КИНАх не будет. Это не предательство, это бизнес
21 марта Верховная Рада Украины назначила Анатолия Кинаха на должность министра экономики Украины. «Наша Украина» оценивает вступление Анатолия Кинаха в состав нынешнего Правительства Виктора Януковича как пример политической измены.
В связи с этим «Центр исследований политических ценностей» обратился к экономическим и политическим экспертам с вопросом: «Почему Анатолий Кинах перешел в Антикризисную коалицию?»
Николай МИХАЛЬЧЕНКО(президент Украинской Академии политических наук):
„Анатолий Кинах очень тесно связан с предпринимательскими кругами. А это толкает его на действия в интересах нашего промышленного комплекса. Промышленный комплекс Украины не может работать в оппозиции к правительству, потому Кинах вынужден принять это решение. Кроме того, его группа вся тесно связана с бизнесом и отстаивает свои интересы. То есть переход Кинаха - это целиком закономерное явление”.
http://phl.com.ua
Олесь ДОНІЙ (голова Центру досліджень політичних цінностей):
„Перехід Анатолія Кінаха та його групи з «Нашої України» на бік антикризової коаліції не є якимось дивовижним явищем. Напередодні президентських виборів 2004 конформістські групи української номенклатури зробили ставку на фаворита, яким тоді виглядав Віктор Ющенко. Номенклатура не бажає бути в опозиції, номенклатура може нормально себе почувати лише при владі. Перехід Анатолія Кінаха на бік антикризовіків є сигналом, що українська номенклатура поступово робить ставки на іншого фаворита. І таким новим фаворитом для номенклатури виглядає тепер Віктор Янукович.»
Владимир МАЛИНКОВИЧ(директор Украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований):
«Наша Украина» как политическая сила работает неконструктивно. Не только Кинах, но и значительная часть других депутатов фракции «Нашей Украины» не довольны и бойкотом, и всеми другими неконструктивными действиями, мешающими развитию бизнеса и т. д. Кинах - это первая ласточка. Он отвечает за работу промышленников и предпринимателей, а для них логично работать если не в союзе, то, по крайней мере, в согласии с правительством».
Юрий ЯКИМЕНКО (директор политико-правовых программ Украинского Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова):
„Тут есть несколько факторов. Во-первых, Анатолий Кинах – человек, который был Премьер-министром и имеет большой опыт пребывания при власти, по-видимому, дискомфортно чувствует себя в оппозиции. Если в период Оранжевой революции это можно было объяснять тем, что он не видел при том правительстве для себя перспектив, то в настоящий момент, когда такая перспектива открылась, не стал от нее отказываться.
Во-вторых, как руководитель Украинского союза промышленников и предпринимателей, Анатолий Кинах чувствует на себе давление от членов этой организации. Они тоже дискомфортно себя чувствуют от пребывания своего лидера в оппозиции. Таким образом они могут испытывать определенные притеснения от такого статуса, или от неприсутствия при власти.
В-третьих, коалиция демонстрирует, с одной стороны, готовность идти навстречу тому, кто в настоящий момент выйдет из оппозиции и присоединится к коалиции, - если вы готовы к тому, чтобы с нами работать, то мы готовы вас принять и учитывать ваши интересы в нашей политике власти. А для всех других будет применятся другой подход – это те события, которые происходят в настоящий момент с Луценко и с организациями, причастными к «Народной самообороне». То есть мы наблюдаем двоякую политику. Я думаю, что под воздействием всех этих обстоятельств и возникло такое решение Анатолия Кинаха, которое усилит коалицию в морально-политическом смысле, ну и, соответственно, нанесет удар по оппозиции”.
http://phl.com.ua
Андрей ЕРМОЛАЕВ (президент Центра социальных исследований «София»):
„Тут есть несколько причин. Причина первая и главная: переход Кинаха свидетельствует об остром кризисе стратегии, которую должна реализовывать оппозиционная среда. Кинах был и остается сторонником эволюционного, политического перетягивания власти, а не радикальных мероприятий, которые предлагает Тимошенко. С одной стороны, сторонниками такого эволюционного варианта являются представители действующих предпринимательских и бизнес-кругов, для которых любая избирательная кампания - это риск и дестабилизация. Но, с другой стороны, есть и сугубо конъюнктурные проблемы – досрочные парламентские выборы не гарантируют всем победу. Более того, это будет переформатирование и лидерских позиций, и состава блоков. Если для Тимошенко, которая является главным провайдером кризисного сценария, связанного с досрочными парламентскими выборами, это однозначно путь к новым политическим победам, а для ее возможных союзников – еще и очень много вопросов.
