- Михаил Юрьевич, открывайте карты: что за партия? Мало нам было старых, что вы еще одну придумали?
- Во-первых, не придумали. Партия была создана осенью 1999 года (прежнее название – «Яблуко»). Во-вторых, мы либеральная партия, на данный момент – практически единственный выразитель интересов среднего класса. Класс этот пока, может быть, и малочисленный, но он должен получить свою защиту, представителей в парламенте, в местных советах. И это должны быть люди, которые имеют волю, желание быть свободными (с итальянского воля – это желание, а свобода – это либерта), что-то изменить, а не просто сидят на печи.
Я осознал свою ошибку 2005 года, когда мы поверили, что «Батькивщина» сможет стать такой партией. А она резко пошла влево, перешла к социальным заигрываниям, наполнила свою программу популистскими обещаниями, а списки - бывшими кучмистами, олигархами... Плюс поведение в Киевсовете и ВР… Мы от них отошли.
Да и остальными партиями нам не по пути – ведь сегодня, по сути, все левые. Все обещают отнять и поделить. У нашей партии в чести два других лозунга: прибавить и умножить. И мы умеем рисковать: потому что, к сожалению, в постсоветской стране приумножение было связано с риском. И потому что вся государственная машина была настроена на «отдай» и «поделись».
Риторика многих политических сил ориентирована на людей, которые ждут, чтобы им отдали и с ними поделились. Посмотрите, в Киеве приходит к власти миллиардер и кричит: я сейчас у богатых все заберу и отдам бедным. Ведь он благодаря этим бедным пришел к власти, он их банально купил. Но он только декларирует, что отдает бедным, а на самом деле – очень богатым, то есть своей семье и приближенным, которые засели в списках разных сил в Киевсовете.
- Вы – человек эксцентричный, всегда готовы на неординарные поступки. А средний класс, внимания которого вы ждете, зачастую больше настроен на спокойствие. Не боитесь, что отпугнете своего избирателя резким поведением и заявлениями?
- Знаете, мы такие же люди, как и все. Нам тоже очень нравится после работы прийти домой, спокойно поиграть с детьми, с внуками - у меня внучка красавица. Хотелось бы… Но как? Как спокойно это делать, когда эти гады крадут?! Кто-то должен кричать, должен быть эксцентричным, потому что иначе не слышат. Люди тихо возмущаются, обсуждают на кухне, показывают политикам дулю в кармане. А есть такая группа вольных демократов, которые говорят громко. Кроме того, вся наша предвыборная кампания – недорогая, поэтому используем свои ресурсы по максимуму.
- Кстати, кто ваш инвестор?
- Сами себе инвесторы. Почти что половину денег даю лично я (у меня были акции в одном банке, около 10%, я их продал), плюс наши все сбросились, по регионам, в центре, кто по 10, по 20, 30, 50 тыс. Я считаю, что люди должны знать, за какие деньги финансируется партия и перед кем эта партия потом танцевать будет. Вы у БЮТ спросите, где эта сила деньги берет? Посмотрите на ее кампанию, посчитайте все эти баннеры, лайтбоксы, растяжки – думаю, только на наружной рекламе в одном Киеве потрачено миллионов 50. Посмотрите на все эти телеэфиры – везде она. И как нам пробиться? Только кричать, однозначно. Я первый начал кричать в Киеве: смотрите, грабят! За счет этого крика души, вырванного сердца, что-то и БЮТ начал делать, до этого они просто тупо были в сговоре с Черновецким. Вы же не дадите мне соврать. Да, приходится рвать на себе последние волосы!
- Ой, то-то я гляжу, у вас их так немного уже осталась… (Бродский смеется) Ну вроде как есть в Киевсовете оппозиция, есть и критики мэра…
- Еще те критики. А вы знаете, что сегодня в Киевсовете, когда проходит какой-то резкий вопрос, то нужно заплатить не только большинству – чтоб проголосовали, но и по отдельному тарифу – оппозиции, так называемой, чтобы они молчали, шум не поднимали?
