Лучше поздно, чем никогда
Нынче Секретариат Президента переживает ренессанс того своего подзабытого за последние полгода состояния, когда он был центром политической жизни страны. Посетители непрерывным потоком тянутся на Банковую, совещания и консультации нонстопом переходят одно в другое. Да только ради того, чтобы вернуть себе ощущение главного разводящего, основного игрока, вершителя судеб и т. д., и т. п., думает, поди, сейчас Виктор Андреевич, таки стоило подписать этот чертов указ! Но сейчас не об этом. В череде многочисленных тусовок, случившихся за последние дни в канцелярии главы государства, отдельно хотелось бы упомянуть встречу замглавы секретариата Президента Александра Чалого с иностранными журналистами, работающими в Украине.
Идея провести политинформацию для «глаз» и «ушей» заграницы, безусловно, правильная. Поскольку то, как в нынешний ответственный момент будет выглядеть изрядно потрепанный за минувшие пару лет образ Украины в глазах мировой общественности, вопрос далеко не последний. Так вот, интерпретация происходящего в нашей стране, преподнесенная представителям иностранных СМИ, выглядит следующим образом. Процесс вербовки народных депутатов в ряды проправительственной коалиции начал набирать столь интенсивные обороты, что искомые 300 голосов стали обретать реальные очертания. В секретариат попали списки потенциальных депутатов-перебежчиков из оппозиционного лагеря, якобы готовых присоединиться к парламентскому большинству (причем, большей частью это были бы представители БЮТ, утверждают люди из президентского окружения). Еще пару недель, сообщил журналистам Валерий Чалый, – и «золотой ключик» был бы у Виктора Януковича в кармане. Но дело не только и не столько в этом.
Появившаяся у коалиции перспектива обзавестись тремястами депутатскими голосами, как заявляют руководители канцелярии главы государства, – не главная причина радикального шага Президента. И беседуя на эту тему с премьер-министром, по словам Александра Чалого, Виктор Ющенко всячески старался убедить того, что если после новых выборов коалиция сможет создать в парламенте конституционное большинство, он признает этот факт.
Поскольку это будет сделано честным, легитимным образом, а не путем подкупа и шантажа. И тогда, мол, ни у мирового сообщества, ни у украинского народа не будет повода с презрением относиться к Верховной Раде, на значительная части представителей которой будет красоваться несмываемое клеймо – «Предатель». Именно таков главный мотив затеянной Президентом «перезагрузки» законодательного органа страны: «Мы создадим традицию не прощать предателей».
Откровенно признаться, при всей своей простоте – меткие слова. Ну, не знаю я человека, который в глубине души не презирал бы не просто меняющих свою политическую позицию, а совершающих сей акт с осязаемой выгодой для себя! Да, в национальном характере украинцев уважать предприимчивость и оборотистость. Да, зла держать на нехороших людей мы долго не умеем. Но есть же, в конце концов, вещи, которые не забываются, и существуют слова и поступки, после которых человеку не подают руки. Поскольку если ты это сделаешь, то автоматически признаешь себя таким же, как и тот, кого ты мысленно осуждаешь, а вслух не решаешься. А ведь чувство собственного достоинства, как бы его в тебе не подавляли, рано или поздно предъявит тебе свой счет. Так может быть, сделать хоть что-нибудь, чтобы не было поздно?
Представляю, как удивились журналисты, приехавшие в Киев оттуда, где политики уже давно живут понятиями «законность», «верность данному слову», «долг перед избирателями», «заработанная репутация», «ответственность за принятое решение». «Создать традицию не прощать предателей» звучит для них как «Давайте повторим таблицу умножения» для выпускника Политеха. Но в том-то и состоит смысл момента, переживаемого страной: давайте перестанем кривить душой, кричать о нашей европейскости и признаем тот обидный, но очевидный факт, что отстали мы в своем развитии от остального цивилизованного человечества. Ведь правильно поставленный диагноз – половина успеха в лечении болезни.
А для подслащения пилюли посмотрим на Восток. Кто там нам машет бело-сине-красным флагом? О, у этих товарищей все еще более запущенно, чем у нас. В сравнении с ними, мы просто – воплощение демократии. Говорят, как только Виктор Ющенко, проявив уже никем неожидаемую от него решительность, издал указ о перевыборах, все российские СМИ отправили в свои киевские корпункты по три журналистских бригады. В киевское представительство РИА-Новости был откомандирован военный корреспондент, специально отозванный для этого из Ирана. Человек, приготовившийся к репортажам из «горячей точки», был крайне разочарован тишиной и спокойствием весеннего Киева. Однако его сообщения, видать, не впечатлили российских государственных мужей.
Государственная Дума России выразила «серьезную озабоченность» попытками разрешить политический кризис в Украине с помощью разгона «законно избранной Верховной Рады». Такое заявление приняла в пятницу верхняя палата парламента РФ. «Подписание президентом Украины указа о роспуске парламента с каждым днем все более осложняет обстановку, рискуя вывести политические силы за рамки правового поля», – прогнозируют думцы. Спасибо, конечно, за беспокойство, но мы как-нибудь сами, ладно?
А сами мы – вот какие. 40% из нас считают, что переход депутатов из оппозиции в коалицию – ни что иное, как игнорирование результатов парламентских выборов. По мнению половины из нас (52%), партии должны лишать депутатских полномочий тех парламентариев, которые не выполняют решений своих фракций в Верховной Раде. 34% украинцев убеждены в том, что расширение проправительственной коалиции происходило путем подкупа депутатов. К таким выводам пришел Киевский международный институт социологии, проведя опрос среди украинских граждан. Я не знаю, что отвечает своим взрослым дочерям Александр Мороз, когда они его спрашивают: «Как дела на работе, папа?». И не могу понять, чем объясняет Анатолий Кинах своей еще маленькой дочке то, что у него резко сократилось время, которое он теперь может уделить ей. Пока девочке вполне достаточно будет объяснений, что причиной всему – появившийся у папы министерский портфель, требующий гораздо большего, нежели депутатский мандат, времени и напряжения. Но ведь она обязательно вырастет. И наверняка ей захочется узнать больше. И, скорее всего, она где-нибудь прочитает или от кого-нибудь услышит, каким путем ее любимый отец попал в правительство Януковича. Того самого, о котором за пару лет до того они с мамой говорили, что он – «смерть для страны». Вот чего никогда не могла понять, так этого: если этим людям не совестно перед собственными детьми, то какого отношения могут ожидать от них чужие?