Юрьев год
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В интервью Контрактам Юрий Мельник рассказал о том, что:
1) долго объяснял представителям ВТО, как в Украине предоставляют льготы по НДС
2) государство будет жестко регулировать куплю-продажу земли
3) через СЭЗ идет неконтролируемый импорт
4) борьба с контрабандой сбоит на областном уровне
Почему на последние переговоры о вступлении Украины в ВТО отстаивать интересы АПК в составе нашей делегации поехал только первый зампред Госдепартамента ветеринарной медицины?
— Дело в том, что почти все проблемные вопросы, затрагивающие интересы АПК, с секретариатом ВТО уже урегулированы, остались технические нюансы.
То есть уже известны параметры господдержки, на которую могут рассчитывать аграрии после принятия Украины в ВТО?
— Да, но я не стал бы забегать наперед и называть эти цифры окончательными.
Назовите почти окончательные цифры.
— Во-первых, удалось определить уровень дотаций на АПК. Мы настаивали, чтобы они были не меньше, чем в 1994-1996 гг., когда поддержка АПК со стороны государства была самой высокой. Тогда как наши партнеры предлагали приблизиться к реалиям, в связи с чем мы неоднократно брали тайм-аут, не хотели проигрывать. После серии напряженных встреч удалось найти компромисс — базовым периодом определяются 2004-2006 гг. Фактически, прямая господдержка АПК составит более $609 млн в год. — это так называемый желтый ящик, подлежащий сокращению, и он в целом нас устраивает. Запланированы еще и непродуктовая поддержка — $594 млн ежегодно, а также, не подлежащие сокращению, программы «зеленого ящика». Совокупная господдержка АПК после принятия Украины в ВТО может составить около $1,8 млрд в год.
Во-вторых, практически завершились дискуссии касательно возможности поддержки наших сельхозпроизводителей за счет льгот по уплате НДС. Мы долго объясняли, как в стране действует этот механизм, нас долго не понимали, сетуя, что импортеры, в отличие от украинских товаропроизводителей, платят 20% НДС... В общем, полемика может закончится тем, что мы введем 20% ставку НДС для всех. Рабочая группа ВТО уже признала приемлемым механизм, по которому наши предприятия будут переводить начисленный НДС на спецсчет в Госказначействе, откуда аккумулированные средства будут направляться на поддержку и развитие их материально-технической базы. Соответствующий законопроект уже разработан и согласован на заседании Кабмина, надеюсь, что осенью Верховная Рада примет этот нормативный акт. Иначе, согласно действующему законодательству, с 1 января 2008-го сельхозпроизводители потеряют льготы независимо от того, будет ли принята Украина в ВТО.
Счет в Госказначействе для аккумулирования отчислений по НДС будет общим для всех плательщиков?
— Нет, речь идет об индивидуальных счетах и это правильно.
Каковы гарантии, что дотации за счет уплаченного НДС получат производители, а не, например, близкие к перерабатывающим предприятиям структуры? И на какое время государство будет изымать оборотные средства из реального сектора?
— Если бы государство было заинтересовано не в развитии АПК, а в изъятии средств из реального сектора и их перераспределении, то никто не вводил бы механизм аккумуляции. Нашли бы какой-нибудь другой вариант: например, потери после отмены льгот по НДС (а это около 4,5 млрд грн) компенсировали бы прямыми выплатами из госбюджета. Но вы абсолютно правы — для АПК фактор времени имеет исключительное значение. И мы это учли. Новый порядок выплаты дотаций будет работать следующим образом: предприятие реализует продукцию, например, в январе начисляет НДС, до 20 февраля отчитывается, платит налог на индивидуальный счет, и практически сразу государство возвращает средства в реальный сектор. Кстати, этот механизм мы уже отрабатываем, пока особых нареканий нет. Единственная возможная потеря — около 670 млн грн в год — это нулевая ставка НДС, которой пользуются субъекты, реализующие молочное и мясное сырье. Но мы пошли на уступки, чтобы избежать дискриминации импортеров и учесть требования ВТО. Наиболее приспособленными к новым условиям налогообложения будут предприятия АПК, имеющие собственные перерабатывающие цеха, хотя сам механизм отображает интересы отрасли в целом. НДС-дотации будут прозрачно распределяться и содействовать развитию материально-технической базы АПК. А вот, например, от экспортных субсидий для производителей молочной продукции пришлось отказаться, иначе нас даже не рассматривали бы как реальных кандидатов на вступление в ВТО. Хотя, кстати, некоторые государства — члены организации предоставляют такие субсидии, мы об этом знаем.
