Иосифа Сталина можно обвинить во многих грехах, но только не в трусости. В октябре 1941 года, когда вражеские снаряды уже рвались на улицах Москвы, а немецкие мотоциклетные подразделения разглядывали окраины столицы в бинокли, он отправил Правительство, Президиум Верховного совета, иностранных послов в Куйбышев, а сам остался на боевом посту. Но Сталин был не только смелым, но и очень осторожным и предусмотрительным человеком
Постановление № 945.
Первые же месяцы войны показали, что она будет жестокой и продолжительной. Необходимо было, кроме московского, заблаговременно подготовленного убежища, создать дополнительные командные пункты, откуда, не опасаясь бомбовых налетов, можно было бы руководить военными действиями.
В соответствии с совершенно секретным постановлением Государственного Комитета Обороны № 945 в городах Куйбышеве, Сталинграде, Саратове, Ярославле, Горьком и Казани должны были быть возведены надежные бункеры, способные выдержать любой бомбовый удар. Вся ответственность за выполнение постановления была возложена на человека, которому Сталин полностью доверял. Это был член ГКО Лаврентий Берия.
Гриф "совершенно секретно", стоящий на постановлении, продолжал действовать долгое время и после войны. Поэтому в большинство из "сталинских бункеров" так и не смогли проникнуть ни исследователи истории Второй мировой войны, ни коммерсанты, стремящиеся организовать в них престижные, приносящие прибыль заведения, ни журналисты, прямо-таки грезящие первыми поведать миру об очередной раскрытой тайне. Практически все бункеры были взорваны, а документы об их строительстве уничтожены.
Убежище пришло в запустение.
Наиболее крупным и, как это ни странно, малоизвестным засекреченным военным объектом стал громадный бункер, располагающийся в Москве, в Измайлове, под бывшим стадионом "Сталинец". Он был сооружен заблаговременно еще в 1939 году и соединен подземным тоннелем с Кремлем. Здесь же располагалось убежище, где находилась личная охрана Сталина, техника, в том числе около 500 единиц боевых тан-
ков. После смерти генералиссимуса убежище пришло в запустение, подземные помещения были завалены мусором. Но в 2000 году, к 35-летию присвоения Москве звания "Город-герой", часть его привели в порядок. Здесь был открыт музей, галерея картин художников-участников войны,концертный зал и... погребок "В гостях у Сталина".
Самый безопасный и совершенный.
Лучше всего сохранился бункер, сооруженный в Куйбышеве. Проектировали и возводили его московские метростроевцы. Для этого в Куйбышев был откомандирован отряд из 600 специалистов. Им в помощь под подписку о неразглашении были также приданы местные рабочие.
Стройка шла ударными темпами, круглосуточно, в три смены. Ели и спали строители здесь же, на стройке.
За девять месяцев был сооружен самый безопасный и совершенный бункер Второй мировой войны. У Черчилля в Лондоне укрытие находилось на глубине второго подземного этажа, примерно такое же убежище было в США у Рузвельта. Знаменитое "логово" Гитлера в Берлине было построено на глубине 16 метров.
В Куйбышеве же кабинет Иосифа Сталина был сделан на двенадцатом подземном этаже, на глубине 37 метров! Бункер мог спокойно выдержать прямое попадание большой двухтонной авиационной бомбы. Система жизнеобеспечения убежища действовала полностью автономно. В нем имелись своя электростанция, а также установки регенерации воздуха, как на подводных лодках.
На самом нижнем этаже бункера находился зал заседаний с таким же, как и в Кремле, длинным Т-образным столом, покрытым зеленым сукном, за которым могли разместиться 115 человек. Через коридор располагался личный кабинет Сталина. Он был обставлен очень просто: письменный стол, полукресло, диван с белым чехлом, на деревянных панелях стен - портреты Суворова и Кутузова.
Принят "на отлично".
