Киберсквоттеры захватывают интернет

609
Киберсквоттеры захватывают интернет

Европа упорно борется с киберсквоттерами, а они захватывают все новые сайты

На главной странице сайта Russia.eu надпись: «Домен для продажи». Цена не определена, желающие вправе делать свои предложения. Может Россия остановить эти торги и отсудить сайт со своим же именем? Весьма сомнительно, считает директор департамента АНО «Региональный сетевой информационный центр» Андрей Воробьев. Его компания занимается регистрацией доменных имен в зонах RU и SU и сталкивается с судебными разбирательствами по поводу использования в названиях сайтов чужих брендов постоянно. Но сделать ничего не может. А вот Европа на прошлой неделе взялась за решение проблемы.

Чаша терпения некоммерческой организации EURid, официального регистратора доменной зоны Европейского союза eu, переполнилась, когда EURid выяснила, что никому не известная китаянка по имени Чжэн Циньинь зарегистрировала на свое имя около 10 000 доменных имен — судя по всему, для перепродажи. Администратор доменной зоны заблокировал все сайты Чжен и обратился в суд с требованием отобрать их у предприимчивой иностранки. Чем же кончится борьба регистратора с киберсквоттером? Предыдущие атаки EURid на торговцев доменными именами шли с переменным успехом.

Летом 2006 г. EURid подала в суд на 400 ею же легализованных регистраторов-посредников. Оказалось, что свои функции они хоть и выполняли, но не до конца: самые «хорошие» имена придерживали для дальнейшей перепродажи. В общей сложности в загашниках у них скопилось около 74 000 доменов. Суд отклонил иск EURid. Но через несколько месяцев она отыгралась, сумев упразднить несколько тысяч доменов. На общем фоне это пустяк. Ведь, например, из 500 крупнейших мировых фирм списка Fortune каждая хоть раз становилась жертвой киберсквоттинга, показало недавнее исследование компании Out-law.com. Киберсквоттерский бизнес стремительно развивается, констатирует фирма, и пока делегирование домена стоит всего $6 в год, будет развиваться и дальше. «Доля киберсквоттерских сайтов постоянно растет, — утверждает Воробьев. — И автоматизация подачи заявок на свободные домены этому только способствует».

Формального решения проблемы нет. Как, например, быть с сайтом, название которого на 1-2 буквы отличается от известного бренда, — с каким-нибудь Mikrosoft? Да и не обязательно подделываться под чужую марку: есть имена, ни с какими брендами не коррелирующие, но тем не менее сулящие прибыль при перепродаже. Недаром в сети так много «пустых» сайтов, имеющих в названии слово «банк».

Но, может, наказание нагло захватившей целый кусок еврозоны Интернета китаянке станет для других наукой? Едва ли. EURid сумела выдвинуть ей только одно обвинение: Чжэн Циньинь не является гражданкой Евросоюза, а для подачи заявки в зоне eu это необходимо. Понятно, что проблемы в целом такой судебный процесс, независимо от его исхода, не решит. Не дешевле ли смириться и заплатить перекупщику? Это смотря какое имя он продает. Многие европейские сайты стоят €500-1500. Но за хорошее имя могут запросить и $10 000-15 000, хотя разбирательство по поводу домена в арбитражном суде Женевы обходится меньше чем в €1000, говорит Воробьев.

Вот только исход судебного процесса непредсказуем. Законодательство в области киберсквоттерства работает плохо, а попытки EURid задать списком имена, которые нельзя регистрировать, выглядят жалко. Регистратор, например, зарезервировал для специального использования сайты, в именах которых использованы названия стран ЕС. Ну и что? Ведь есть Russia.eu.