Все урегулировано деньгами. Милиция, прокуратура, СБУ. Что, они не знают, что идет обворовывание Киева, не знают, кто занимается рейдерским захватом города?
На трибуну в Киевсовете меня не пускают, на 17-й секунде отключают микрофон. БЮТ принял решение исключить меня из депутатов - потому что я не даю им договориться с Леней. Я мешаю и тем, и этим. Меня купить нельзя, это бесполезно, и они это знают. По этому поводу у них даже есть мнение, что я не в себе – ведь все покупается и продается, а я нет.
А «Регионы» разве не участвовали во всем том, что делал Леня? Все участвовали. А Юлия Владимировна – человек 15 депутатов перешли в большинство к Черновецкому – не участвовала? Когда она дала добро своему депутату Евлаху возглавить земельную комиссию, а Притыке – стать замом по жилищной реформе, я сказал, что мы не можем брать на себя такую ответственность и как лидер фракции сложил свои полномочия и вышел из фракции. А не Тимошенко ли отменила земельные аукционы? Она. И открыла дорогу к разворовыванию киевской земли.
А кто сегодня финансирует блок Литвина на выборах в ВР? Василий Хмельницкий с Ивановым. Откуда деньги? Да из «Киевэнергохолдинга»! Так что пусть киевляне знают: это из их кармана оплачивают поход Литвина в Раду. «Стране нужен Литвин» – за деньги киевлян.
А Луценко? Это уже даже не смешно. Человек возглавил на прошлых выборах список СПУ в Киевсовет, провел туда 6 человек - да киевляне без его имени в жизни не проголосовали бы за СПУ! А он привел, помог Лене принять присягу, расписался, сидел, аплодировал в первом ряду, а сейчас говорит: киевляне, я иду вас спасать. Или еще: Луценко мне рассказывал, что, мол, это Ющенко не пустил его на пресс-конференцию накануне выборов мэра рассказывать о причастности семьи Черновецкого к «Элите-центру»! Да разве бы избрали киевляне Черновецкого, если бы об этом сказал Луценко?! Да он несет огромную ответственность перед киевлянами за приход этих космических пришельцев к власти!
- Говорят про «космос» это вы придумали…
- Я лично заявил Черновецкому на сессии год назад: ты, Леня, космос, и ты туда улетишь, мы тебя туда отправим, я даю тебе слово, что все киевляне будут называть тебя космосом. Кстати, мы сейчас с сайтом «Кияне» делаем блокбастер «Пришельцы из космоса», выпустили несколько серий, но ни один канал не хочет их показывать.
фото
УНИАН
- На ваш взгляд, когда и чем это закончится?
- Нынешняя ситуация основана на том, что все политические силы задают себе вопрос: а если мы уберем Леню, то кто же тогда возьмет себе в руки Киев, кто будет мэром? Да, все хотят его убрать, но их очень волнует, как бы забрать Киев себе. Бюджет Киева сегодня – это половина бюджета страны. И это их мучает, иначе бы они Леню убрали давно. А я им говорю: да какая разница? Киевляне разберутся. Выйдите на выборы, и киевляне решат, нужен ли им очередной пришелец, или, может быть, пора киевлянина выбрать, такого, который любит свой город.
…А пока, я вам ответственно говорю: все политики, государственные деятели знают, кто такой Черновецкий и чем он занимается. Все засунули руку в карман киевлян через него, потому что он со всеми рассчитывается решением вопросов. Поэтому - все соучастники. А может, наконец-то придет человек, который будет думать о Киеве?
- И о чем должен думать этот человек?
- Да куда ни плюнь - проблемы. Киев находится на грани коллапса. По теории городов, если город нельзя пересечь из конца в конец на машине за 40 минут, это значит, что он умирает. А у нас сегодня нарушены все концептуальные принципы количества машин на тысячу жителей. Мы перешли цифру 350, при том, что Киев строился из расчета 180 машин на тысячу горожан. Мы не строим туннели. Вместо туннелей у нас магазины, как на пл. Славы или Бессарабской, а сейчас пытаются сделать то же самое под Европейской.