Почему в честь принятия Украины в ВТО Кабмин не усовершенствовал механизм поддержки АПК за счет дотаций, ведь существующий стимулирует экстенсивное развитие?
— Ошибочно утверждать, что дотации не способствуют развитию АПК. Например, с начала года сельхозпредприятия перечислили в госбюджет около 3,9 млрд грн налоговых платежей, что на 13,4% больше, чем за аналогичный период 2006 года. Внешнеторговое сальдо за январь—июнь было положительным — $1,2 млрд, при этом экспорт продукции аграрного сектора вырос на 13,5% год к году и составил $3,1 млрд. Я могу привести и другие реальные цифры, в целом подтверждающие эффективность аграрных дотаций.
Почему экс-министр экономики Яценюк не смог убедить вас, что дотации, например, из расчета на единицу посевной площади — это путь в никуда, ведь такой подход не стимулирует повышение эффективности производства. Кстати, ГлавКРУ обнародовало данные, свидетельствующие, что в 2006 году более 1,3 млрд грн аграрных дотаций израсходовали неэффективно. Почему государство поддерживает не тех, кто реально сеет и жнет, а тех, кто предоставляет соответствующие документы?
— Пожалуйста, не делайте категоричных выводов! Мы действительно много дискутировали с Арсением Петровичем, когда он работал министром экономики. И я против того, чтобы априори считать субъектов АПК ворами, это типичный столичный стереотип, на уровне областей, районов, предприятий восприятие господдержки аграрного сектора принципиально другое... Давайте говорить откровенно: механизм дотирования из расчета на единицу посевной площади усовершенствован два года назад, в том числе благодаря напряженным дебатам с Минэкономики и Минфином. Нас обвиняли в том, что распределение средств осуществляется непосредственно в Киеве, сейчас мы категорически отошли от этого: ни один чиновник не может единолично решить, кому дать дотацию, а кому — нет. Все средства по бюджетным программам в 2007 году распределяются на районном уровне. Соответствующие решения принимают специальные комиссии, в состав которых входят руководитель управления агропромышленного развития райгосадминистрации, главы местных организаций Всеукраинского союза сельхозпредприятий, Ассоциации фермеров и землевладельцев, представитель КРУ... Эти люди, знающие ситуацию изнутри, принимают заявки от производителей и осуществляют распределение дотаций по централизованно определенным лимитам. Реальные средства на основании соответствующих документов выделяют подразделения казначейства, кстати, автоматически. Я понимаю, что производители жалуются на такой подход, ведь Минагрополитики выдвинуло определенные условия: желающий получить дотации не должен иметь задолженностей по зарплате, непогашенных обязательств перед госбюджетом и т. д. Но ведь благодаря этим механизмам мы как раз и поддерживаем наиболее успешных производителей. Разумеется, существующую систему необходимо совершенствовать, но ведь это нужно делать в процессе, а не изменять механизмы каждый год... Убежден, что в 2008 году недостатков будет значительно меньше, а в 2009-м механизм будет работать как часы. По крайней мере, делаем все возможное, чтобы повысить эффективность управления дотационными средствами. В частности, делегировали комиссиям право в случае необходимости переадресовывать дотации, установили временные лимиты их освоения, сотрудничаем с КРУ и ассоциациями производителей и т. д.
Меня больше беспокоят низкие темпы структурных преобразований в АПК. К сожалению, производство до сих пор базируется главным образом на арендных отношениях. Государство должно предложить другие механизмы, предоставить возможность предприятиям реализовать и передавать в залог основные средства, отрегулировать движение земли от неэффективных собственников к эффективным... Это проблема № 1.
Означает ли ваш последний тезис, что программы удешевления кредитов за бюджетный счет не будут работать эффективно до тех пор, пока земля не станет товаром?
