Гривня-2012
Заместитель председателя Секретариата Президента, экс-министр транспорта Виктор Бондарь объяснил, почему транспортная инфраструктура в Украине приходит в упадок быстрее, чем ее развивают.
В интервью Виктор Бондарь рассказал о том, что:
1) в местные администрации привлекают бизнесменов;
2) «Укрзалiзницю» контролирует депутат Антон Пригодский;
3) Укрморпорт стал вотчиной Андрея Клюева;
4) защищал частные интересы, работая в правительстве.
В президентском Секретариате вы курируете вопросы, связанные с назначением руководителей местных администраций. Кто и по каким критериям их подбирает?
— Претендентов на должности предлагают губернаторы. Потом комиссия, возглавляемая мной, рассматривает кандидатуры и готовит рекомендации президенту. Приблизительно каждую пятую кандидатуру мы отклоняем. Главный критерий — опыт работы на госслужбе или на должности топ-менеджера в бизнесе. Лично я рекомендовал губернаторам обращать внимание на молодых людей в возрасте до 35 лет, мы стремимся осовременить класс госслужащих. Параллельно с нами соответствующие кандидатуры рассматривает Кабмин, но он не вносит представления до получения наших заключений. Кстати, кадровые вопросы не являются для меня основными, я — своего рода посредник между Кабмином, Секретариатом и губернаторами.
Кто принимает решения о назначении — президент или премьер?
— Если возникают расхождения (а они возникают в 40-50% случаев), премьер просто не подписывает представления, а мы вынуждены назначать людей исполняющими обязанности глав администраций.
Вы утверждаете, что опыт работы в бизнесе является преимуществом претендента на должность в исполнительной власти. Разве не нужно отделять бизнес от государства?
— Речь идет не о собственниках, а о наемных рабочих. Должность директора среднего или крупного предприятия — это пик карьеры молодого человека, соответственно, его может заинтересовать переход в руководство, скажем, райгосадминистрации. С точки зрения государства, это выигрыш, ведь выходцы из бизнеса обычно лично знакомы с влиятельными бизнесменами, знают, кто и сколько налогов недоплачивает и т. д.
Сколько платят топ-менеджеры за назначение на руководящие должности в администрациях?
— Денег мне не предлагали, но звонили известные люди, обиженные тем, что мы не назначили кого-то из их протеже. Хотя вообще крупные предприятия легко решают вопросы на уровне районной власти, кто бы ее ни возглавлял. Если вы нормально платите налоги, власть вас всегда поддержит. А, например, земельные вопросы — компетенция местных советов, а не администраций. После того как Верховная Рада продлила мораторий на продажу земли, местные советы распределяют участки по кадастровым ценам (фактически — за копейки) между коммерческими структурами.
Почему не все облгосадминистрации поддержали правительственную инициативу административного ограничения цен на хлеб?
— Правительство вывело в поле прокуроров, но ведь всем понятно, что урожай от этого не увеличится. Я присутствовал на встрече президента Виктора Ющенко с министром АПК Юрием Мельником и вице-премьером Виктором Слаутой, состоявшейся за две недели до зернового кризиса. Мы договорились о механизме преодоления последствий засухи. Было решено, в частности, что государство выкупит зерно у трейдеров по мировым ценам без учета транспортных расходов. Но после этого представители правительства почему-то устроили панику, а хлебозаводы, почувствовав, что цены на зерно будут колебаться, решили перестраховаться и несколько повысили цены на продукцию. Сейчас ситуация вроде бы стабилизировалась.
Планирует ли Секретариат провести конституционный референдум одновременно с выборами в парламент?
— Наверное, нет. Вопрос референдума может стать актуальным после выборов. Если сейчас вынести Конституцию на референдум, есть риск ввергнуть страну в правовой хаос.
Кто подсказал Ющенко инициировать создание двухпалатного парламента?
— Сейчас регионы не могут отстоять свои интересы на уровне центральной власти. Правительство сконцентрировано главным образом на макроэкономике, нефти, газе, распределении бюджетных средств, поддержке АПК, работе железной дороги, морских портов, госзакупках и других финансово емких сферах. Губернаторам и их подчиненным министры поручили выполнять текущую черновую работу. Появление второй палаты будет стимулировать развитие территорий.
