Кто кому пациент

Кто кому пациент

От редактора

Осенью 2003 г. президента одной из восточноевропейских республик госпитализировали. Симптом, по словам очевидцев, был более чем тревожный — рези в брюшной полости. Именитый хирург, возглавлявший профильный институт при АН, сделал главе государства операцию по рассечению спаек органов пищеварения. Доподлинно неизвестно, были ли причиной мучений президента именно спайки. По одной из версий, проблема была не гастроэнтерологического характера и для ее решения, якобы совсем не обязательно было резать живот, нужно было на некоторое время ввести катетер (эту несложную операцию проделывают в любой больнице скорой помощи). Ошибся именитый врач или нет — не суть важно. Однако в опалу он попал надолго. После того как специалисты одной из ведущих западноевропейских клиник, куда президент отправился на реабилитацию, поинтересовались, зачем его оперировали. Слава Богу, что ошибка врача (если таковая была и на которую каждый имеет право) не нанесла вреда здоровью главы государства.

Двадцати пациентам харьковской офтальмологической клиники повезло меньше —

они ослепли, будучи инфицированными во время лазерной коррекции зрения. Прокуратура выяснила, что синегнойная палочка, вызвавшая заражение, каким-то образом попала в физраствор, использовавшийся при проведении недешевой операции. Виновного так и

не нашли...

В соответствии с действующим законодательством медработники несут уголовную ответственность за ненадлежащее оказание помощи, если это повлекло за собой смерть пациента, тяжкие или средней степени тяжести телесные повреждения (утрату органа или его функции, потерю трудоспособности), заражение неизлечимым заболеванием (статьи 131, 139, 140 УК). А медучреждения могут быть привлечены

к гражданско-правовой ответственности за нанесение морального и/или материального ущерба (статьи 1166, 1167 ГК).

Кто кому пациент

Подготовил Вячеслав ДАРПИНЯНЦ

Как привлечь халатного врача к ответственности

О правах пациентов и судебных перспективах «медицинских» дел рассказывает Радмила Гревцова, адвокат, президент Украинской медико-правовой ассоциации:

— К сожалению, далеко не все пациенты (даже материально обеспеченные) знают и могут реализовать свои права во взаимоотношениях с врачами. Иногда правовая осведомленность может спасти жизнь. К примеру, в одной из областных больниц пожилому мужчине долго не могли поставить диагноз, а назначенная терапия не дала положительных результатов. Несмотря на ухудшение состояния пациента, главврач игнорировал предложение сына мужчины пригласить в больницу столичных медиков. Только после того, как на имя главврача было подано надлежащим образом зарегистрированное заявление со ссылкой на статью 287 Гражданского кодекса (человек, находящийся на стационарном лечении в медучреждении, имеет право пригласить сторонних врачей), киевских специалистов допустили к больному. Согласно их выводам, от смерти человека отделяли сутки-двое.

О каких еще правах нужно помнить пациентам?

— В основном эти права предусмотрены статьями 281-290 ГК, статьями 6, 7, 33-53 Закона «Основы законодательства Украины о здравоохранении», а также статьями 4-18 Закона «О защите прав потребителей» (в его последней редакции). Важнейшим является право пациента (и/или его законных представителей, к примеру, родителей несовершеннолетних) на информацию о состоянии здоровья, рисках и прогнозе развития заболевания, предлагаемых методах лечения. Причем врач обязан предоставить эту информацию в доступной для пациента форме, а медицинское вмешательство разрешено исключительно с согласия пациента (или его родственников), получившего такую информацию. Пациент, которого не устраивает лечащий врач, вправе требовать его замены. Лучше всего обратиться к главврачу (начмеду, заведующему отделением) с письменным заявлением и настоять на том, чтобы на его копии была поставлена отметка о получении. Также у пациентов есть право на надлежащее качество медицинских услуг. Причем его уровень определяется исходя из общепринятой практики диагностики и лечения тех или иных заболеваний — соответствующие стандарты утверждены Минздравом.

Принципиальное право на ознакомление с медицинской документацией актуально для пациентов, которые намерены обратиться в суд с иском к медучреждению (согласно ГК, именно медучреждения несут гражданско-правовую ответственность за действия работающих в них врачей). К сожалению, законодательство не обязывает больницы предоставлять пациенту копии меддокументации. Как правило, получить их удается лишь в ответ на письменный запрос адвоката (основание — статья 6 Закона Украины «Об адвокатуре»).

Почему больницы неохотно допускают пациентов к медицинской документации?

