«Гольф-клуб мы строим не для Януковича»
Крымская земля, на которой хотят строить гольф-клуб:
Видеосюжет-1
Видеосюжет-2
Вторая часть расследования «Крымские игры в донецкий гольф», первую читайте тут .
«Фейс-контроль» коровы Фени
Февральскому решению ВР АРК предшествовали странные события. Зимой на склоны подле Партизанского несколько раз приезжали своеобразные «делегации».
- Солидного вида мужчины на дорогих машинах. Приедут – походят, посмотрят, ни с кем словом не обмолвятся и уедут. Мы уже тогда поняли: что-то будет, – вспоминает Любовь Брянцева.
Вскоре после создания в деревне Комитета самоорганизации населения, сюда наведался «Коля из Симферополя», как он сперва отрекомендовался, оказавшийся, на поверку, главой Республиканского комитета по земельным ресурсам, Николаем Голубевым.
- Это я его туда послал, чтобі успокоил людей, нашел какой-то компромисс, - сознался «Обозу» спикер ВР АРК Анатолий Гриценко.
Голубев, по словам сельчан, пытался убедить их в том, что с «Анталом» лучше не тягаться – переселяться пока предлагают. Дескать, при хорошем раскладе, можно не только квартиры, но именно участки с домами получить, плюс – компенсации.
- Так и говорил: найдем мы вам землю. Я, как глава рескомзема, лично проконтролирую. Главное - шум не поднимайте! – продолжает Люба. – Только где он возьмет эту землю, если ее, по моим сведениям, в Гурзуфе свободной всего 7.5 соток осталось? Мы в тот же вечер письмо написали на Плакиду (Виктор Плакида – премьер Автономии, - С.К.), спрашивали: может ли госчиновник выдавать такого рода гарантии или это он так интересы частной структуры лоббирует.
- Что станет с теми, кто не захочет покинуть Партизанское? – уточнила я у главы гурзуфского поселкового совета Виктора Гамаля.
- Будут жить дальше, - однозначно сказал он.
- Нам создадут условия, жить в которых там станет невозможным, - угрюмо комментирует Вадим Нестеренко, директор агрофирмы «Лаванда», считающей спорные 120.9 га своими.
- Как мы тут останемся? Гольф – игра элитная. Разве пройдут деревенские «фейс-контроль», как сюда кто приедет? Смогу ли я свою корову Феню на поле пасти? – вторит Брянцева, также имеющая к ООО «Лаванда» самое непосредственное отношение.
Именно эти люди стояли у истоков создания в Партизанском Комитета самоорганизации. Это-то и дало основания чиновникам всех мастей обвинить их, как сторону заинтересованную, в намеренных провокациях.
«Ничейная» земля
- Нестеренко будоражит поселок потому, что его дом и теплицы построены на самовольно захваченной территории, - утверждает Гамаль. – «Его», как он утверждает, земля, находится за границами населенного пункта. Это земля из нашего запаса, где, собственно, будет стройка. У Нестеренко же там огороды, хозяйство, заводить которые он не имел никакого права. Почему он раньше не оформил на себя землю, почему не может сделать этого сейчас? Да, потому, что прав на нее не имеет! – категоричен чиновник.
Данный участок «Лаванда» приобрела еще в 1990-м – частично выкупив, частично арендовав ее у совхоза. Термин аренды – 15 лет. Все это время, эти люди выращивали здесь лаванду, розу, обрабатывали поля, собирали урожай. Срок аренды истек аккурат к моменту смены политического режима – продлить его «Лаванде» просто не дали. Вот уже два года их попытки легализовать собственный статус идут прахом.
- Кто вы сейчас по отношению к этой земли? – спрашиваю у господина Нестеренко.
- Формально – никто, - угрюмо говорит он. – То есть, по закону земля нам не принадлежит, но, по всем общечеловеческим понятиям, она наша.
К моменту согласования участка для «Антала» по «партизанским» гектарам продолжались хозяйственные споры. Не знать об этом власти Автономии, конечно, не могли. Однако, она у них почему-то числилась «свободной», как говорит Гриценко.
- Если после окончания срока аренды он не продлевается, в чем тут конфликт? Право людей на временное пользование землей прекращается по закону. Не надо представлять это так, будто арендные отношения разорвали специально для того, чтобы отдать территорию Пригодскому, - заверяет спикер. – Подозреваю, «Лаванда» просто шантажирует инвестора, надеясь получить какую-то компенсацию, – рассуждает он.