Вторая причина связана с состоянием блока и партии «Наша Украина». Партия промышленников и предпринимателей является одним из основателей «Нашей Украины», и тот факт, что сегодня блок оказался в прямой зависимости от той лихорадки, которая происходит в НСНУ, стало одной из причин внутренних недоразумений. Не секрет, что особая позиция есть в Партии промышленников и предпринимателей, у партии «Собор», в НРУ. Причем это разные позиции. Рух является сторонником радикализированной позиции, ПППУ является сторонником выхода на более широкий формат коалиции, «Собор» является сторонником «правил игры» в отношениях между оппозицией и коалицией.
Есть несколько моментов, которые сегодня скрыты, но на них уместно обратить внимание. Я считаю, что шаг Анатолия Кинаха, может, и является неожиданным для «нашеукраинцев», но в нем определена внутренняя логика, которая может изменить ситуацию. Для блока «Наша Украина» и лично для Ющенко, как для политика, шаг Кинаха может выглядеть, как политическое поражение, но для Ющенко, как для Президента, появление ПППУ в коалиционном правительстве с сохранением своего членства в блоке «Наша Украина», дает новые ступеньки свободы. В конце концов, если Президент имел возможность предлагать членов своей команды в состав правительства, и это рассматривалось как норма, то почему в правительстве не могут появляться политики, которые представляют его блок по собственному решению. Это новый рисунок политической игры. Возможно, конфликтный внешне, но он изменяет образ коалиции, состав исполнительной власти и позволяет в будущем расширять возможности влияния Президента на действии законодательной и исполнительной власти. Происходит процесс и конкуренции, и взаимовлияния, и взаимопроникновения. Будет интересно посмотреть на состав правительства Януковича, например, в мае. По итогам увидим, что это уже не Антикризисное правительство, а Послекризисное. Но все это происходит в конфликтных условиях информационной кампании. В мутной воде тяжело это разглядеть, но я утверждаю, что это возможность новой конфигурации. Приход Кинаха может серьезно повлиять и на ситуацию в Парламенте, и на ситуацию в коалиции, но будем рассматривать это, как позитивный факт”.
Алексей ГАРАНЬ (профессор политологии НаУКМА, Школа политической аналитики):
"В канун второго тура выборов в 2004 г. Кинах заявил о поддержке кандидата Ющенко, и на то время это был достаточно смелый и принципиальный шаг. Этим заявлением Кинах показал, что часть бизнеса понимает, что избрание Януковича Президентом не будет способствовать работе бизнеса в Украине.
Проблема входа представителей «Нашей Украины» в правительственную коалицию состоит из нескольких этапов. Первый этап – это идея широкой коалиции во главе с Ехануровым, когда бы «Наша Украина» имела ключевые должности министров. Когда уже было сформировано правительство Януковича в августе, и в него вошли представители «Нашей Украины» - это уже был принципиально другой формат коалиции. «Наша Украина» исполняла роль младшего брата. В конечном итоге, «нашеукраинцев» выжали из коалиции. При нынешних условиях, когда происходит жесткая поляризация сил, которая связана именно с жесткой позицией Партии Регионов, тем силам, которые входят в блок «Наша Украина», нельзя идти в состав нынешнего правительства. Это ошибка, потому что будет означать санкционирование той жесткой линии, которую проводит коалиция. Досадно, что Кинах сделал такое заявление. Думаю, что он и его структура, очевидно, получат определенные дивиденды, будут удовлетворены его амбиции, но это не будет способствовать его политической карьере как самостоятельного политика. При этих условиях он превращается в орудие в руках Партии Регионов".