Между тем, документы, обнародованные на этой неделе, свидетельствуют, что наши подозрения оказались очень даже обоснованными. Речь идет о копиях практически всех документов регистрационного дела Тендерной палаты, которое ведется Минюстом, попавших в распоряжение редакции. Некоторые из них были обнародованы заместителем министра юстиции Инной Богословской на пресс-конференции 13 сентября в УНИАНе.
Осознавая всю взрывоопасность этой информации и дабы не быть обвиненным в распространении недостаточно проверенных сведений, корреспондент «ЗН» добился, чтобы в Минюсте ему были предъявлены оригиналы регистрационного дела Тендерной палаты и содержащегося в нем протокола съезда ТПУ от 26 января с.г. С мокрыми печатями, подписями, прошивкой и т.п.
Оказалось, что находящиеся у нас копии полностью соответствуют оригиналам. Эти документы дают серьезный повод привлечь к деятельности этой организации более пристальное внимание СБУ и ГПУ, в последнее время хранящих по теме госзакупок довольно странное молчание. Они также свидетельствуют, что Антон Яценко (как и его родственники) имел самое непосредственное отношение к деятельности Тендерной палаты как минимум вплоть до января 2007-го. Впрочем, анализ документов породил целый ряд новых, не менее важных вопросов...
До сих пор Устав союза общественных организаций «Тендерная палата Украины» оставался неизвестным широкой публике: палата публиковала на своем сайте лишь общие положения из закона о госзакупках, регулирующие ее деятельность. В регистрационном деле находятся две версии Устава. Первая датируется 2005 годом, когда союз имел местный, киевский статус (последние изменения зарегистрированы Киевским городским управлением юстиции 13 января 2006 года). Второй Устав относится к 2006 году — он был утвержден 17 марта 2006-го внеочередным съездом ТПУ, на котором было также принято решение о ее реорганизации в союз со всеукраинским статусом.
Ключевые полномочия между различными органами союза распределены следующим образом. Так, в п.4.1. Устава 2006 года прямо говорится о том, что руководящими органами палаты являются съезд ее членов и правление. Исполнительным органом палаты является правление, которое обеспечивает текущую деятельность палаты и выполнение ею своих целей и задач. Глава правления от имени ТПУ подписывает документы или поручает их подписание другим лицам.
Судя по Уставу, почетный президент, первый вице-президент и другие вице-президенты Тендерной палаты имеют функции «свадебных генералов». Никакими реальными полномочиями они не наделены. Как явствует из п.4.7, они выбираются съездом палаты «с целью содействия выполнению уставных целей и задач» палаты и «популяризации ее идей», в частности «идеи прозрачного и экономного расходования госсредств». А также для представительства интересов палаты в органах государственной власти и местного самоуправления и содействия активизации ее деятельности.
Указанные лица выполняют свои функции на общественных началах. Таким образом, ложным является тезис, часто повторяемый в последнее время главой правления ТПУ В.Лабой, что, мол, палатой «руководили» и руководят президент и вице-президенты. Все ключевые полномочия и ответственность лежат на съезде и правлении из трех человек!
Это, конечно, не снимает ответственности с бывших и нынешних вице-президентов за общественно-политическую легитимизацию ТПУ. А также не значит, что на практике они довольствовались лишь декоративной ролью...
Контролирующим органом палаты является Ревизионная комиссия, возглавляемая, как известно, Сергеем Осыкой. Наконец, согласно закону о госзакупках и Уставу ТПУ, ее совещательным органом является наблюдательный совет, состоящий из представителей центральных органов исполнительной власти и народных депутатов. Отдельным пунктом Устава оговаривается, что члены совета не имеют права вмешиваться в текущую деятельность палаты.
Согласно закону об объединениях граждан, изменения в уставных документах общественной организации подлежат регистрации органом власти, который ее легализовал. В случае с ТПУ – это Министерство юстиции Украины. Однако в редакции Устава 2006 года отсутствуют какие-либо указания на то, что он был изменен после вступления в силу в марте с.г. действующей редакции закона о госзакупках. Напомним, что полномочия ТПУ этим законом были серьезно изменены.
