Генеральная прокуратура опасается, что президент судоходной компании «Укрречфлот» Павел Подлесный покинет пределы Украины. На такой шаг его может спровоцировать завершение следствия по делу о злоупотреблениях, которые он допустил в 2003-2005 годах при проведении операций с акциями компании.
Как сообщил нам источник в Генпрокуратуре, в ближайший месяц-полтора планируется передать в суд материалы расследования. Он отказался сообщить детали процесса, ограничившись фразой «там много эпизодов, по которым возникают вопросы». «Вероятно, возьмем подписку о невыезде», - допустил источник, комментируя возможное бегство Подлесного от органов следствия. В случае, если найденные доказательства будут явно указывать на вину президента компании, прокурор допустил заключение того под стражу.
В «Укрречфлоте» не стали отвечать на наши вопросы, заявив «слухи не мы комментируем». Сам Подлесный оказался недоступен для общения.
Генеральная прокуратура обязана закончить следствие согласно постановлению двух судов. Известно, что в конце июня Апелляционный суд Киева оставил в силе решение Печерского суда от 14 мая этого года. Майским решением Генеральной прокуратуре поручалось продолжить расследование дела, открытого в Днепропетровске еще в 2005 году по иску миноритарных акционеров судоходной компании.
Дело касалось злоупотреблений, которые допустил топ-менеджмент «Укрречфлота» при обмене акций компании в 2003-2005 годах. В частности, обвинялись непосредственно Подлесный, а также нынешние вице-президент компании Михаил Антипенко. Их подозревали в намеренном выводе акций компании на подконтрольные структуры: ООО «Речфлотсервис», ЗАО «Страховая компания «Днепрофлот», ЗАО «Инвест-Транс» и ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот».
Схема вывода была подробно описана в феврале этого года депутатом от КПУ Аллой Александровской. Она обнародовала копии документов, на которых отчетливо видны подписи Подлесного и Антипенко. В пакете, переданном прессе, оказались десятки договоров и актов, которые в деталях восстанавливали обстоятельства захвата крупнейшей судоходной компании Украины.
Судя по договорам, вывод акций происходил в три этапа. На первом этапе, до начала 2003 года, были созданы упомянутые компании «Речфлотсервис» и «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот». Они стали скупать на свой баланс акции предприятий, находившихся в состоянии, близком к банкротству. Это были бумаги «Энергопромторгресурсов», Житомирского завода «Автозапчасть» и Каховского завода электросварочного оборудования. В частности, уставный фонд «Речфлотсервиса» был полностью сформирован этими акциями.
Параллельно, по поручению тогда вице-президента Подлесного, торговец «Рико-Брокер» скупал у мелких владельцев пакеты акций «Укрречфлота». Деньги на это, по указанию того же Подлесного, выделяла сама судоходная компания. Скупка продолжалась в 2002-2003 годах.
На втором этапе, весной-летом 2003 года, «Укрречфлот» стал обменивать скупленные собственные акции на ценные бумаги, принадлежащие подконтрольным структурам. В результате таких операций, более четверти акций гигантской судоходной компании были обменяны на бумаги «Энергопромторгресурсов», «Автозапчасти» и Каховского завода электросварочного оборудования. Причем, цена акций последних трех компаний очень сильно завышалась. Например, акции «Автозапчасти» оценили в 8,5 грн. за штуку, хотя до этого их скупили по 0,03 коп.
Александровская объяснила, что Подлесный и Антипенко нанесли огромный ущерб работникам судоходной компании, которые владели тысячами мелких пакетов. В 2001 году транспортников заставили отдать акции «Укрречфлота», которые им принадлежали долгие годы, в уставный фонд ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот». Юридически неграмотные моряки и портовики не знали, что в учредительных документах нового ЗАО были прописаны чересчур широкие полномочия управляющих. В частности, руководителям «Трудового коллектива» разрешалось отдавать и продавать внесенные в уставный фонд предприятия акции. То есть, акции, которые до этого принадлежали работникам «Укрречфлота».
Управляющие сполна воспользовались этим правом. В 2003-2005 годах акции «Укрречфлота», принадлежавшие ЗАО (а фактически, трудовому коллективу), были обменяны на ничего не стоящие акции уже упомянутых предприятий: «Энергопромторгресурсов», «Автозапчасти» и Каховского завода электросварочного оборудования. В результате, контроль над судоходной компанией перешел в руки Подлесного и его партнеров, а трудовому коллективу достались ничего не стоящие бумаги. Более того, в 2004 году «Автозапчасть» была признана банкротом и ликвидирована.
На третьем этапе, в 2005 году, новые «владельцы» завода юридически закрепляли за собой права на украденные акции. По указанию Подлесного, «Укрречфлот» создал фирму «Инвест-Транс». Уже скоро эта структура была переуступлена некой компании «БрокТрансИнвесту». Которая, как оказалось, контролировалась Подлесным и его заместителями.
Как и в случае с «Речфлотсервисом», уставный фонд «Инвест-Транса» уже заранее был сформирован акциями Каховского завода электросварочного оборудования. После передачи компании «БрокТрансИнвесту», произошла еще одна серия обменов.