— Механизм частичной компенсации процентной ставки по кредиту мы ввели в 2000 году. Сначала эти программы действительно не пользовались спросом — банки предоставляли гривневые кредиты предприятиям АПК в среднем под 54% годовых. Но сейчас ситуация принципиально иная, производители доказали свою платежеспособность (за последние пять лет уровень возврата кредитов в отрасли составляет 92-98%), и реально получить кредит под 17-18% годовых (причем 8% компенсирует государство). Только в январе—июне этого года субъекты АПК привлекли 5,8 млрд грн кредитных ресурсов — на 12% больше, чем в первом полугодии 2006 года.
Если тенденции настолько оптимистичны, почему государство вообще не откажется от прямого дотирования АПК и не сконцентрирует бюджетные средства на удешевлении кредитов?
— В 2008 году мы планируем довести объем компенсаций по кредитным ставкам до 1 млрд грн. Дальше — трудности. Большинство сельхозпредприятий работают на арендованной земле, чтобы использовать ее в качестве банковского залога, нужно персональное согласие каждого владельца пая. Это такие промышленные предприятия, как, например, комбинат им. Ильича или шахта им. Засядько, могут пользоваться кредитными линиями и инвестировать средства, полученные под залог других фондов, в развитие АПК — покупать современную технику, средства защиты растений и т. д. Это с одной стороны, с другой — ни одно государство не поддерживает АПК только за счет удешевления кредитов, нужны и прямые дотации.
Что мешает тому же металлургическому комбинату им. Ильича вкладывать в АПК исключительно собственные средства?
— Основная деятельность дает субъектам такого уровня большие прибыли, чем аграрное производство.
Действительно ли только успешные предприятия могут претендовать на удешевление кредитов за бюджетный счет?
— Да, но я понял подтекст вашего вопроса, вас, наверное, интересует, как быть слабеньким производителям?
Меня интересует, когда отменят «крепостничество» в Украине? И вообще, хватит ли политической воли сделать землю товаром, если базис АПК — это арендные отношения?
— Вы ставите ребром крайне сложные вопросы. Если ответить на них формально, то, скорее всего, мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения 1 января 2008 года может быть продлен, ведь в сложившейся политической ситуации Верховная Рада не смогла принять ключевые законы — о рынке земли (он даже не дошел до пленарного заседания) и о земельном кадастре (его ветировал президент). Лично я категорически против того, чтобы хаотичный рынок земли был легализован. Если осенью не удастся выстроить четкую систему, лучше продлить мораторий. Но ведь все необходимые законопроекты уже есть, их уже обсудили и в Минагрополитики, и в Госкомземе, и на уровне правительства, и в комитете Верховной Рады, и с представителями реального сектора... Для принятия документов действительно нужна политическая воля, без этого перспективы развития АПК очень туманны.
А каковы перспективы АПК, если бывшие колхозники получат возможность продавать или закладывать землю и откажутся передавать ее в аренду за копейки?
— Следует признать, что предприятия, арендующие землю, вряд ли смогут ее быстро выкупить, не стоит ожидать, что система изменится в течение года... Но отмена моратория на продажу земли будет содействовать повышению арендной платы, размер которой сейчас не устраивает ни владельцев паев, ни государство. Хотя некоторое время уровень предложения земли явно будет превышать уровень спроса на нее.
Какова роль государства в процессе перехода от арендных отношений в АПК к рыночным?
— В большинстве стран мира обращение сельскохозяйственных земель жестко регулируется. В частности, права собственности передаются не непосредственно от продавца к покупателю, а косвенно — через соответствующее государственное учреждение или земельный банк; к покупателям земли предъявляют четкие требования (наличие соответствующего образования, опыт работы в АПК) и т. д. Не исключаю, что Украина также пойдет по этому пути, не имеет смысла изобретать велосипед. Очень важно также, чтобы право покупать земельные участки сельхозназначения было закреплено только за физическими и юридическими лицами Украины.
Разве закрепление права покупать землю за резидентами не будет сдерживать рост арендной платы?
— Частично, но в регионах, где за право арендовать землю конкурируют крупные предприятия, рента уже сейчас составляет 2-3% от стоимости участка.
Простите, а в каких регионах, кроме Киевской области, крестьяне ощущают острый спрос на землю?
— В Одесской, Полтавской, Харьковской, Черкасской областях... Это абсолютно объективная информация. Волынь и ряд других регионов нуждаются в специальной господдержке, соответствующая программа уже имеется, но она не поддерживается финансированием. Я обсуждал эту тему с Минфином, и есть определенные основания утверждать, что в 2008 году ситуация изменится.