Как обратила наше внимание директор компании «Правовой консалтинг и практика» В.Крат, в самом законе отсутствуют положения, которые обязывают вносить изменения в устав палаты. Правда, такое требование закреплено в пункте 10.3 самого Устава ТПУ: «в случае изменений в законодательстве Украины «Тендерная палата Украины» приводит свою деятельность (в соответствие. — А.М.) c требованиями законодательства и вносит изменения в Устав». Означает ли это, что палата работает на основании Устава, который не соответствует действующему законодательству о госзакупках? Вопрос открытый...
Наиболее «взрывоопасными» из опубликованных на прошлой неделе документов являются, безусловно, сведения о членах Тендерной палаты, которые предоставлялись в Минюст за подписью главы ее правления и датируются августом 2006-го и январем 2007-го. На 9 августа 2006-го таких насчитывалось 29, а на январь с.г. – 30.
«ЗН» публикует копию протокола № 1/5 внеочередного съезда Тендерной палаты Украины, который состоялся в Киеве 26 января 2007 года. Названия общественных организаций-членов говорят сами за себя, а некоторые живо напоминают тосты славного генерала из «Особенностей национальной охоты». Из 26 участников съезда только представители Украинской ассоциации черепно-челюстно-лицевых хирургов (президент В.Маланчук) и Центра развития антимонопольного права и конкуренции (глава правления С.Легойда) не относились явно к семьям Яценко и Врублевских. Представители 13 общественных организаций носили фамилию «Яценко», а 11 — «Врублевский». Часть этих организаций была в тот или иной период времени зарегистрирована по тому же адресу, что и ТПУ: Киев, Крещатик, 6.
Нынешний 79-й номер списка БЮТ Яценко Антон Владимирович возглавлял правление «Спілки «Антикорупціонер», а также такие организации, как «Інформатизація — шлях у майбутнє», «За прозорий бюджет», «За гласність», «Шляхом громадського суспільства», «Громадськість, реформи, порядок». Данные Госкомстата и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, опубликованные в «ЗН» (№ 32 за 1 сентября 2007 года), подтверждают, что Антон Яценко был главой правления этих организаций по состоянию на 15 сентября 2006-го либо 30 августа 2007-го.
Вывод очевиден: по крайней мере, в августе 2006 года и январе 2007 года ключевые решения Тендерной палаты контролировались группой частных лиц, связанных родственными узами. О родственных связях свидетельствуют не только фамилии, имена и отчества. Согласно официальным документам, имеющимся в распоряжении редакции, эти люди были прописаны по одним и тем же адресам. Напомним: до марта с.г. Тендерная палата имела право делать «выводы», проще говоря – давать разрешения на проведение наиболее коррупционно опасных тендерных процедур – закупок у одного исполнителя. Речь идет о многомиллионных, если не миллиардных суммах, отданных на откуп нескольким семьям…
4 сентября с.г. ТПУ опубликовала на своем сайте список 20 общественных организаций, которые, по утверждению палаты, являются ее членами. Из них пять значатся и среди членов ТПУ на 26 января 2007-го. Это «Сузір’я», Совет молодых предпринимателей, комитет «Навстречу третьему тысячелетию», «Асоціація консультантів з питань тендерних процедур» (глава правления — В.Врублевский), ассоциация черепно-челюстно-лицевых хирургов. Подавляющее большинство остальных — региональные организации с красноречивыми названиями: «Законність в економіці – добробут у суспільстві» (Кировоград), «Громадськість за прозору економіку» (Житомир), «Молодь Криму за прозорість в органах державної влади» (Симферополь) и т.п.
Вполне вероятно, что на указанную дату они действительно являлись членами ТПУ. В конце концов, решение о переформатировании состава членов съезд палаты мог принять хоть 3 сентября...
