УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

О коррупции в парламенте из первых уст

О коррупции в парламенте из первых уст

Леонид Кравчук в самом начале программы предложил политическую фантазию. Он, мол, знает, как решить проблему с отменой депутатской неприкосновенности. Нужно собрать, по мнению Кравчука, депутатов Верховной Рады V созыва в стенах парламента, и пусть они перед телекамерами подтвердят свое намерение проголосовать в новоизбранной ВР за отмену этой самой неприкосновенности. А поскольку в сегодняшних избирательных списках находится 92% вчерашних парламентариев, и если они во всеуслышание заявят перед выборами о желании снять неприкасаемость, следовательно, будут вынуждены потом и проголосовать за это. Парламентарии, дескать, постыдятся (перед народом) поступить иначе.

Видео дня

Трудно сказать, было ли это рацпредложение Леонида Макаровича согласованным с редакцией программы «роялем в кустах», или дальше последовала импровизация ведущего Андрея Куликова. Но последний уцепился за данную идею и организовал даже ее обсуждение по телефону с ведущими политиками, не присутствующими в студии. Петр Симоненко против данного мероприятия не возражал (но с оговорками), Борис Колесников от имени Партии регионов — тоже, лидер НУНС Юрий Луценко высказался против созыва нелегитимной Верховной Рады, а с пресс-службой БЮТ редакции связаться не удалось (вряд ли, случайно). К слову, в субботу на Сорочинской ярмарке Виктор Ющенко раскритиковал идею собрания депутатов до выборов.

Логика же первого Президента представляется весьма уязвимой и довольно примитивной. Инициативу незамедлительной отмены депутатской неприкосновенности выставил сейчас на гребень волны блок НУНС — у них этот призыв даже стал главной предвыборной фишкой. БЮТ уже давно и последовательно добивается отмены депутатских привилегий (Кравчук посчитал необходимым подчеркнуть данное обстоятельство). Так что двум этим силам нет необходимости подтверждать свои намерения еще и в зале парламента. К тому же, депутаты от БЮТ и НУ официально сдали свои мандаты.

Кроме того, очень неубедительно в сегодняшних условиях выглядит тезис господина Кравчука о чрезмерной совестливости депутатов, которая якобы не позволит им после выборов изменить свое решение. В любой момент депутаты из Партии регионов и КПУ могут найти какой-то повод, чтобы передумать — типа фальсификации результатов выборов (в случае победы «помаранчевых»), узурпации власти нынешним Президентом, начавшихся репрессий против их партийцев или сторонников и т.п.

Вопрос отмены депутатской неприкосновенности, преимущества (недостатки) президентской и парламентской республик, а также поиск правильного вектора внешней политики Украины стали основными темами споров между главными героями программы. Надо отметить, что и Кравчук, и Плющ, и Литвин, и Мороз говорили очень связно, вдохновенно, их доводы казались весьма разумными. Однако вряд ли дебаты по названным проблемам взволновали телезрителей.

Гораздо интереснее, вне всякого сомнения, людям было услышать обвинения бывших спикеров, которые они, слово за слово, начали щедро выдвигать один другому. Разговор шел о том, когда (в каком году) Верховная Рада превратилась в «торговый дом», то есть — погрязла в коррупции.

«Старожилы утверждают, что все началось с 1998 года — при формировании руководящего состава Верховной Рады Украины», — заявил Владимир Литвин, бросая тем самым камушек в огород единственного не присутствующего на передаче — из 5 украинских экс-спикеров — Александра Ткаченко.

Иван Плющ придерживается иной точки зрения. Он сказал, в частности, что «за последние 6 лет так сросся политикум с бизнесом, что уже трудно не то, что отделить, но даже различить…». Вероятно, Плющ намекнул на 2002 год, когда спикером был избран Литвин.