— Именно на ее основании пациент, считающий, что по вине врачей причинен вред его здоровью, может получить заключение специалиста, подтверждающее неправильность действий (бездействия) медиков, и приложить этот документ к исковому заявлению. Выводы специалиста, зафиксированные в заключении (не путать их с официальным заключением бюро судебно-медицинской экспертизы), послужат важным доказательством того, что требования пациента действительно обоснованы. Ведь бывают случаи, когда судебный иск — лишь плод эмоциональной реакции пациента на осложнение, возникшее вовсе не по вине медработников, а, скажем, вследствие индивидуальных особенностей организма больного или невыполнения им врачебных рекомендаций.

Реально ли пострадавшему по вине врачей добиться возмещения ущерба в судебном порядке?

— Достаточно сложно. Для этого нужно доказать неправильность конкретных действий (бездействия) врача, сам факт нанесения вреда здоровью пациента, причинения ему материального и морального ущерба, а также установить соответствующие причинно-следственные связи. При этом под материальным ущербом принято понимать прежде всего затраты на некачественное лечение и все последующие связанные с ним расходы (на повторную терапию, лекарства, санаторно-курортное лечение). Доказательствами в данном случае могут быть соответствующие чеки, квитанции и т. д. А под моральным ущербом, следуя постановлению пленума ВСУ (от 31.03.1995 г. с изменениями), подразумеваются потери неимущественного характера ввиду психических (физических) страданий, причиненных пациенту неправомерными действиями. Причинение морального вреда подтверждается, среди прочего, свидетельскими показаниями, а размер ущерба судьи определяют исходя из обстоятельств дела.

В судах «медицинские» дела рассматривают, как правило, месяцами, а порой — годами, хотя ст. 157 ГПК Украины обязывает судей рассмотреть дело в срок, не превышающий двух месяцев с момента начала производства. Такая ситуация обусловлена перегруженностью судов, сложностью «медицинских» дел и продолжительностью проведения судебно-медицинской экспертизы (в среднем — полгода). И все же пациентам, уверенным в своей правоте, не стоит опускать руки. Есть прецеденты, когда украинские суды удовлетворяли иски, суммы возмещения в ряде случаев превышали пятьдесят и даже сто тысяч гривен. Хотя решение, вынесенное в пользу пациента, не всегда легко исполнить. Особые сложности возникают, когда ответчик — государственное или коммунальное лечебное учреждение, в бюджете которого просто не предусмотрена соответствующая статья расходов. Что касается привлечения врачей к уголовной ответственности, то такие случаи единичны. Такого рода дела редко доходят до суда, еще реже заканчиваются обвинительными приговорами, да и возбуждают их крайне неохотно.

Почему, как вы считаете?

— Основная причина — несовершенство действующего уголовно-процессуального законодательства. В частности, согласно ст. 94 УПК Украины, уголовное дело может быть возбуждено только в случаях, когда есть достаточно данных, указывающих на наличие признаков преступления. Для получения «достаточных данных» в соответствии со ст. 97 УПК до возбуждения уголовного «медицинского» дела правоохранительные органы проводят проверку, в том числе — не только сбор объяснений медиков, заявителя (пациента или его родственников), изучение документации, но и получение выводов комиссии Минздрава, а нередко и результатов судебно-медицинского исследования. Причем, если при проведении судмедэкспертизы (ее назначают в случае возбуждения уголовного дела) специалисты соответствующих бюро несут уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения (основание — статья 384 УК), то ошибки при проведении исследования практически ненаказуемы.

Выводы комиссии Минздрава и результаты судебно-медицинских исследований, на основании которых зачастую принимают постановления об отказе в возбуждении дел, могут быть не объективными. Конечно, соответствующие постановления могут быть обжалованы и нередко отменяются. Но добиться хотя бы возбуждения уголовного дела (только в его рамках возможно проведение допросов, очных ставок, судебно-медицинской экспертизы и прочих следственных действий) достаточно непросто. Само же досудебное следствие нередко растягивается на годы. К примеру, в 2002 г. в Крыму было возбуждено уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей врачом-анестезиологом, повлекшее за собой смерть пациента. Разбирательство по этому делу тянется до сих пор.

Случаи привлечения экспертов по статье 384 УК также единичны. Да и вообще, сам институт судебно-медицинской экспертизы требует кардинального реформирования. Напомню, что организационное руководство службой осуществляет Минздрав, что, мягко говоря, не соответствует стандартам экспертной независимости, принятым в демократических странах.

Расскажите о проведении судмедэкспертизы подробнее.

— По гражданским делам экспертиза назначается определением суда. Если необходимо установить характер и степень повреждения здоровья, что характерно для «медицинских» дел, то назначение судмедэкспертизы обязательно, когда об этом ходатайствует хотя бы одна из сторон. В определении суд указывает круг вопросов, на которые надлежит ответить экспертам. Стоит отметить, что согласно статье 147 ГПК Украины, экспертное заключение не является обязательным для суда и подлежит оценке вместе с другими доказательствами по делу. На практике судьи, не имеющие медицинского образования, редко не соглашаются с экспертными выводами, поскольку в противном случае необходимо мотивировать причины несогласия в решении или определении. Однако суд вполне может признать заключение эксперта неполным либо необоснованным и назначить дополнительную или повторную экспертизу. Если об этом ходатайствует одна из сторон, то на нее возлагается обязанность оплатить экспертизу, что создает пациентам дополнительные затруднения.

