Таких предприятий, где еще присутствует немаленькая формальная доля государства (более 50%), но уже совершенно не видно государственного влияния и государственного интереса, сотни. Все вместе эти предприятия тянут на миллиарды полнокровных гривен, подаренных кому-то «основных средств», технологий, ресурсных баз, а также упущенной прибыли. Судьба этих производственных колоссов уже, в общем-то, решена – их украдут. Безо всяких вопросов. Легитимно, «законно», юридически красиво, если так можно выразиться в данном случае, украдут у государства. При обязательном участии самого государства (вернее, его отдельных представителей) в самом воровстве. На стороне ворующих. За небольшой процент. За конкретную сумму в конверте.
Но дело не только в том, что воруют. Куда страшнее то, что все эти предприятия – часто/густо весьма перспективные и прогрессивные - просто перестают работать на фоне бурного роста спроса. Без причины. Без смысла. Без внятных объяснений. Как только государство дает негласную санкцию на воровство, они начинают умирать. Некрасиво, скандально, выбрасывая на улицу не только упущенные прибыли, но и конкретных людей. Рано или поздно государство просто встает перед выбором: либо краснеть за весь тот беспредел, который творится на частично государственном предприятии, где бал правят миноритарии-частники, либо отпустить его на вольные хлеба. На чужих условиях. Как правило, чиновник выбирает второй вариант. Почему? Секрет Полишинеля: это ведь государство в накладе, а сам чиновник может считать неплохие личные прибыли.
Возьмем в качестве доказательства один из ярчайших примеров государственного предательства (не иначе!) государственных же интересов – ЗАО «Крымский Титан» (г.Армянск, АР Крым). Некогда флагман украинского химпрома, уже безнадежно умиравший в конце 90-х годов, затем реанимированный не без активного участия государства и титанических усилий коллектива, сегодня переживает трагическое дежавю. Предприятие опять последовательно проводят через этапы мучительного и унизительного умирания. Есть все – массовые увольнения сотрудников, сокращение производства, существенное падение прибыли, неоправданные и невыгодные многомиллионные кредиты, неэффективное управление, отказ от многочисленных программ модернизации, которые, понятное дело, требовали каких-то капитальных вложений. «Крымский Титан» показательно выдаивают. До копейки. Чуть ниже - подробности. Все вернулось на круги сво: крупный и перспективный завод роняют как можно ниже, чтобы забрать задарма.
Формально 51% акций предприятия пока еще принадлежит государству. Формально государство должно получать хорошие дивиденды от производства той же двуокиси титана. На самом же деле завод полностью оккупирован группой Дмитрия Фирташа и работает исключительно в интересах этой группы. Хотя нет - фигура Фирташа слишком велика для «Крымского Титана». Он, скорее, - красивая легенда, а реально завод находится под негласным контролем экс-министра топлива и энергетики Юрия Бойко. Со всеми вытекающими последствиями. Еще полтора года назад завод действительно находился в оперативном ведении государства, которое не только контролировало Наблюдательный совет, но и назначало собственных «операционных менеджеров». Завод при этом показывал очень даже неплохие темпы прироста производства, расширял рыки сбыта и активно осуществлял масштабную модернизацию. Но главное, что завод делал в то недалекое сладкое время, – он сильно раздражал своего второго акционера, частную компанию «RSJ Erste Beteiligungsgesellschaft mbH». Раздражал честностью, прозрачностью и нежеланием работать по теневым схемам, нежеланием обворовывать государство за государственные же деньги. Но кому из наших нынешних чиновников интересны все эти добродетели? Их ведь интересуют только собственные карманы, и это хорошо понимают многочисленные «стратегические инвесторы», которые приходят на крупные предприятия и за небольшой кэш покупают его с потрохами.