Разве опыт СЭЗ и ТПР не доказал, что предоставление преференций депрессивным регионам разрушительно для государства?
— Это тема отдельного разговора, я не рассматривал бы ее в контексте господдержки АПК. Но в любом случае поддерживать депрессивные территории нужно. В случае с СЭЗ и ТПР проблема заключается в том, что, получив решение Верховного Суда, отдельные субъекты спецзон завозят в Украину продукты питания, не платя налоги и пошлины, несмотря на все запреты правительства и нормы закона о госбюджете. Таможенникам, судившимся с такими субъектами от имени государства, уже некуда подавать апелляции... Сложилась драматическая ситуация: импортеры, работающие через СЭЗ, имеют конкурентные преимущества перед отечественными производителями. Нет, я сторонник СЭЗ, но ведь не в такой форме, субъекты спецзон должны выполнять требования законодательства, а не апеллировать к тому, что кто-то когда-то гарантировал им сохранение льгот в полном объеме.
Почему правительство не инициировало внесение изменений в Закон о СЭЗ, апеллируя к коррупционным нормам которого субъекты спецзон выигрывают суды?
— Не удалось провести соответствующее решение через парламент. Но ведь Кабмин приостановил действие коррупционных норм Законом о госбюджете!.. Расшатывание государства, которое все мы наблюдали, не способствовало защите его интересов. Кстати, еще одна история — это импорт мяса по давальческим схемам. Вместо того чтобы перерабатывать сырье в стране и экспортировать продукцию, отдельные субъекты, пользуясь налоговыми льготами, завозят ее в колоссальных объемах и реализуют на внутреннем рынке по демпинговым ценам. Некоторые такие компании вообще не погашают задолженность перед госбюджетом, основание — опять-таки решения судов первой инстанции. На уровне областей механизмы борьбы с контрабандой дают сбои. Надеюсь, что после выборов в ВР ситуация изменится.
Карьера министра
2006 г. — министр аграрной политики
2005 г. — вице-премьер-министр по вопросам АПК
2003 г. — заместитель министра аграрной политики
2002 г. — заместитель госсекретаря Минагрополитики
2000 г. — начальник Департамента рынков продукции животноводства Минагрополитики
1998 г. — заместитель министра АПК
1997 г. — начальник Главного управления производства и маркетинга продукции животноводства Минагропрома
1996 г. — гендиректор национального объединения по племенному делу в животноводстве Минсельхозпрода
1992 г. — старший научный сотрудник, начальник отдела селекции, первый заместитель председателя Президиума ВНА «Украина» Минсельхоза
1989 г. — аспирант НИИ по племенному делу в животноводстве Госагропрома УССР
1986 г. — заведующий молочным комплексом крупного рогатого скота НОХ Белоцерковского сельскохозяйственного института
1985 г. — окончил Украинскую сельскохозяйственную академию, зооинженер
5 августа 1962 г. — родился в пгт Верхнячка
(Черкасская обл.)
Деловой еженедельник «Контракты» №31 от 30.07.07
Юрьев год
Министр аграрной политики Юрий Мельник прогнозирует, что мораторий на продажу земли будет действовать и в следующем году.
В интервью Контрактам Юрий Мельник рассказал о том, что:
1) долго объяснял представителям ВТО, как в Украине предоставляют льготы по НДС
2) государство будет жестко регулировать куплю-продажу земли
3) через СЭЗ идет неконтролируемый импорт
4) борьба с контрабандой сбоит на областном уровне
Предвыборная пассивность
Экспертный совет Контрактов оценил работу экономического блока правительства, ГНАУ и ФГИУ в июле по пятибалльной шкале и следующим критериям: системность, прозрачность, полезность, актуальность, рыночность.
Спортивный интерес
Контрольный пакет акций немецкого концерна Puma AG купил французский ритейлер PPR SA. На каких условиях состоялась сделка, и какая ситуация на мировом рынке спортивных товаров – читайте в деловом еженедельнике Контракты.
Если завтра война
Информационная война – это комплекс мероприятий, направленных на подрыв репутации конкурента. Сколько стоит информационная атака, какие используются средства и как отражать атаку – читайте в деловом еженедельнике Контракты.