Об этом заявил 19 сентября бывший майор госохраны, а ныне кандидат в депутаты от Партии вольных демократов Николай Мельниченко.
«Когда Кучма предложил цену, которую он готов заплатить лично Ющенко за эту эмиссию, то Ющенко откровенно заявил, что «я принадлежу вам», — сказал, в частности Мельниченко. И в доказательство своих слов экс-майор продемонстрировал журналистам отрывок неочищенной аудиозаписи разговора между Ющенко и Кучмой, который, по его словам, состоялся в кабинете Президента 25 августа 1999 года в 10:30. Дополнительные же средства Леониду Кучме требовались для осуществления социальных выплат перед президентскими выборами (31 октября 1999 года состоялся первый тур выборов, 14 ноября — второй).
Следует отметить, что отношение украинских политиков и общественности к Николаю Мельниченко и его «компромату» в виде обнародования все новых отрывков записей из кабинета Кучмы в последнее время стало несколько неоднозначным. Если раньше практически никто в Украине не сомневался в подлинности пленок экс-майора, то теперь, после того, к примеру, как Кучма и Литвин, фигурирующие на кассетах как заказчик и подстрекатель к убийству Гонгадзе (таков вывод специальной депутатской комиссии), целы и невредимы, значимость этих записей как-то уменьшилась.
Однако рассмотрение ситуации в экономике Украины в 1999 году и в начале 2000 наводит на мысль, что «сделка» между Кучмой и Ющенко, повлекшая за собой денежную эмиссию НБУ, а затем ускорение инфляции, похоже, имела место.
Индекс потребительских цен в Украине в 1999 году по месяцам выглядел таким образом (месяц к предыдущему месяцу, %):
Что можно сказать об этой инфляции? Она была высокой в январе-мае. И объяснение этому может крыться в подорожании импорта, связанном с резкой девальвацией гривни в результате финансового кризиса, начавшегося в августе 1998 года (после дефолта в России).
Однако в летние месяцы 1999 года положение с инфляцией, похоже, стабилизировалось — она была летом намного ниже, чем даже в нынешнем году. А вот осенью и особенно зимой рост потребительских цен снова оказался очень большим. Причем в первой половине 2000 года инфляция была также слишком высокой: январь — 4,6%, февраль — 3,3%, март — 2,0%, апрель — 1,7%, май — 2,1%, июнь — 3,7%. Лишь во второй половине 2000 года (премьер-министром был уже Виктор Ющенко) инфляцию удалось обуздать. Но из-за высоких значений в первом полугодии инфляция по году достигла 25,8%.
Таким образом, инфляция, начиная с августа 1999 года, оказалась и вправду весьма большой (с переходом на 2000 год). Но было ли это следствием эмиссии Нацбанка?
Ответ на этот вопрос удалось найти в аналитических материалах Межгосударственного валютного комитета, который был создан в рамках СНГ в мае 1995 года. Украина подписала соглашение о нем с оговоркой — «после введения национальной валюты».
В докладе данного комитета о состоянии экономики стран СНГ за 4 квартал 1999 года имеются сведения, прямо и косвенно подтверждающие как факт денежной эмиссии Нацбанком, так и ускоренный рост после этого инфляции в конце года.
«На Украине инфляция в 1999 году составила 19,2 процента. Первоначально Министерство экономики прогнозировало инфляцию в размере 19%, а после первого полугодия даже улучшило прогноз до 16,17%», — сказано в отчете Межгосударственного валютного комитета. Как следует из этих слов, правительство имело основания по результатам первого полугодия ожидать улучшения ситуации с инфляцией. И в июле наблюдалась даже дефляция. Однако что-то потом нарушило планы Кабмина.
Но в довольно подробном аналитическом материале есть и данные, говорящие о возможных причинах роста инфляции во втором полугодии 1999 года.
«Согласно перечню критериев эффективности выполнения Украиной программы расширенного финансирования EFF, утвержденной в процессе третьего пересмотра, дефицит бюджета по итогам ноября не должен был превышать 1910 млн. грн., декабря — 1960 млн. грн. Рост дефицита госбюджета на 800 млн. грн. произошел в октябре и был связан с погашением правительством социальных долгов. Минфин пролонгировал выплаты Нацбанку по гособлигациям на сумму около 500 млн. грн. и пообещал погасить задолженность до конца текущего года».
Итак, в октябре 1999 года — перед президентскими выборами — действительно были существенно погашены социальные долги. И сумели это сделать на пару Минфин и НБУ. Международному валютному фонду не понравились действия украинского правительства. Вот как об этом говорится в отчете Комитета:
«Очередная миссия МВФ начала работу на Украине 30 ноября. В настоящее время МВФ приостановил финансирование Украины по 3-летней программе расширенного финансирования EFF общим объемом 2,6 млрд. долл., открытой в сентябре 1998 г., из-за нарушения Украиной условий программы».
Об эмиссии Нацбанка сказано в документе Межгосударственного валютного комитета еще следующее:
«В сентябре-октябре в связи с погашением правительством социальной задолженности за счет средств, привлеченных у Всемирного банка и Нацбанка Украины, объем наличных в обращении увеличился более чем 900 млн. грн. — до 9500 млн. грн., или на 10,6%. Резкий рост наличных привел к девальвации гривни в октябре— декабре на 20% и росту инфляции в декабре до 4% в месяц».
Нужно отметить, что упоминаемые в отчете суммы — например, 900 млн. грн., привлеченных у Всемирного банка и Нацбанка — по сегодняшним меркам кажутся весьма незначительными. Однако для 1999 года — это были огромные деньги.
Ну а чем обернулась эмиссия Нацбанка для экономики Украины и населения, можно судить по данным того же Межгосударственного валютного комитета. Во-первых, инфляция в 1999 году могла оказаться, как прогнозировалось Минэкономикой по результатам первого полугодия, на 3 с лишним процентных пункта ниже (в 2000 году инфляция могла бы быть ниже еще больше чем на 3%).
А во-вторых, дополнительная денежная база, естественно, поспособствовала дальнейшей девальвации гривни. Так, всего в 1999 году объем наличных в обращении увеличился ориентировочно на 2430 млн. грн., или на 33,9%. К примеру, в 1998 году прирост этого агрегата составил лишь 16,7%.
Официальный курс гривни в 1999 году девальвировался на 52,2%. В то время как на 1999 год Нацбанком был установлен валютный коридор 3,4 — 4,6 грн./долл., курс гривни дважды преодолевал верхнюю границу — в августе и накануне президентских выборов. А уже в начале января 2000 года международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service снизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Украины по иностранным валютным облигациям и нотам до «Caa1» c «B3 с негативной перспективой». И, например, 6 января на межбанковском рынке курс гривни снизился до отметки 5,40 грн./ долл.
Вот такие негативные явления наблюдались в экономике Украины в конце 1999 — начале 2000 годов. И, выходит, они стали следствием того самого разговора между Кучмой и Ющенко, о котором рассказал вчера бывший охранник Мельниченко?..