Заботливые родители удалили дочери матку, грудь и аппендицит
Диагноз девочки Эшли достаточно обтекаемый - «статическая энцефалопатия неизвестной этиологии». Слово «статическая» означает, что бедняжка никогда не поправится.
Весной 2004 года у нее появились первые признаки полового созревания. После долгих консультаций с докторами родители Эшли пришли к выводу, что для блага дочери необходимо… остановить ее физическое развитие.
Родители просили стерилизовать старшую дочь и удалить ей грудь. Аргументы таковы. Раз дочке рожать не придется, то половые органы и молочные железы ей не нужны.
Гистерэктомия, мол, не только избавит Эшли от менструального цикла, но и поможет избежать сексуального насилия, которому дети-инвалиды подвергаются чаще здоровых сверстников.
К тому же удаление матки и грудок избавит Эшли от риска возникновения рака этих органов и нежелательного внимания окружающих. К шести годам вес Эшли перевалил за 20 килограммов, ее стало трудно брать на руки. К тому же все переносные бытовые предметы (коляска, ванна и т.д.) ей скоро опять станут малы. Комитет по этике детской больницы Сиэтла, состоящий из 40 человек, разрешил начать «лечение» Эшли. Оставив для красоты соски, девочке удалили молочные железы, матку, придатки и на всякий случай аппендицит. Через месяц после выписки из больницы началось лечение эстрогеном - в больших дозах он останавливает рост костей. Лекарство наносили при помощи повязок, которые меняли каждые три дня. Родителям объяснили, что такой способ остановки роста применялся в Америке в 50 - 60-е годы, когда считалось, что девушки не должны быть слишком высокими. Осенью прошлого года Эшли перестала расти. Сейчас ее рост 132 см, а весит она 31 килограмм.
Родители Эшли называют ее Спящим ангелом и утверждают, будто их главная цель - сделать более комфортной жизнь самой Эшли. «Для этого мы использовали все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы», - заявляют они.
Безоговорочно поддерживают «лечение» Эшли в основном родители, чьи дети с недостатками развития умерли. И теперь взрослые сетуют: «А, может, они могли бы жить, если бы их рост вовремя остановили?»
Однако противников, обвиняющих родителей Эшли и врачей во всех смертных грехах, много больше. «Создание Франкенштейна XXI века» - самые мягкие слова в их откликах.
Представители правозащитной организации из Нью-Джерси обратились в прокуратуру Сиэтла с требованием привлечь к уголовной ответственности врачей и родителей Эшли. Зато мнения американских специалистов разделились. Полемику подытожил Дэвид Флеминг, директор Центра медицинской этики при университете Миссури: "Только время ответит на вопрос: правильное или ошибочное решение приняли родители Эшли".
Даниелю Гюнтеру, проводившему операцию, за месяц поступили заявления уже от четырех супружеских пар с просьбой остановить рост их детей-инвалидов.
Мнения российских врачей: Ребенка превратили в куклу
Татьяна Семичева, завотделением патологии пола и развития Института детской эндокринологии ЭНЦ РАМН:
- Известно, что дети с поражением центральной нервной системы могут иметь раннее половое созревание.
Но мы никогда не сталкивались с необходимостью применять кастрацию (удаление яичников) и тем более с удалением матки и молочных желез. Лишить человека половых гормонов только лишь для удобства ухода за ним - не оправданно.
Женские гормоны необходимы не только для того, чтобы росла грудь или приходили менструации. Они нужны для нормальной работы сердца и сосудов, поддержания плотности костей, развитии мышц и т.д. Удалив яичники, врачи и родители укорачивают, а не увеличивают жизнь Эшли. Оперативное вмешательство, конечно, было выполнено в интересах родителей, а не ребенка. Бесчеловечно подвергать операции, наркозу, послеоперационной боли существо, которое не виновато в том, что природа не отказала ему лишь в одном - нормальной функции половых желез.
Сергей Озеров, детский нейрохирург НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко:
- С одной стороны, для помощи ребенку задействовано множество высококвалифицированных специалистов, сделано несколько сложных операций, осуществляются уход и наблюдение. Но с другой - успехи медицины и механицизм современного западного мышления приводят к тому, что технологическая доступность сдвигает границы дозволенного. Безусловно, то, что было сделано с Эшли, не может принести пользу девочке при том, что риск операций и гормональной терапии никто не отменял. Проблемы ухода всегда можно решить с помощью привлечения дополнительных сиделок, покупки специальной мебели и оборудования. Но с каких-то пор тело человека стало рассматриваться как аналог механизма, где можно менять детали, регулировать или переделывать в зависимости от потребностей на данный момент. А при обслуживании машины само понятие морали становится ненужным и устаревшим.