Виктора Януковича "растоптал" немецкий Шуллер
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
фото ЕРАВиктор Янукович, премьер-министр Украины, обладает всем тем, чем с удовольствием владеют все влиятельные персоны постсоветского пространства: личным фотографом, который следит за тем, чтобы во время общения их шефа с детьми был взят правильный ракурс; биографом, который воспевает его как героя труда; а также профессорским титулом, который в случае с Януковичем достался ему в его бытность губернатором Донецкой области.
Однако наряду со всем этим Янукович располагает и другими ресурсами: советником с Запада, политтехнологом, который консультировал как многих американских президентов от Форда до Буша, так и филиппинского диктатора Маркоса и лидера ангольских сепаратистов Савимби.
Когда в 2005 году мистер Манафорт взялся за "дело Януковича", "ситуация с имиджем" новоиспеченного клиента была катастрофической. В период "оранжевой революции" его люди позволили застукать себя с поличным во время подтасовок результатов выборов. А к позору после раскрытого обмана добавились и ляпы в биографии самого кандидата. В юности он сидел в тюрьме по обвинению в нанесении телесных повреждений, а уже будучи достаточно зрелым, писал слово "профессор" с двумя буквами "ф". Во время "оранжевой революции" его супруга настаивала на теории, смысл которой заключался в том, что демократическое движение лишено смысла приготовленными Америкой апельсинами. Зависимость Януковича от коррумпированных олигархов, а также от президента России Путина создала ему репутацию марионеточной фигуры.
Но теперь ситуацию контролирует специалист из Америки. Клиент носит элегантные костюмы, всегда аккуратно подстрижен, а вместо непристойностей с его уст слетают лишь правильные выражения. Когда в 2006 году распался лагерь демократов, "изменившийся" Янукович вернулся на пост премьер-министра. Кое-что действительно изменилось. Несомненно, Янукович опирается сегодня на законное парламентское большинство. Кроме того, он стал более независимым.
Даже критики признают, что он теперь не просто марионетка в руках восточноукраинских кланов или лично Владимира Путина. Его давнишний покровитель, стальной миллиардер и бывший наперсточник Ринат Ахметов, по мнению некоторых приближенных, больше не обладает былым влиянием на своего бывшего "мальчика на побегушках". Поскольку Янукович, став премьером и являясь лидером партии, обладает большими "административными ресурсами", чтобы руководить своим собственным персоналом. Промосковским кругам в его правящей "Партии регионов", например, в окружении вице-премьера Азарова или министра энергетики Бойко, также, по всей видимости, больше не удается пробиться в непосредственную близость к главе правительства.
Янукович не упускает момента продемонстрировать изменения, произошедшие с ним. Он хвалит демократию, он опровергает упреки в послушании Москве и все чаще говорит о том, что перед его страной стоит цель вступления в НАТО и ЕС. В эту среду он приезжает в Берлин, чтобы предстать перед немецкими инвесторами и политиками в качестве политического деятеля будущего, и прежде всего для того, чтобы порадеть за участие Запада в расширении стратегически важной украинской сети газопроводов.
Однако "исправление" Януковича не для всех выглядит убедительным. По двум важнейшим вопросам его позиция не лишена противоречий. Во-первых, это возможное вступление его страны в НАТО, цель, которая особенно неприятна его российским покровителям, но которая уже давно утверждена в парламенте. Здесь премьер-министр после своего вступления в должность постоянно петляет. Постоянно высказываясь за вступление в НАТО, он в то же время препятствует ему там, где только возможно.
Последней решающей атакой было снятие с должности прозападного министра иностранных дел Тарасюка, которое случилось в январе. Несмотря на то, что Тарасюк, согласно конституции, находился в непосредственном подчинении не у главы правительства, а у ориентированного на Запад президента Ющенко, Янукович сместил его с занимаемой должности, перекрыв министерству доступ к финансам и не пустив его на заседание кабинета министров.
И в отношении тех стратегически важных украинских трубопроводов, по которым Западная Европа получает российский газ, позиция Януковича не вполне очевидна. По оценкам киевского министерства энергетики, в эту систему до 2010 года должно быть инвестировано около 10 млрд евро. Специалистам ясно, что эту сумму не собрать без иностранной помощи, а в украинском правительстве обсуждаются две непохожие друг на друга модели реализации задуманного. Одна из них ориентирована на российские ресурсы (московский газовый гигант "Газпром" станет в таком случае совладельцем газотранспортной системы Украины и предоставит Украине права на добычу в России), а другая предусматривает включение Запада в трехсторонний консорциум. Выбор между этими возможностями сродни принятию стратегически важного решения, поскольку, по мнению многих наблюдателей, решение в пользу российской модели надолго превратит Украину в аппендикс московской газовой империи.
фото ЕРА
В новый образ Януковича хорошо вписывается тот факт, что перед своей встречей с канцлером Меркель в духе прозападных сил он пригласил представителей немецкой экономики совместно с Россией принять участие в будущем газотранспортном консорциуме, который станет частью будущей сети. Является ли это тем самым стратегически решением, пока неясно, поскольку Путин лишь недавно заявил, что он услышал от Украины "революционную идею" о том, чтобы поделить систему трубопроводов только между Москвой и Киевом. Неясно, от кого именно исходило это предложение, однако в Киеве его считают решенным вопросом, а представители промосковской фракции правительства Януковича – Бойко и Азаров – находят его весьма привлекательным.
Германским партнерам по переговорам Януковича будет в этой связи нелегко правильно оценить его предложения. Человек, который всего два года назад считался марионеткой в руках промышленных баронов и воспитанником Путина, обладает сегодня достаточной независимостью, чтобы мечтать о своем собственном пространстве для деятельности между Западом и Востоком. То, что бывшему неотесанному политику удается отказываться от своих позиций в зависимости от ситуации на данный момент и заявлять противоположное, связано, по всей видимости, с весомым влиянием, которое оказывают на него западные имиджмейкеры. В конце концов, стрелка компаса этого человека никогда уверенно не показывала ни на Запад, ни на Восток, а всегда была направлена на свой собственный магнитный полюс: на себя самого, на Виктора Януковича и его власть.
Конрад Шуллер