Например, на строительство и реконструкцию дорог в связи с подготовкой к Евро-2012 ежегодно нужно тратить $5-7 млрд. Из госбюджета можно выделить до $2 млрд, остальную сумму должны составить кредиты со сроком погашения до 20 лет. Но сейчас вместо того чтобы строить дороги, государство содержит 46 тыс. работников Укравтодора. Даже во всех странах СНГ эта отрасль давно отдана на откуп бизнесу и местной власти!.. А украинское правительство непонятно зачем распыляет колоссальные ресурсы, не доводя до конца ни одного проекта. А если учесть, что дороги в стране разрушаются быстрее, чем их строят, то через 5-7 лет инфраструктурный кризис только усугубится.
Разве бывший бизнесмен, министр транспорта Николай Рудьковский не знает, как эффективно распоряжаться средствами на строительство дорог?
— Укравтодор напрямую подчинен правительству, а фактически выполняет только те задачи, которые ставит вице-премьер Андрей Клюев.
Как будут строить вторую кольцевую дорогу вокруг Киева, ведь почти вся земля в области уже давно в частной собственности?
— Главная проблема этого проекта — отсутствие денег, правительство почему-то решило строить эту дорогу за государственные средства. Но вопрос условий отчуждения отдельных земельных участков, по моей информации, остается открытым. Парламент принял соответствующий закон, но он не действенный, а декларативный, права и обязанности собственников и государства нужно детализировать.
Когда «Укрзалізниця» достроит железнодорожный мост через Днепр в Киеве?
— Проект должны были завершить в этом году, но, по имеющейся информации, строительство приостановили как неприоритетное для «Укрзалізницi». Аналогичная ситуация и с новым междугородным железнодорожным вокзалом. В свое время, кстати, я предлагал продать все помещения, которые не нужны «Укрзалізницi» для обслуживания пассажиров, и за счет полученных средств завершить эти проекты. Откровенно говоря, не понимаю, зачем держать на балансе транспортного предприятия рестораны, отели, кинозалы... Но у меня такое впечатление, что Минтранс мало влияет на решения «Укрзалізницi», которую возглавляет господин Козак, до назначения на должность руководивший лизинговой компанией, близкой к Антону Пригодскому, влиятельному депутату из Партии регионов.
Насколько оправдано повышение цен на железнодорожные билеты?
— Когда я возглавлял Минтранс, убытки «Укрзалізницi» от пассажирских перевозок составляли 2,5 млрд грн в год, и их компенсировали за счет транспортировки грузов. Логично поднимать цены для пассажиров на 5-10% каждые шесть месяцев на протяжении трех лет. Только так можно снять дополнительную нагрузку на промышленные предприятия.
Удалось ли искоренить практику предоставления скидок на грузовые перевозки за откаты?
— Полтора года назад специальную комиссию Минтранса, которая должна была изучить процедуру предоставления скидок экспедиторам, просто не пустили в офис «Укрзалізницi». Могу сказать, что во времена Кирпы существовали три категории экспедиторов. Представители первой имели скидку на уровне 40%, второй — 30%, третьей — 20%. Чтобы перейти из одной категории в другую, компания должна была увеличить объемы перевозок, но это в теории. Я в свое время подписал приказ, уничтоживший эти категории, и надеялся установить прямую зависимость между скидками и объемами перевозок. «Укрзалізниця» это решение заблокировала через суд.
Экс-министр транспорта Георгий Кирпа в свое время создал ГП «Укрморпорт», вы его ликвидировали, а Николай Рудьковский снова восстановил. Чьи бизнес-интересы стоят за этими манипуляциями?
— Укрморпорт, ликвидированный мной, существовал за счет 7% отчислений с прибыли морских портов и теоретически должен был заниматься закупкой оборудования для удовлетворения их потребностей. На практике все порты исправно перечисляли деньги и передавали этому ГП заявки на закупки не только оборудования, но даже рукавиц для грузчиков. Укрморпорт выполнял обязательства, как ему вздумается. После того как 36 аудиторов вычистили эти конюшни и подвели баланс, мы с тогдашним министром финансов Пинзеником разработали для каждого порта четкий финплан и делегировали директорам портов право распоряжаться средствами согласно сметам и закону о госзакупках. Министр Николай Рудьковский вернул на должности бывших друзей Кирпы, и они попробовали восстановить status quo. Но в правительстве сидят люди не лыком шитые, и Кабмин, поддержав предложение о восстановлении Укрморпорта, перевел его под свое подчинение. Рудьковский, таким образом, остался не при делах.
А почему Укрморпорт не ликвидировал ваш предшественник, ныне — губернатор Запорожской области Евгений Червоненко?
— Чтобы изменить, расформировать или создать ГП, необходимо время. Он просто не успел этого сделать.
Успеет ли Украина реконструировать аэропорты до 2012 года?
