У Путина появилась «вторая любимая жена»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Минувшее воскресенье в России было объявлено единым днем голосования — 11 марта в 14 регионах России прошли парламентские выборы. Ради генеральной репетиции грядущих декабрьских выборов в Госдуму даже не стали передвигать выходные (9 марта в России был обычным рабочим днем, чтобы в воскресенье народ смог вволю поволеизъявляться).
На сенсации рассчитывать не приходилось. Какие сенсации могут быть на репетиции — тут важно, чтобы актеры не сбивались и вовремя выходили на сцену. Во всех регионах выборы признаны состоявшимися. Немудрено, так как в десяти регионах уже действует федеральный закон, отменяющий порог явки избирателей. В оставшихся четырех, где закон еще не вступил в силу, явка составила больше необходимой нормы: в Дагестане и Республике Коми это 25% избирателей, в Московской и Вологодской областях — 20%. Состоявшимися выборы признаны даже в одном из сельсоветов Кургана — там проголосовали лишь два человека: депутат и его знакомый. В целом единый выборный день пережили спокойно, не считая перестрелки в Дагестане и драки в Санкт-Петербурге.
В 13 из 14 регионов уверенно победила «Единая Россия». Партия власти остается таковой и будет представлена во всех 14 региональных парламентах. По сравнению с прошлыми выборами она не прибавила и не потеряла, хотя победа выглядела несколько нервозной.
Выводить из себя «медведей»-единороссов была призвана партия под руководством спикера верхней палаты Сергея Миронова «Справедливая Россия». Что она и проделала весьма успешно, заняв второе место по числу таковых в региональных парламентах, а в Ставрополе — даже первое, обогнав «Единую Россию». Это отдаленно напоминает сенсацию. Правда, сенсацию, тщательно срежиссированную.
«Справедливая Россия» создавалась по образу и подобию партии «Родина», засветившейся на прошлых думских выборах в 2003 году. Тогда кремлевские политтехнологи придумали патриотический левый проект, чтобы «откусить» голоса у КПРФ и ЛДПР. Это с блеском удалось, «Родина» в то время была четвертой по России и второй в ряде регионов, в том числе в Москве. Отработав положенное, партия благополучно развалилась на фракцию и собственно партию, которые пошли разными путями. Остатки «Родины», а также «Партия Жизни» и «Партия Пенсионеров» объединились в «справедливую Россию», или «Рожипень», как ласково называют за глаза эту силу конкуренты по политборьбе.
«Справедливая Россия» не является оппозиционной, и принципиальный спор с «Единой Россией» ведется лишь о том, кто из них «любимая жена». Обе партии ревниво мочат конкурентов, а их лидеры регулярно «подвергают критике критику, которой их подвергают» в различных СМИ. Идея двухпартийного парламента давно уже витает в кремлевских коридорах. Потому первая и главная функция эсеров — слегка подвинуть «Единую Россию». К тому же эсеры аккумулируют все «левые» взгляды, таким образом, отнимая голоса у традиционно сильной КПРФ и теряющей позиции ЛДПР. Получается весьма удобная конструкция — пропрезидентская центристская «Единая Россия», не менее пропрезидентская «левая» «Справедливая Россия». К декабрьским выборам надо еще подобрать карманную «правую» партию (что тоже не проблема), и тогда даже вопрос преемника перестает быть таким уж принципиальным.
Пока со всеми поставленными задачами «Справедливая Россия» справлялась без потерь, хотя результаты в регионах местами отличались почти в десять раз. А «перевыполнение плана» в Ставрополе — победа над самой партией власти — объясняется просто. Местный мэр Дмитрий Кузьмин поддерживает эсеров (раньше был в «Партии Жизни»), губернатор края Александр Черногоров — единоросс (с прошлых выборов, до того был коммунистом). Противостояние длится уже давно с переменным успехом обеих сторон. Успех «Справедливой России» был вполне ожидаем: к губернатору давно уже много претензий. «По итогам выборов губернатор должен уйти в отставку», — на следующий день после голосования заявил Сергей Миронов. Лидер «Едра» Борис Грызлов тут же парировал, что Миронов будет сенатором не от Санкт-Петербурга (как до сих пор), а от Ставрополья. Впрочем, выборы в крае проходили по смешанной системе, и за счет одномандатников большинство, в конечном счете, все же у «Единой России» (15 против 12 эсеров из 50), но прецедент создан. Через месяц президент выступит с обращением к Федеральному собранию. Вести заседание будут рука об руку Грызлов и Миронов. Обе «любимые жены» будут распоряжаться за праздничным столом.
Относительного успеха достигли на этих выборах и правые. Незадолго до начала предвыборных марафонов лидер СПС Никита Белых стал довольно часто появляться в телевизионном эфире. В России действует безошибочная система определения политической успешности — все в порядке, если тебя показывают по ТВ. А оно, как известно, все государственное и лояльное. Допуск в эфир означает зеленый свет из Кремля. Такую нежность к недавней оппозиции можно объяснить лишь лояльностью правых к действующей власти.
СПС не принимал участия в Марше несогласных в Москве и Санкт-Петербурге, а также не входит в оппозиционное объединение «Другая Россия». Телеэфиры — как плата за лояльность. К тому же на выборы правые пошли с вполне левыми требованиями: пенсий и коммунальных выплат. В большинстве регионов, включая Москву, СПС преодолел 7-процентный барьер. Лидер «Единой России» Борис Грызлов уже заявил, что видит СПС в составе следующей Думы. Вполне возможно, что именно СПС станет той самой карманной правой партией, которая нужна власти, чтобы радовать глаз.
Провал «Яблока» тоже не стал неожиданностью. Партия не отличается лояльностью к власти, напротив, подвергает жесткой критике ее действия, участвует во всех запрещенных шествиях и оппозиционных организациях, а возглавляющий ее Григорий Явлинский — давно уже персона нон грата на всех телеканалах. Кислород партии перекрывают по всем фронтам. На октябрьских выборах «Яблоко» сняли в Карелии, на нынешних — в стратегически важном Санкт-Петербурге, где процент «яблочных» избирателей традиционно высок. Призывы «яблочников» прийти на избирательный участок и испортить бюллетень, выразив свой протест выборам без выбора, не имел успеха — многие просто там не появились после снятия «Яблока».
Кстати, вопрос явки тоже весьма любопытен. С отменой порога выборы считаются состоявшимися, даже если проголосует один человек. У «Единой России» в общей сложности 46% голосов. Средняя явка составила 40%. При пересчете к общему числу зарегистрированных избирателей 46% становятся едва ли двадцатью. Так что партия большинства — это уже очень большой вопрос.
Репетиция состоялась. Очередной экзамен на политическую состоятельность сдан. Главное теперь — сохранить шпаргалки до следующей проверки. Сейчас начнется пора популизма. Уже и в армии можно будет служить один год, снова станут поднимать пенсии и платить бюджетникам, кредитовать ипотеку и запрещать курение в общественных местах. А там и следующие выборы.