Те самые дом и теплицы
Прокурор Крыма: «Мы защищаем интересы Пригодского»
Отдав «Анталу» заведомо спорную территорию, Верховная Рада Автономии ввергла себя в пучину судебных тяжб. На сегодня с крымским парламентом судится и республиканская прокуратура и ООО «Лаванда». Первая, как утверждает прокурор полуострова Виктор Шемчук, защищает интересы государства, вторая – «воспользовалась конституционной возможностью по защите своих прав».
Собственно, спорить с ВР АРК прокуратура начала сразу после принятия первого решения по гольф-клубу. После голосования 21 февраля, она опротестовала его в Совете министров. Мотивация – превышение депутатами собственных полномочий. Во-первых, выделение земли они не согласовали с ее непосредственными собственниками – Ялтинским и Крымским заповедниками. Во-вторых, земля эта частично является сельхозугодьями, распоряжаться которыми может только Верховная Рада Украины и Кабмин.
Правда, крымских парламентариев это не смутило. В Автономии законы, судя по всему, читают выборочно – пропуская «неудобные» места.
- Я вам ответственно заявляю: земель сельхозназначения на этих 120 га нет! Участок еще в 1992-м году передали в актив запаса, - стараясь скрыть раздражение, заявил председатель поссовета Гамаль.
На беседу с «Обозом» он согласился без энтузиазма – осознав, видимо, что отлынивание только усугубит ситуацию. При этом дважды поинтересовался подозрительно: «Почему снова эта тема возникла? Сколько уже говорено-писано» и «Вы что, специально ради этого из Киева приехали?»
На самом деле, согласно Земельному кодексу, земля, находящаяся в запасе, своего целевого предназначения не меняет. Даже если пахоты не использовать сто лет, пахотами они от этого быть не перестанут!
На сей аргумент Гамаль отреагировал своеобразно:
- Ну, да, 77 га – пахота, но на них строить ничего не станут. Инфраструктуру можно развивать и на оставшейся территории, - сказал, помявшись, – ведь 77 га – главный «кусок» выделенных 120-ти.
Председатель парламента Автономии Гриценко ответил еще запутанней:
- За лесопотери и сельхозпотери инвестор заплатит. Это одиннадцать миллионов гривен реальных денег для местных бюджетов!
Очевидно, однако: платежеспособность «Антала» изначальное превышение им собственных полномочий, безусловно, не оправдывает.
фото УНИАНПо закону, заплатить за использование земли, для строительства изначально не предназначенной, и возводить на ней потом все, что хочется, можно. Однако, разрешить это способен только Кабинет министров Украины, а никак не Совмин Крыма и уж, тем более, не его парламент.
На этом, собственно, и выстроен иск республиканской прокуратуры к ВР АРК и Совмину. Февральский протест Совмин отклонил – пришлось обращаться к Фемиде. Третьей стороной процесса, по которому уже состоялось два заседания, привлечен «Антал-Крым». Рассмотрение дела по сути в Хозсуде Автономии назначено на девятое августа.
- Мы совсем не против гольф-клуба, очень даже за! С одним только условием: строить надо по закону. Пусть получат разрешения в Кабмине, компенсируют все потери, возьмутся гарантировать сохранность редкостной флоры, произрастающей на территории, и, как говорится, Бог в помощь! – разъясняет прокурор Крыма Виктор Шемчук.
- Играть надо по правилам, в том числе в гольф! – смеется он. – Может, господин Пригодский, не понимает, но мы защищаем, в том числе, и его интересы. Вкладывать такие огромные деньги в спорную территорию небезопасно – любой оспорить сможет.
- У нас прокуратура «оранжевая» вся насквозь! Они обжалуют все, что свыше одного гектара – пусть это на совести Шемчука останется, - презрительно хмыкает Голубев.
- Шемчук не разобрался до конца в ситуации и, как я понимаю, решил на этом просто пропиариться, - отмечает Гриценко.
Его, как спикера, ни протесты прокуратуры, ни ее судебные иски не очень-то волнуют – «проект сулит нам огромные инвестиции, за это стоит побороться».
Чиновники намекают: легитимность Шемчука – прокурора Автономии - вообще под вопросом, поскольку после возвращения из Киева местный парламент не переутвердил его в должности. Виктор Викторович на это предъявляет решение сразу двух судов – столичного и симферопольского - о признании его увольнения незаконным.
- Парламент полуострова одобрил мое прокурорство 16 февраля 2005-го года. Срок работы – пять лет. Так что до 2010 мне беспокоится не о чем.
«Преференций структурам Пригодского нет!»
