональных промышленных гигантов. Наиболее влиятельной из них была группа «Запорожстали», руководимая гендиректором Виталием Сацким и Евгением Карташовым, возглавлявшим ранее внешнеэкономическую фирму при заводе. Ей не раз удавалось отстоять свои интересы в борьбе с конкурентами, а также дважды сделать губернатором своего ставленника – Карташова, плавно переместив его в мэрское кресло в 2003 году. Однако, не имея карманных политических партий (это касается всех запорожских групп), для лоббирования и решения на столичном уровне собственных политических вопросов им приходилось пользоваться услугами других кланов, предоставляющих места в своих партийных списках. До 2004 года местные бонзы пользовались этим безболезненно, плюс еще и мажоритарка выручала. Но революция и политреформа серьезно изменили ситуацию.
Дело в том, что в созданной Леонидом Кучмой системе управления все олигархические группировки и кланы находились под контролем президента, обладавшего громадными властными полномочиями. Каждый из них «знал свой шесток», старался не вести затяжных экономических войн с конкурентами и не покушался на их территорию. Бывали, безусловно, между ними разные конфликтные ситуации и столкновения, но в целом все находились в паритетных условиях. Поэтому в тот период не имело большого значения, какому клану принадлежит партия, к которой ты примкнул. Они все были провластные - хоть «За ЕдУ» или СДПУ(о), Трудовая Украина или ПР. Карались лишь «порочащие связи» с оппозиционной тогда Нашей Украиной, БЮТ и СПУ. Попадание в Верховную Раду по спискам карманных партий тоже было почти гарантированным, благодаря подключению мощного административного ресурса.
Разрушение кучмовской системы сдержек и противовесов для региональных кланов дали мощный импульс обострению междуусобных конфликтов. Подтверждением этому стала прокатившаяся по всей Украине волна рейдерских атак, криминальных разборок, громких заказных убийств, покушений. Увы, не осталось в стороне от этого процесса и Запорожье.
В прошлом году область прогремела на всю страну серией резонансных заказных убийств нескольких серьезных криминальных авторитетов и депутатов-бизнесменов, а также директора одного крупного завода. Большинство из них являются на сегодняшний день не раскрытыми или раскрытыми лишь частично.
Серьезно обострилось в регионе и политическое противостояние. Все, кто был не доволен гегемонией запорожсталевцев, объединились вокруг Владимира Кальцева – постоянного оппонента городских властей, кандидата на кресло мэра и давнего союзника «донецких». Благодаря его действиям донецкий бизнес имеет сегодня на главном проспекте Запорожья целую сеть выгодно расположенных магазинов. Причем приобрел он их, как говорят, недорого - в погашение политических долгов (компенсация расходов на выборах мэра). Главным лоббистом интересов этой группы в Киеве стал крупный акционер и гендиректор ОАО «Мотор Січ» Вячеслав Богуслаев, включенный в парламентский избирательный список ПР пятым номером.
Запорожсталевцы и их союзники в сложившейся ситуации сделали ставку на БЮТ. Один из крупных акционеров металлургического гиганта – Василий Хмельницкий вошел в избирательный список Юлии Владимировны, а активно занимающийся благотворительностью и пиаром зять Виталия Сацкого возглавил фракцию БЮТ в горсовете.
Основная борьба противоборствующих сторон развернулась вокруг легитимности результатов выборов городского головы (Владимир Кальцев их проиграл и обратился в суд) и городского совета, руководства комитетами и формирования горисполкома. И если на районном и областном уровне все эти процессы прошли относительно безболезненно (областной совет, в котором 60 мандатов из 120 возможных получила ПР, почти сразу выбрал председателя и его замов), то на городском они вылились в многодневные затяжные баталии, препирательства и взаимные обвинения. Окончательный исход этой борьбы пока не ясен, но возможно, слухи об отставке мэра и продаже очень известного в городе банка, чей владелец является крупным акционером «Запорожстали» – это подготовка общественного мнения к возможной смене властной команды и переделу собственности. Ведь вполне может получиться, что вслед за «добровольной отставкой» мэра хозяев крупных и перспективных предприятий попросят «добровольно» продать или отказаться от своих акций.
Да, к слову сказать. 2 февраля успешно завершилась стажировка Владимира Кальцева, и он стал полноправным заместителем губернатора Евгения Червоненко. Следующий этап в его карьерном росте угадать несложно.
Андрей Гайдай