А памятники! Может, хорош, ребята - давайте наведем порядок с памятниками? Вот кто-нибудь знает, что памятник Щорсу лепили с молодого Леонида Кравчука? Это у нас Кравчук сидит на коне. И вообще, может, этого Щорса все-таки перенести из центра города на ВДНХ, и пусть кто хочет, тот туда ездит и любуется? А на месте красного командира вообще-то стоял граф Бобринский - человек, который нам построил Юго-Западную железную дорогу. И он стоял и смотрел на вокзал.
Да я уверен, что у киевлян такие и подобные вопросы, связанные с историей, лицом города, просто болят! Скажите, а вы хоть один референдум в Киеве видели? Кто-то спросил у нас, хотим ли мы видеть в городе эти высотки?
- Возможно даже, что дороги и высотки для киевлян все же более ощутимы, чем памятники…
- Нет, надо понять нашу душу, душу киевлян. У нас душа – это наши улочки, купола, памятники. «А без Подола Киев невозможен…» Посмотрите, что они сейчас творят с Андреевским спуском. Киев становится неузнаваемым. А эти «паруса» в центре высотные… Или Дмитрий Табачник собрался возле гостиницы «Днепр» на Крещатике высотку 35-этажную строить… Да немедленно нужно все это останавливать! Если дошло до того, что уже на холмах строят. Этот дом на Грушевского, 9а – его вообще надо взорвать. А гостиница возле фуникулера? Они извращают образ Киева, зеленой столицы.
Самое страшное - мы еще не понимаем, что нам предстоит хлебнуть через 2-3 года. Черновецкий раздает городскую землю сотнями гектаров. Кстати, бютовцу Губскому в том числе. И у меня есть вопросы: так может, бютовцы из-за этого не голосуют по отставке секретаря совета Довгого?
И вот пока по розданной земле только собирают документацию на строительство, а через 2 года они придут строить. И вот тогда вы ужаснетесь. Потому что когда они начнут строить на всех площадках, которые им поотводили, Киев встанет. Будут стройки на Выгуровщине-Троещине в парке, начнут застраивать Жуков остров, Труханов остров, склоны вдоль набережной, на всех оставшихся скверах и детских площадках внутри дворов. Эти землеотводы нужно немедленно отменить и забрать. Куда смотрит прокуратура, СБУ?
- Что бы вы не говорили, многие киевляне лояльно относятся к политсилам, о которых вы говорите... На что вы рассчитываете?
- Дорогу осилит идущий. Буду повторять столько раз, сколько нужно, чтобы киевляне услышали. Я уверен, что киевлян рано или поздно можно вывести на улицу. Хотелось бы только, чтобы не было слишком поздно.
- Досрочные выборы мэра все же состоятся?
- Будут перевыборы и мэра, и Киевсовета, максимум весной.
- Это возможно при любой комбинации победителей на выборах в Раду?
- Кто бы ни был, все равно придут к этому варианту.
- Пока на эту должность активно рекламируется Луценко, как думаете – станет он мэром?
- Это смешно. Переходить от Лени-Космоса к «Камеди Клабу» – думаю, для киевлян это слишком.
- Какие еще есть реальные варианты по кандидатуре мэра?
- Думаю, из круга возможных претендентов - Омельченко, Черновецкий, Луценко, Кличко – Кличко предпочтительнее всего. Потому что он, в общем-то человек с мировой известностью, ему есть что терять – свое честное имя. В Киевсовете он показал какую-то позицию: не пошел на сговор с Черновецким, ни разу не проголосовал по земельным вопросам мэра. Может быть, он недостаточно использует свои возможности – говорить правду, чтобы его слышали, бороться – тут есть претензии.
- Не пойму, а вы что, даже не называете себя кандидатом в мэры?
