Выражаясь языком «падонков», принятом в интернете, американские специалисты по изучению общественного мнения должны «убить себя ап стену» или «выпить йаду».
Минувший вторник, день «праймериз» кандидатов в будущие американские президенты в маленьком восточном штате Нью-Гемпшир, стал для них, да и для всех представителей этого популярного бизнеса на опросах, черным днем. Они ведь регулярно оповещают нас, что погрешность их опросов - 4%. Надо же, с какой математической точностью просчитывается даже возможная погрешность. Но вот наступает «момент истины», и выясняется, что погрешность превышает 10%, а если говорить по большому счету, то все сто! Ведь накануне выборов все (то есть абсолютно!) опросы предсказывали среди демократов победу «самому обаятельному и привлекательному» Бараку Хусейну Обаме над «снежной королевой» Хиллари Клинтон. Причем, он лидировал в опросах не «в пределах погрешности», а в среднем с отрывом в 10% (это «среднее» выводилось на основании около 25 опросов). Бывшей первой леди уже поспешили напророчить скорую политическую смерть, и средства массовой информации, ненавидящие Хиллари столь же сильно, сколь они любили ее обаяшку-мужа, уже готовили язвительные некрологи.
Ан, нет! В итоге победила Хиллари, да еще с отрывом в три процента. Традиционная «отмазка» «профи» от социологии - дескать, результаты опросов расхолодили сторонников Обамы и мобилизовали приверженцев госпожи Клинтон – рассчитана на совершенно наивных. Что же произошло в Нью-Гемпшире на самом деле? И что происходит вообще на этом грандиозном реалити-шоу с выбыванием, которое называется «Президентские выборы в США»?
Президентские выборы в США в целом и праймериз в частности за свою историю породили огромное количество мифов. Одна из мистических примет связана именно с выборами в Нью-Гемпшире. Статистика последнего полувека свидетельствует, что победивший в Нью-Гемпшире, как правило, выходит «в финал», то есть становится кандидатом от своей партии. Правда, двое – Клинтон и Джорж Буш (который «Даблью») - проиграли праймериз в этом маленьком штате, и все-таки стали не только кандидатами, но и президентами. А такие исключения нельзя называть подтверждающими правила.
Выборы в Нью-Гемпшире в президентской гонке этого года были вторыми. Первый этап прошел в маленькой Айове, и там Обама победил, а Хиллари вообще оказалась третьей. В Нью-Гемпшире счет в матче Обама-Клинтон мог стать 2:0, но, вопреки всем ожиданиям, не стал. Хиллари сравняла счет, на радость старательно гнобившим ее газетчикам. Да-да, такой вот парадокс. Потому что, с одной стороны, симпатии ориентированной на демократов прессы - на стороне потрясающе харизматичного (его по харизме сравнивают с самим Кеннеди) Обамы, но с другой - СМИ нужен рейтинг, а рейтинг дает интрига, а интригу дает упорная борьба с непредсказуемым итогом. Посмотрите, как приуныла российская пресса, когда ее лишили любимой забавы «Угадай преемника»!
Любопытно, что интрига в стане республиканцев занимает американцев значительно меньше. Может быть, потому, что американцы нутром чуют: следующим президентом станет демократ. А может быть, потому, что в сражении на демократическом поле сошлись нестандартные для американской политики персонажи: чернокожий выходец из мусульманской семьи Барак Обама и бывшая первая леди США и первая леди вообще, которая имеет реальные шансы стать будущим президентом США. Да, непростой вопрос стоит перед политкорректными приверженцами демократов: какой выбор политкорректней. Вот если бы Хиллари была чернокожей... или Обама был женщиной...
Многие в США считают, что если демократы сделают ставку на Обаму, то он почти со стопроцентной вероятностью победит республиканца. На его стороне обаяние, блестящие ораторские способности, надежда на будущую поддержку Америки всего темнокожего населения Земли и даже... глядишь, ему удастся помирить Америку с мусульманами – все-таки рос в мусульманской семье в Джакарте. Кроме того, он молод, его портреты красуются даже в гламурных американских журналах, да еще Обама и литератор блестящий. Его книга «Dreams from My Father» (что можно перевести как «Мечты, унаследованные от отца») стала бестселлером, причем, еще до того, как он стал заметной политической фигурой.
Одновременно те же «многие» не верят в Хиллари Клинтон. И даже не потому, что Америка не созрела для женщины-президента. В конце концов, от чернокожей женщины-госсекретаря до женщины-президента дистанция не столь велика. Просто имидж Хиллари, созданный ею самой или ее недоброжелателями, - это образ холодной, умной, расчетливой женщины, циничного адвоката (а адвокатов в Америке простой люд откровенно не жалует) – не притягивает людские симпатии. В знаменитой семейной драме под названием «Моника Левински» она ни разу не разрыдалась перед телекамерой и публично не запустила в своего «изменщика»-мужа тарелкой. Народ ее невзлюбил уже тогда. «От хороших жен такие парни, как Билл, на сторону не ходят». То есть парадоксальным образом можно сказать, что слабость Хиллари Клинтон – в ее силе. Силе воли.
В общем, есть мнение (ох уж эта советская формулировочка «есть мнение»), что Хиллари может не одолеть республиканца в финальном поединке.
Но почему все-таки опозорились социологи в Нью-Гемпшире? Почему Хиллари столь неожиданно вырвала победу у Обамы? Я слышал мнение журналиста, который много лет проработал в США. Его версия совершенно фантастична, и от этого она становится еще более похожей на правду. Все дело в... слезе. На последнем диспуте в прямом эфире Хиллари всплакнула. А слезы на лице политика, который имеет репутацию женщины с холодным умом и ледяным сердцем, стоят много дороже, чем слезы обычного человека. И сентиментальные жители американской глубинки пожалели жену любимого президента.
В общем, как говорил герой старого фильма: «За эти слезы, дорогая, я люблю тебя еще сильней». А, может быть, дело не в слезах. Но тогда - в чем?
Главное, что интрига выборов стала еще запутанней. И теперь все с нетерпением ждут «супервторника» 5 февраля, когда праймериз у демократов пройдут сразу в 22 штатах. Может быть, именно тогда и рассеется туман...