Сдавали объект повышенной секретности 1 ноября 1942 года. Ожидали приезда "самого"... Но вместо него приехала Государственная комиссия во главе с помощником Сталина Поскребышевым. Объект был принят "на отлично". Но Сталин в своем самом надежном бункере так никогда и не побывал.
Сегодня в куйбышевском бункере создан музей. Обстановка в нем сохранилась со времен войны.
Самарские бизнесмены мечтали устроить здесь элитный подземный кабачок и даже давали полтора миллиона рублей только за право аренды убежища. Но городские власти не поддались на соблазн.
Поиски на Соколовой горе.
Из найденных и еще не вскрытых бункеров наиболее известен саратовский. В его существовании убежден губернатор области Дмитрий Аяцков. Эта уверенность поддерживается официальными бумагами. Одна из них - акт приемки особо секретного "Объекта 85". С глубиной заложения выработок 25,5-29 метров, то есть чуть менее глубокого, чем в Куйбышеве.
Создан бункер был 15 января 1942 года. Расположен он под Соколовой горой, самой высокой точкой города. Помимо бумаг, существуют немногочисленные очевидцы, побывавшие в подземелье в 1946 году после снятия охраны. Они рассказывают о том, что в бункер вели два входа. От них шли длинные коридоры, по обеим сторонам которых были железные двери. Но есть и более весомые доказательства того, что бункер существует. Сотрудники Нижневолжского научно-исследовательского института, геологи и геофизики, провели на Соколовой горе специальные геофизические работы. Полученные результаты с высокой точностью достоверности позволяют сделать вывод о наличии на южном склоне Соколовой горы на глубине от 2 до 10- 20 метров железобетонного инженерного сооружения.
Итак, бункер в Саратове есть, но он пока не по зубам ни губернатору Дмитрию Аяцкову, мечтающему приобщить его к музею военной техники, расположенному в Парке Победы на Соколовой
горе, ни даже журналистам "Комсомольской правды", которые, по слухам, лично взявшись за лопаты, попытались пробиться к входу.
Загадочная цитадель.
В Сталинграде в начале войны было сооружено еще одно убежище И. Сталина. Вход в него был сокрыт в огромном овраге, по которому текла речка Царицынка. Сейчас вход полностью завален, но сохранилась фотография, сделанная в 1962 году. На ней запечатлены фигуры двух женщин, стоящих на фоне крупного песчаного склона. В нем отчетливо видны два полузасыпанных прямоугольных отверстия. В одном из них еще в 1949 году совсем маленькой девочкой побывала сотрудник Областного научного центра по охране памятников Евгения Жарова. "Это было, - вспоминает она, - огромное помещение под землей, зал метров десять высотой. Туда вели большие ворота, которые охранялись девчонками-зенитчицами. В зале стояли танк и самолет По-2. Он должен был взлететь в случае необходимости по пойме реки Царицына в сторону Волги".
Иосиф Сталин не был и в этом бункере. Но, судя по воспоминаниям, оставленным Никитой Хрущевым, бункер был предназначен для него: "Уж слишком там было все сделано на сталинский вкус: фанерой облицованы стены. Все дачи Сталина облицовывались дубовой фанерой".
Взорванное подземелье.
Первым в списке бункеров, сооруженных в начале войны, согласно постановлению ГКО № 945, стоит Ярославль. Подземелье находится в 20 километрах от города на территории санатория "Красный холм".
После войны в ярославское убежище, как и во многие другие, залезали пронырливые мальчишки. Правда, запомнили они о бункере очень немного: длинные коридоры, железные двери с нарисованными номерами и, главное, "огромный зал с мраморными колоннами". Примерно в 60-х годах ярославский бункер, как и прочие, был взорван, входы в него засыпаны. Как память о его существовании торчат из-под земли на территории санатория каменная будка вентиляционной шахты и выхлопная труба подземной электростанции. В общем, у председателя ГКО генералиссимуса Иосифа Сталина было где укрыться во время войны: в Ярославле, Куйбышеве, Саратове, Волгограде и бункерах других городов.