- Для меня есть два варианта: первый - самостоятельный поход на выборы мэра, если я пойму, что киевляне меня слышат, второй - поддержка Кличко.
- Ваша реклама про «ублюдков» впечатлила. Неординарно, так сказать… Я, например, проехала свою остановку, когда первый раз увидела. Кто это придумал?
- Я. С рекламой как раз тот случай, когда экономия подстегивает креатив. Нам надо выделиться, и мы хотели показать, что считаем их всех одинаковыми, что однозначно идем в оппозицию. А ублюдок, кстати, это вовсе не ругательное слово, посмотрите словарь Даля. Это плод двух разных сортов или пород, у которого не будет потомства. Он как бы живет, но после себя не может оставить наследников. Мы хотели показать, что все, кто у власти, не могут оставить после себя ничего хорошего, они приходят только красть и решать свои задачи.
- Какими еще способами собираетесь о себе заявлять?
- Хотим жестко поступить со всеми алиментщиками. Мы намерены ввести закон, согласно которому минимальная сумма выплаты алиментов – 800 грн. И никакими липовыми справками, минимальными официальными зарплатами тут не отвертишься. Те, кто не хочет помогать своим родным детям – это негодяи. Если они платят по справкам, то будет норма – государство должно за них выплатить на такого ребенка минимум 800 грн. Алиментщик останется должен государству, а не этой бедной женщине, которая ничего не может доказать. А государство у нас такое, что когда ему должны денег, то оно догонит, поверьте, и свое спросит. Ведь такие же случаи сплошь и рядом: отец где-то зарабатывает, ездит к примеру за границу, а здесь оформлен на 600 грн, с того и дает на ребенка – мизер.
- Ну, такое предложение, без сомненья, оценят многие женщины. Но мужчин-то может против вас настроить?!
- А нам такие мужчины, которые не хотят помогать своим детям, даже как избиратели не нужны. Кстати, когда-то я предлагал эту идею Тимошенко, но она как раз побоялась ее использовать – из-за голосов. Она популист, а мы - либералы.
- Ваш проект с дорогами тоже включает в себя такие жесткие меры, как с алиментщиками?
- Конечно, а вы как думали? В Украине на дорогах гибнет 11 тыс человек в год. Во всей Европе – в 3 раза меньше. У нас на эту тему написана целая программа, главное в которой – повышение ответственности. За управление в нетрезвом состоянии – тюрьма. Когда с ножом бросился на человека – у нас сажают, а когда пьяный поехал – нет, хотя это, может, даже хуже. Конечно же, нужно ужесточать ответственность автодора и местных властей за то, что они не ремонтируют дороги, не размечают, не снабжают отбойниками, не освещают. Необходимо строительство новых дорог, конечно же, строительство паркингов, особенно в центральной зоне города. Ведь прежде чем штрафовать за парковку в неположенном месте, мы должны предложить альтернативу.
- Но это же все огромные деньги, из ниоткуда эти проекты не реализуются!
- Естественно. Вот поэтому нужны нормальные налоги, и платить деньги не в конвертах, а по белому. Поэтому нужно прекратить дерибан Киева! Все деньги, которые оседают в карманах власти за раздачу земель, за строительство домов – они же могли пойти в городскую казну! На решение проблем нашего задыхающегося города. На строительство развязок, на утепление домов, на жилищно-коммунальную реформу, на ремонт теплотрасс, на ТЭЦы и т.д.
- Красиво говорите. Но ведь люди уже никому не верят...
- Это, конечно, их личное дело. Но не идти на выборы – это преступление перед детьми. Если вас устраивает то, что видите сейчас – не ходите, сидите и думайте, что все одинаковые. А проголосовать за других, за новых – это выбор.
- Ну со своей стороны я точно могу сказать, что с вами в парламенте было бы веселее…
- Поверьте, я бы не дал «этим ублюдкам» спокойно жить.
Беседовала Леся ПАДАЛКА