Президент просто обязан взять на себя всю полноту власти в стране, означающую полноту ответственности за страну. И на сегодня уже совершенно не важно, какими личными достоинствами и недостатками обладает Виктор Ющенко, важно, что он – чиновник наивысшего ранга, обладающий персональными полномочиями и обязанный гарантировать – уже даже не «калику перехожую» - Конституцию, а само существование украинского государства.
В том, что на кону – именно существование Украины как таковой, у вашего автора сомнений нет, и уже довольно давно. Никакие имитации переговоров и симуляции «заботы о населении» не могут скрыть неприлично-очевидного обстоятельства: они не договорятся. Более того, для блага Украины – они не должны договориться. Или, если точнее – они могут договариваться только и исключительно о ближайшей дате внеочередных парламентских выборов.
Потому, что все остальные переговорные вопросы, в-никуда-дорожные карты, ссылки на судьбоносные решения засаленного, как старая, много раз тасованная немытыми ручонками колода, непогрешимого и независимого КС, и прочая канитель – не более, но и не менее, чем список товаров для торговли – всех со всеми. Торговли, загодя создающей такую систему взаимных долгов и обязательств, что следующая власть гарантированно будет столь же неэффективной, как нынешняя. И это еще мягко сказано.
Между тем Украина не выживет, если ее власть не будет – хотя бы по вторникам, четвергам и пятницам – работать на национальные интересы. Угроз и, как любят выражаться претендующие на аналитичность, вызовов – на сегодня более чем достаточно, для того, чтобы медным тазом накрылась даже более здоровая и мощная страна. Чтобы не «растекатися мысью по древу», остановимся всего на двух проблемах политико-экономического плана.
К слову. «Мысь», коя по древу «растекается» - это никакая не «мысль». Хотя бы потому, что – это ж какой консистенции должен быть продукт деятельности мозга, чтобы «растекаться»… Все же древний автор не про ВР писал. Так вот (прошу прощения у просвещенных читателей), пресловутая «мысь» всего-навсего белка. Пушистая прелесть, что как пойдет по дереву скакать-растекаться, и не уследишь…
Вот и ваш автор – уж так не хочет переходить к мрачным вещам, что готова дезертировать хоть в литературно-зоологические изыскания. Впрочем, в нашей политике, как известно, не без зоологии. Взять хоть наш первый сегодняшний сюжет, полностью срисованный с зоологической истории удава и кроликов. Энергетического удава. Транзитных кроликов.
Сразу предупредим – никаких цифр, графиков и прочих «балансов газа» здесь не будет. К открытой информации по энергетическим вопросам имеют доступ все интересующиеся, а к закрытой информации на ту же тему – не имеет доступа ваш автор. Ну и не очень-то и хотелось. Тем более – по поводу энерго-политических планов России к гадалке можно не ходить.
Вместо гадалки – для осознания ситуации – хорошо, например, послушать спецпредставителя Президента РФ по вопросам отношений с ЕС Сергея Ястржембского. «Ничто не мешает участию иностранных предприятий в добыче (газа-нефти) в России, если это происходит вместе с Газпромом и на наших условиях. Энергия является нашим козырем, который мы не выпустим из рук бесплатно, без соответствующих уступок». Это Ястржембский (в данном случае он же «Газпром») не Украине говорит, это он Европе говорит.
По-моему, абсолютно исчерпывающее заявление. Сергей Владимирович сделал его для обоснования категорического отказа России ратифицировать Энергетическую Хартию ЕС, предусматривающую свободу доступа на энергорынки, свободу транзита энергоресурсов и свободу движения инвестируемых в энергетику капиталов.
С точки зрения Газпрома, то есть России, в Хартии слишком много «свободы». Не станем спорить – тем более, что наша цель – не критика соседской политики, а констатация отсутствия какой-либо контр-политики со стороны украинских властей. Хотя искомую контр-политику не надо мучительно выдумывать – достаточно в ответ на «энергия является нашим козырем, который мы не выпустим из рук бесплатно, без соответствующих уступок», сформулировать зеркальное отражение: «транзит и хранилища являются нашим козырем, который мы не выпустим из рук – ни за какие коврижки».