Мороз решил в очередной раз всех заверить, что ни он лично, ни кто другой из фракции социалистов не получил ни от кого ни копейки за то, что СПУ пошла в 2006 году на создание коалиции с «регионалами» и коммунистами, а Александр Александрович сделался главой парламента. И заявил об отсутствии доказательств подкупа каких-либо депутатов вообще, а также о дискредитации парламента голословными обвинениями.

Неожиданный отпор Мороз получил от Кравчука. Леонид Макарович напомнил о временах, когда Павел Лазаренко ходил по парламенту с тетрадкой (в которую вносились неофициальные расходы-доходы). При этом Леонид Кравчук попросил Александра Мороза не делать вид, что ему неизвестно о тех вещах («вы это знаете хорошо!»). Также Кравчук сообщил, что он «точно знает», сколько депутатам «доплачивали» за вхождение в отдельные фракции — 10-20 тыс. долларов в месяц. И что об этом тоже всем известно…

Первого Президента поддержал и Владимир Литвин. «Он решился и сказал правду. А все говорят: пусть покажут, потому что ничего нет. И все знают, что это есть…», — констатировал Литвин.

На такой упрек в умышленной неискренности Александр Мороз ответил обвинением в адрес Владимира Литвина. Напомнив, что Литвин работал руководителем администрации Президента при функционировании смешанной системы выборов, когда все кандидатуры «мажоритарных» депутатов согласовывались с Кучмой. И лишь единицам удавалось стать депутатами вопреки воле Кучмы.

Затем Литвину досталось еще и от Плюща. Который рассказал, как во время выборов 2002 года «Наша Украина» набрала 24%, а блок «За единую Украину» — лишь 11,7%. Но затем, благодаря, в том числе, усилиям Владимира Литвина, блок «За еду» получил большинство в ВР, а обессиленная «Наша Украина» отправилась в оппозицию.

Литвин на это отреагировал по принципу «сам дурак», закинув Плющу, что в 2000 году тот вместе с Кучмой «совершили переворот», собрав депутатов в Украинском доме. Кроме того, Плющ избирался в парламент в мажоритарном округе и на его победу — откровенничал Литвин — работал весь административный ресурс.

Эта перепалка между бывшими руководителями Верховной Рады длилась всего минут пять. Прозвучавшие неприглядные факты хорошо известны политикам, но вот так открыто, да еще и скопом до общественности они, пожалуй, еще не доносились. Причем, оглашены они бывшими высшими должностными лицами государства, поэтому сомневаться в их подлинности не приходится.

А означают все описанные главными героями последней программы «Свобода Слова» события одно: Верховная Рада Украины уже давно превратилась в клуб коррупционеров (за редким исключением). И в широкомасштабной коррупции замешаны все бывшие руководители парламента. Кравчук в эфире прямо так и сказал: «Все одним миром мазаны».

Относительно же клятв Александра Мороза в том, что он не брал денег за вхождение фракции СПУ в «антикризисную коалицию», то эти оправдания просто циничны. Ведь всем понятно, что подкупаются люди не только за деньги, но и, например, за высокие должности. Мороз получил должность спикера, благодаря исключительно его резонансному поступку, названному оппозицией и не только — предательством. И несколько министерских кресел для социалистов в придачу. Кстати, если представить, что пост спикера выставляется на открытый тендер, то за эту должность заплатят намного больше, чем те 300 млн. долларов, о которых много шумели в ВР…

Поразили же многих телезрителей наверняка не только информация о гнилой сущности украинского парламента — в лучшем случае трех последних созывов, но и та очевидность, что как минимум двое из экс-спикеров — Мороз и Литвин — не собираются уходить на политическую пенсию. И, как ни в чем не бывало, жаждут применить свой «богатый опыт» спикерства еще и в Верховной Раде VI созыва.

Утешает в данной ситуации лишь то, что по данным большинства социологических структур ни СПУ, ни блок Литвина не преодолеют 30 сентября проходной барьер. А их рейтинг еще больше упадет после трансляции этого выпуска популярной программы, вышедшей уже во второй раз без Савика Шустера…