Между тем, названия этих региональных структур всплывали в информационном пространстве еще в январе 2006-го. Тогда 20 общественных организаций обратились к президенту страны с просьбой подписать редакцию закона о госзакупках, согласно которой ТПУ получала поистине необъятные полномочия. Девять из них значатся в «сведениях» о членах ТПУ, которые были поданы в Минюст тогдашним главой правления О.Фадеевым вместе с протоколом № 3 внеочередного съезда палаты 17 марта 2006 года. В этот день, когда вступила в силу упомянутая редакция закона, съезд ТПУ принял решение о придании палате всеукраинского статуса.
Собственно, этими девятью региональными организациями и исчерпывались все члены палаты на тот момент. Почему их не оказалось среди членов спилки в августе 2006 года, остается загадкой. Например, в интервью «Контрактам» в июне 2006 года тогдашний первый вице-президент А.Яценко заявлял, что «мы принимаем еженедельно одну-две организации». В этом интервью он упоминал о принятии в члены «львовского Союза организаций инвалидов», «Ассоциации хирургов» (по всей видимости, имеется в виду Украинская ассоциация черепно-челюстно-лицевых хирургов), «Ассоциации предприятий-поставщиков товаров, работ и услуг для государственных потребностей» (глава — В.Доброскок). А согласно сообщению на официальном сайте ТПУ об августовском съезде 2006 года, тогда в ее ряды было принято 28 общественных организаций. Региональные организации были исключены за ненадобностью? Ибо решения проще принимать в узком семейном кругу?
Интересна информация о президенте Украинской ассоциации черепно-челюстно-лицевых хирургов Владиславе Александровиче Маланчуке, докторе медицинских наук, профессоре, заведующем кафедрой челюстно-лицевой хирургии Национального медицинского университета им. Богомольца. Он фигурирует в заявке в Киевское городское управление юстиции на регистрацию ГО «Ассоциация консультантов по вопросам тендерных процедур» (датируется августом 2005 года) как один из учредителей, кроме Яценко В.П. и Яценко Т.Н., Врублевской Т.В. и Врублевского В.С. (согласно выписке из Единого госреестра, на 30 августа с.г. учредителем является один Врублевский В.С.).
А вот как сообщал телеканал «1+1» 6 декабря 2002 года, «заведующим отделом в главном управлении по вопросам внутренней политики (Администрации Президента. —А.М.) должен стать известный врач, президент Украинской ассоциации... Владислав Маланчук...». В уже упоминавшемся интервью Антона Яценко «Контрактам» приведена его биография: в 2002—2003 годах он тоже был заведующим отдела Администрации Президента. Как раз в то время президентская Администрация, Кабинет министров издают поручения о необходимости соблюдать права интеллектуальной собственности на разнообразные виды тендерной документации и т.п. Эти права изначально принадлежали А.В.Яценко и В.С.Врублевскому...
Именно тогда и начал разворачиваться сюжет нынешнего действа на рынке госзакупок. Сюжет, который обязательно в будущем вдохновит последователей Ильфа и Петрова. Размах сегодняшних Бендеров впечатляет: они уже не мелкие жулики, обманывающие вдов и чинуш местного значения, а кукловоды не только союзов общественных организаций, но и могущественных политических сил и даже высших органов исполнительной и законодательной власти целой страны. Лидеры которой пока не в состоянии разрушить монопольную ловушку фактически для всего государства, созданную специально разработанным и принятым конституционным большинством законом.
Несколько физических лиц, в том числе претендующих ныне на статус народных депутатов Украины, вместе со своими родственниками создали сеть общественных организаций, которые, благодаря законодательным новшествам последних лет, получили права и полномочия по контролю над сферой госзакупок. Произошло это под ширмой очень даже правильной и красивой идеи о необходимости осуществления общественного контроля за прозрачностью и эффективностью расходования государственных, т.е. наших с вами, средств.
Делали и делают они это вовсе не за бесплатно. Бюджет потерял, благодаря этому контролю, по некоторым оценкам, более 7 млрд. грн.
Напомним, ранее тему о коррупционных схемах в ТПУ поднимал один из лидеров Партии Вольных демократов Сергей Одарыч.