ООО «Лаванда», как уже было сказано, с ВР АРК тоже судится. Последнее заседание в Симферопольском суде состоялось в прошлый понедельник. Для представителей агрофирмы оно стало уже вторым кряду проигрышем.
- Дальше мы обратимся в Апелляционный хозсуд республики, находящийся в Севастополе, - информирует Нестеренко.
- А если и его проиграете?
- Не знаю, – собеседник задумчиво умолкает. - С Пригодским у нас, конечно, силы неравные. Но не может же твориться такая несправедливость. Земля наша, мы ее отстоим. Если мы с бандитами-«Башмаками» справились, неужели тут по закону не разберемся?
В качестве вспомогательной меры, «партизаны» еще обращались к Президенту, в Генпрокуратуру, во все возможные инстанции, но ничего, кроме формальных отписок не получили.
Со стороны ситуация выглядит для них так: бело-голубая власть полуострова стремится выслужиться перед партийной верхушкой, именно поэтому, всеми правдами и неправдами, способствует развитию ее проектов.
- Я не занимаюсь бизнесом с начала кампании 2006-го года. Более того, даже идея постройки гольф-клуба в Крыму мне не принадлежит – ее мои ребята предложили, - тихим размеренным голосом рассказывает Антон Пригодский. – Как ты понимаешь, я не стал бы сам лично вести эти процессы, тем более – просить о чем-то Гриценко или Плакиду.
- Вы хоть раз на месте стройки были, землю-то видели? – спрашиваю.
- Нет. Зачем? – Антон Викентиевич демонстрирует неподдельное удивление.
- Неужели неинтересно посмотреть хотя бы?
- Ну, с трассы-то мне показывали, конечно… Приехать в Крым больше, чем на пару дней у меня не получается – некогда, до Гурзуфа просто не добрался.
А вот спикера Гриценко вопрос о том, случалась ли у него с Пригодским хоть одна беседа касательно гольф-клуба, немало озадачил.
- Ну, была конечно… - неохотно сознался он. – Как с народным депутатом, мы обсуждаем с ним многие вопросы.
- Однопартийцы, как никак!
- Никаких преференций его структурам в Крыму нет! – обиженно запротестовал Анатолий Павлович.
«Клуб не для Януковича»
Еще одно опасение сельчан – то, что под «маской» гольф-клуба участки просто «раздерибанят» на приватную собственность. Подобное в Крыму не редкость.
- Недоверие местных жителей к властям вполне естественно. Раньше людей слишком часто обманывали. К сожалению, подчас это происходило при непосредственном участии поссоветов, - разъясняет Гриценко.
Рассказывают, в Автономии укоренилась практика: некоторые поссоветы, в качестве «мзды» за свои услуги, требуют у застройщика (в независимости от того, что он возводит – санаторий или гараж) от трех до семи процентов выделенной территории. Подчас «ставка» возрастает до двадцати процентов. Особо нахальные просят сразу дать деньгами.
Зная об этом, понять негативный настрой крымчан несложно.
- Я удивляюсь тому, сколько грязи уже вылили на этот проект. А ведь мы даже не начали строить, - вздыхает Пригодский.
- Может, проще было просто другой участок взять – менее проблемный, - предполагаю я.
- А где ты в Крыму непроблемные видела? Там вообще есть такие? К тому же, тут не в участке, как ты понимаешь, дело…
- Но там идут суды…
- Если суд докажет нашу неправоту, если предъявят обоснование того, что мы что-то сделали незаконно, никакой стройки в Гурзуфе не будет! Просто не станем ничего там строить! – уверенно заявляет «регионал».
- Как же гольф? Как же Виктор Федорович? Вы ведь играете вместе – он сам рассказывал, даже клюшки показывал…
- Знаешь, когда мы последний раз на гольф-поле с ним встречались? Два года назад в Карловых Варах! В Киеве-то играть негде. Я Вере Ульянченко (губернатор Киевской области – С.К.) предлагал в окрестностях столицы построить клуб.
- А она?
- Она «за», только дальше разговора не пошло. Что касается Крыма… Дело ведь не в Януковиче – не для него персонально клуб-то проектируется…
Продолжение следует. В третьей части читайте о том:
- как Премьер лично открестился от гурзуфского клуба;
- почему землю «Анталу» выделили без конкурса;
- сколько стоит гольф построить и вложит ли туда Пригодский собственные деньги;
- грозит ли появление гольф-поля экологической катастрофой.
Соня КОШКИНА, Киев-Симферополь-Гурзуф-Киев