На этот раз, акции «Укрречфлота» в пользу «Инвест-Транса» передавали четыре структуры, подконтрольные Подлесному. Это уже упомянутое ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», страховая компания «Днепрофлот», а также два речных порта – Херсонский и Запорожский. В обмен все эти предприятия получали ничего не стоящие акции Каховского завода электросварочного оборудования.
После прохождения трех этапов, в непосредственном управлении Подлесного и Антипенко оказались 38% акций «Укрречфлота». Вдобавок, эти люди очень плотно контролировали также действия ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», у которого на балансе еще оставалось 20% акции судоходной компании. Благодаря этому, три топ-менеджера контролировали почти 60% акций «Укрречфлота».
СПРАВКА: «Укрречфлот» - крупнейшая судоходная компания Украины. В ее состав входят речные порты Киева, Чернигова, Запорожья, Николаева и Днепропетровска. В этих же городах на балансе компании находится большое число объектов недвижимости. Компания владеет более 200 судов, перевозящих грузы и пассажиров по Днепру и Дунаю, а также в Черном, Азовском, Средиземном, Северном и Балтийском морях.
Реализации их дальнейших планов помешало то, что в ноябре 2005 года прокуратура Днепропетровской области, где базируется одна из дирекций судоходной компании, открыла уголовное дело по факту служебных злоупотреблений. По состоянию на январь 2006 года следствие установило, что топ-менеджмент через обменные операции нанес мелким акционерам ущерб 2,3 миллиона гривен. Но это была далеко не окончательная цифра.
Миноритарные акционеры просили прокуратуру разобраться в законности проведенных операций обмена. Учитывая наличие копий документов, подтверждающих факт вывода акций компании, мелкие собственники были вправе рассчитывать на то, что Подлесный и его заместитель будут привлечены к уголовной ответственности, а более 70 тысяч совладельцев «Укрречфлота» смогут вернуть украденные у них акции.
Тем не менее, по непонятным мотивам уже в апреле 2006 года следствие закрыли. Генеральная прокуратура обнаружила, что исковые документы были неправильно оформлены, а Подольский суд Киева запретил продолжать следствие «из-за неразберихи с заявителями».
По ходу дела Подлесный заявил, что «Укрречфлот» хотят захватить рейдеры. По словам президента, ему предлагали за акции гигантской компании 60 миллионов долларов. Под этим предлогом он вывел на улицы нескольких городов работников предприятий, и организовал митинги против рейдерского захвата. Подлесный даже сходил на прием к Президенту Виктору Ющенко, которому пожаловался на действия захватчиков.
Закрыв уголовное дело, руководители «Укрречфлота» поспешили закрепить акции компании в своей собственности. В августе 2006 года Подлесный и Антипенко подали иск в Киевский хозяйственный суд. В своем заявлении они потребовали признать недействительными все договоры обмена. Как руководители компании влияли на решения суда, неизвестно, но тот признал все сделки абсолютно законными. Это позволило топ-менеджерам не бояться судебных процессов, оспаривающих противозаконное присвоение акций «Укрречфлота» в 2003-2005 годах. Ведь по закону не разрешается два раза устраивать суд по одному и тому же поводу.
Тем не менее, в январе 2007 года прокуратура Днепропетровской области возобновила следствие с формулировкой «присвоения чужого имущества путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах». К делу подключился депутат Коммунистической партии Владимир Олейник. По его просьбе, дело передали в Генпрокуратуру.
Однако рассмотрение материалов окончилось, не начавшись. 2 февраля 2007 года Генпрокуратура объявила, что следствие опять закрыто. На этот раз – из-за отсутствия состава преступления. Топ-менеджеры «Укрречфлота» в очередной раз закрыли, казалось, однозначно проигрышный для них процесс.
Лишь после этого в дело вступила депутат КПУ Алла Александровская. Она, как уже говорилось, обнародовала документы, подтверждающие вину Подлесного, Антипенко и Чубая. «В результате серии операций по обмену, акции АСК «Укрречфлот» стали собственностью предприятий, учредителями которых являются должностные лица АСК «Укрречфлот», - заявила депутат.
Ответ Подлесного был необычным. Помимо повторения митингов трудового коллектива, на собрании акционеров он заявил, что на «Укрречфлот» организована рейдерская атака, а инициировал ее известный российский олигарх Константин Григоришин.
Миноритарии в третий раз обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой расследовать события 2003-2005 годов. Они также подали жалобу в Госкомиссию по ценным бумагами и фондовому рынку. А 14 мая 2007 года Печерский суд столицы по иску еще одного миноритария во второй раз открыл дело Подлесного-Антипенко. Он обязал Генпрокуратуру довести расследование до конца. «Постановление о закрытии дела является необоснованным, преждевременным и препятствующим установлению истины по делу», - значилось в решении суда.
Подлесный обжаловал этот вердикт в Апелляционном суде Киева, однако в конце июня тот оставил решение Печерского суда в силе. Таким образом, до завершения следствия остались считанные недели, по истечении которых определится судьба акций «Укрречфлота». Вероятность того, что дело закроют в третий раз, на этот раз равна нулю.