По уголовным делам экспертиза назначается постановлением следователя при проведении досудебного следствия либо определением (постановлением) суда. Судебно-медицинская экспертиза является обязательной, если необходимо установить причины смерти человека либо тяжесть и характер телесных повреждений. Такие экспертизы специализированные учреждения Минздрава проводят за бюджетный счет.

Какие врачебные преступления являются наиболее распространенными?

— Действующий УК содержит более 15 составов преступлений, за совершение которых врач может быть привлечен к ответственности. Наиболее распространенные преступления — непредоставление помощи больному медицинским работником (ст. 139 УК), незаконное разглашение врачебной тайны (ст. 145 УК), ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским либо фармацевтическим работником.

Отдельная история — подделка медицинской документации, ответственность за это регламентирована статьями 358 и 366 УК (в зависимости от субъекта преступления). На правдивость и полноту информации меддокументации пациентам следует обращать особое внимание, ведь выводы специалистов и судмедэкспертов, сделанные на основании сфальсифицированной меддокументации, могут оказаться ошибочными.

Если получить копию документации по горячим следам не удалось и есть подозрения, что она сфальсифицирована (т. е. в нее внесены неправдивые данные), следует потребовать проведения технико-криминалистического исследования оригиналов документов. Цель — получить ответы на вопросы, когда был изготовлен документ, когда были сделаны те или иные записи, расшивалась ли история болезни и т. д. Назначение такого исследования (до возбуждения уголовного дела) или экспертизы (после его возбуждения) — компетенция правоохранительных органов. К тому же пациенту и его адвокату следует внимательно изучать содержание предоставленных копий меддокументации — иногда после «переписывания» истории болезни в ней появляются нестыковки, которые можно использовать в качестве доказательства фальсификации.

Помимо уголовной, существуют и другие виды ответственности медработников — административная, дисциплинарная (выговор и увольнение), материальная. Возможности применения последней в отношении медиков ограничены, к сожалению, трудовое законодательство Украины не предусматривает возможности наказания рублем. Также, несмотря на то, что ответчиком по гражданским «медицинским» делам является медучреждение, в случае возмещения вреда пациенту оно вправе предъявить виновному врачу регрессный иск, но на практике такое случается крайне редко.

Впрочем, как бы там ни было, хороших врачей в Украине все-таки больше, чем тех, кто «пятнает белые халаты».

 «Контракты»

Анонсы делового еженедельника «Контракты» №6 от 05.02.07

Газпром слезам поверил. Министр топлива и энергетики Юрий Бойко готовится добывать российский газ в Сибири

В интервью Контрактам Юрий Бойко рассказал о том, что:

- цена на технологический газ для Украины еще не определена

- последнее слово в газовом бизнесе всегда за руководством государства

- разговоры о Могилевиче – это политические инсинуации

- комфортнее управлять не министерством, а предприятием.

Медицина больна. Объем рынка неофициальных услуг медучреждений превышает 20 млрд. грн в год. Что бесплатные медицинские услуги в Украине – конституционный миф, признают и пациенты, и врачи, и руководство Минздрава.

Высокопоставленный источник рассказал Контрактам, что в этом году при министерстве будет создана специальная инспекция – «отдел внутренних расследований», который будет следить за качеством медицинских услуг, правильной постановкой диагнозов, сертифицировать медучреждения, разрабатывать стандарты лечения и т. д.

Вне зоны доступа.

Контракты выяснили:

- стоит ли покупать акции Укртелекома

- кто купит самый дорогой госактив

- как повысятся тарифы на фиксированную связь

- когда в Украине заработает связь третьего поколения.

Не рокот космодрома. Космос постепенно превращается в большой коммерческий проект. 60% средств, инвестируемых в космические разработки, принадлежат частным компаниям.

1). Самые доходные сегменты космической отросли.

2). Бизнес на космосе по-украински.

3). Карта действующих и законсервированных космодромов.

Оппортунист судьбы. Как учитель математики Петр Чернышов научился реанимировать пивные заводы

В интервью Контрактам генеральный директор ОАО «Пиво-безалкогольный комбинат «Славутич» и ОАО «Львовская пивоварня» Петр Чернышов, рассказал о том, что:

- по объявлению в газете можно найти престижную работу за границей

- стрессовые интервью помогают избавиться от профессиональных соискателей

- стандартная консумерская компания должна быть построена на желании размазать конкурентов по стенке.