— Для строительства новых и реконструкции существующих аэропортов нужно приблизительно два с половиной года. Но сейчас авиационный департамент Минтранса практически не работает, ведь его руководитель находится в подвешенном состоянии — между правительством и министерством идет борьба за то, кто будет руководить этой сферой. В подвешенном состоянии пребывает и руководство ГП «Украерорух», хотя программа реформирования отрасли утверждена. Планируют, в частности, построить шесть региональных аэропортов — в Донецке, Днепропетровске, Харькове, Львове, Одессе и Симферополе, а в Борисполе развернуть грандиозное строительство (с привлечением кредита в размере $500 млн от японского правительства и инвестиций АэроСвита). Причем АэроСвит после напряженных переговоров согласился на условия аэропорта, а после смены его руководства удалось даже разогнать публику, присосавшуюся к землям вокруг аэропорта, обслуживанию самолетов и т. д. Но правительство Януковича, вместо того чтобы продолжить начатое дело, споткнулось с вопросом, кто возглавит этот проект. Региональные аэропорты планировали строить за счет госбюджета, у меня по этому поводу была принципиальная договоренность с бывшим премьером Юрием Ехануровым, Виктор Пинзеник также не возражал. На строительство собирались выделить почти 1 млрд грн. К сожалению, правительству Януковича хватило политической воли профинансировать лишь строительство донецкого аэропорта, на это в госбюджете предусмотрели 140 млн грн.
Почему цены на авиабилеты в Украине сопоставимы с ценами на международные рейсы?
— Рынок внутренних авиаперевозок, мягко говоря, непрозрачен, а если откровенно — искусственно монополизирован.
Чем занималась харьковская ФПГ «Сигма», в которой вы начинали карьеру?
— В 1992 году мы с другом учредили юридическую компанию «Сталкер» — зарабатывали на юридическом сопровождении и защите интересов клиентов в судах. В процессе работы познакомились с руководством Сигмы и в 1995 году вошли в ее состав. ФПГ имела интересы в энергетике, торговле, промышленности, банковском деле и др. В 1995 году изменился состав акционеров, портфельные инвесторы (американцы) вложили в бизнес $100 млн, получили пакеты акций около 70 предприятий и открыли офис в США. Самое известное приобретение — киевский оператор кабельного телевидения «Воля».
Вы были совладельцем?
— Нет, работал топ-менеджером. Сейчас, насколько мне известно, в группе лишь один собственник из Украины, остальные — американцы.
Трудно было руководить Донецким мясокомбинатом в середине 1990-х?
— Сигма приобрела этот завод, инвестировала около $800 тыс., а отдачи не получила — были такие директора, которые убегали прямо с деньгами. Время тогда было, скажем так, немножко бандитское. Я поехал на завод налаживать дела и остался там, мы вывели предприятие в прибыль, а потом были вынуждены продать дешевле, чем оно стоило. Фактически нас выпихнули из области. Кстати, тогда я перезнакомился практически со всеми ныне влиятельными донецкими политиками.
В 1999 году вернулся в Киев и сконцентрировался на развитии Воли и реализации других ІТ-проектов. Кабмин тогда искал человека, который возглавил бы ІТ-подразделение, создал правительственный портал и т. д. Один знакомый предложил это сделать мне. До сих пор не понимаю, почему я согласился.
От руководителя департамента правительственного Секретариата до заместителя министра — кадровая пропасть. Как вы ее преодолели?
— В 2004 году, работая в правительстве, защищал Волю, от которой власть требовала снять с эфира «5 канал», против компании даже возбудили уголовные дела. Моя позиция была известна Евгению Червоненко, впоследствии пригласившему меня к себе заместителем. Мою активность на заседаниях Кабмина, совещаниях у президента заметили и после отставки правительства Тимошенко повысили. Перейти в Секретариат было несложно.
Беседовал Роман Кульчинский
Снежная королева
Молодая политикесса, успешная бизнесвумен, народный депутат и собственница Луганскхолода Наталья Королевская построила бизнес на семейных связях. О том, почему Наталья Королевская эксплуатирует образ Юлии Тимошенко не только в политике, но и в бизнесе – читайте в деловом еженедельнике Контракты.
Дело-антитабак
Сигареты – единственный товар, на упаковке которого написано о его вреде. Несмотря на усиление антитабачной кампании, отечественные производители сигарет увеличивают доходы. О том, как себя чувствуют на украинском рынке табачные компании - читайте в деловом еженедельнике Контракты.
Запорожец за Дунаем
Переусердствовав в изготовлении дорогих автомобилей, мировые производители массово переключились на выпуск машин для народа. Контракты представляют рейтинг самых дешевых серийных автомобилей в мире.