Ну да, а теперь представьте какого-нибудь г-на Бойко или – не дай Бог – г-на Воронина, который говорит такие страшные и дерзкие слова своим друзьям из Газпрома. От имени Украины… А потом – чтобы не показаться голословным – какой-нибудь высокопоставленный украинский чиновник вояжирует по Средней Азии вместе с поляками, а может и со всем ГУАМом и Литвой в придачу, чтобы пролоббировать Транскаспийскую магистраль вместо идущей по территории России Прикаспийской, или, скажем, реально наполнить восточной нефтью легендарный трубопровод Одесса-Броды в прямом режиме. Или, в ответ на предложения «консорциума» взять и поделить украинскую трубу, находчиво и четко отвечает «да пашли вы»… Картина, да?
Намерения России понятны до воя: ни в коем случае не допустить, чтобы Европа соскочила с монопольной газовой и весомо-нефтяной трубы. Энергетический удав и газовый ОПЕК уже – тук-тук – а в Украине до сих пор ни бум-бум. Я доходчиво объясняю? Что власть в нашей стране имеет к интересам страны малое касательное отношение? Что в силу этого от всей страны требуют и получают (будут требовать и будут получать?) нескончаемых «уступок и услуг»? Что в результате предоставления власть имущими этих «услуг» страна закончится гораздо раньше, чем третий срок Путина? Несмотря на вопросительные знаки – это не вопросы. Это, увы, ответы. И каждый день нынешнего безвластия, такого-властия, приближает эти ответы к окончательным и обжалованию не подлежащим.
Второй сегодняшний сюжет – внутренний, но весьма показательный. Коротко: пока народ следит за тем, кто из политиков кого в очередной раз ущучил, Кабмин, а если совсем точно – Минфин, не дремлет. Он занят хитрым делом: перераспределением финансовых потоков. И вот что там удумали: остатки на корсчетах Госказначейства пустить на рефинансирование коммерческих банков под залог облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ). Между прочим, эти Казначейские остатки – не кот чихнул – более восьми миллиардов гривен. Это – поступления от наших с вами налоговых выплат, из которых состоит доходная часть бюджета. ОВГЗ же государство выпустило для финансирования дефицита того же бюджета, но особой популярностью эти бумаги не пользовались. Нынче же предполагается «повысить привлекательность» ОВГЗ за счет возможности использовать их как залог под рефинансирование. Причем, как говорят злые хорошо информированные языки, не только комбанков, но и коренных донецких фирм. А чего стесняться? Отобрать у Нацбанка его право регулировать денежную массу – в том числе и через монопольное рефинансирование комбанков; фактически два раза профинансировать дефицит бюджета – вместо того, чтобы напрямую сделать социальные выплаты; увеличить угрозу высокой инфляции… Дык, а чего не сделают профессионалы для блага своего ближнего народа?
Два приведенных здесь почти неполитических эпизода из сериала «Ужасы и кошмары государства Украина» просто вопиют (да, вот именно, что «вопиют») о том, что стране жизненно необходима государственная власть. Та, которая – хотя бы по четвергам и пятницам – работала на благо Украины, в интересах Украины, и ни на кого, кроме Украины. Так вот, чтобы получить такой спасительный результат, можно (нужно) начать с предельной концентрации власти в одной точке, в одном лице. Как в точке нового отсчета, когда кто-то один должен, наконец, решить: быть или не быть суверенному украинскому государству. Президент обязан и должен вывести страну из этой трясины, даже если после этого Президенту придется уйти. Вывести, вытащить – без нескончаемых торгов с коллективным разумом пятого созыва и порожденным им (судя по результату – во сне) министерским собранием по интересам, которое уверено, что время работает на них. Это – концептуальная ошибка: время вообще не работает. Ни на кого. Оно просто уходит – оставляя все меньше надежд для Украины на вариант «быть».
P.S. Все, сказанное здесь, ни в коей мере не является призывом к насилию или перевороту. Это – лишь умопостроения автора, направленные к благу и последующему процветанию. Вот этой страны, вот этого народа. Концентрация власти в одних руках недемократична? Да. Слабо вписывается в существующую (?) систему законов? Возможно. Но фокус в том, что умершему государству ни демократия, ни законы уже не нужны.