Как бы там ни было, компанию «RSJ» явно не устраивало, что «Крымский Титан» успешно развивается и совершенно игнорирует аппетиты «частных инвесторов». Тут же была сформулирована «правильная задача» – устранить государственное присутствие и установить тотальный операционный контроль над сбытом и над любыми входящими/исходящими финансовыми потоками. Что и было успешно сделано при активном соучастии нынешнего главы Фонда госуимущества Валентины Семенюк-Самсоненко. Трудно понять, что двигало в данном случае Валентиной Петровной, которая публично неистово ратует за увеличение влиятельности государства в экономике, но на практике способствовала не совсем корректному переходу крупнейшего и прибыльного госпредприятия под контроль частников.
Так или иначе, завод безропотно перешел в сферу монопольного контроля фирташевской финансово-промышленной группы, и очень быстро начались те самые пресловутые негативные последствия. Последствие первое (традиционное): управляемое банкротство. В данном случае банкротство идет по ускоренной процедуре. Благо, на улице все тот же острейший политический кризис и возможные досрочные выборы. Чтобы не быть голословным – конкретные цифры. Чистая прибыль предприятия за 7 месяцев 2007 года (до экспансии частников) составляла 23,8 млн гривен. А за 7 месяцев 2008 года (уже под монопольным управлением ФПГ Фирташа) - всего 13,9 млн грн. Всего за год «эффективного управления» падение прибыльности составляет рекордные 41,8%. И это на фоне растущего потребления. Уменьшение производства аммофоса (одного из базовых продуктов «Титана») составляет 10,5%; серной кислоты – 2,4%. И так по многим позициям. А вот еще одна пикантная деталь: в августе 2008 года завод получил целых 19 тысяч гривен прибыли, но ровно в этот же период руководством (председатель правления А. Нечаев – член группы Бойко-Фирташа) ЗАО осуществляется закупка автомобилей люкс-класса на сумму более чем полмиллиона гривен. Жизнь явно не по средствам. Очевидно, что недополучение прибыли провоцирует острейшую нехватку оборотных средств, а также вынуждает предприятие отказываться от модернизации, что резко сокращает его конкурентоспособность.
А что за этим следует? Правильно.
Неспособность предприятия оплачивать собственные счета. Начинает действовать второе последствие: управляемое и корыстное закредитовывание предприятия дорогими и невыгодными кредитами. Последний такой кредит в размере более 100 млн гривен был получен в «Укрэксимбанке»… вовсе без разрешения Наблюдательного совета. Дело в том, что в Наблюдательном совете доминируют как раз представители государства, а еще 20 января 2005 года на одном из заседаний НС по инициативе «RSJ» (вот уж парадокс) было решено «запретить правлению самостоятельно принимать решения о кредитовании». Правда, кредит был выписан на иное юридическое лицо, но под гарантии и имущественный залог… ЗАО «Крымский Титан». Документальный запрет на подобные «залогово-кредитные» проделки «частный инвестор» обходит легко и просто – его представители (т.е. правление ЗАО) просто не появляются на Набсоветах, отказываются встречаться с членами советами (представителями государства) и легко принимают незаконные решения. А кто ж их остановит? Не Семенюк же, в самом деле. Тем временем кредиторская задолженность сегодня составляет 397,6 млн грн (прирост за год – 58,5%). Отметим, что эта сумма уже превышает оценочную стоимость имущества, внесенного государством в уставный фонд при создании ЗАО, а также составляет ровно половину той суммы, в которую можно оценить все предприятие сегодня. Дебиторская же задолженность (тоже, кстати, вполне управляемая, так как деньги выводятся в различные «дочки») составляет 810,7 млн грн (прирост за год – 29,4%). Т.е. заводу должны фирмы, принадлежащие фирташевской ФПГ. Вернут ли они деньги? Странный вопрос. Зачем что-то возвращать тому, кого подводят под банкротство? По большому счету, если сложить кредиторскую и дебиторскую задолженности (их же организовали одни и те же люди), то уже сегодня «химический гигант» можно переводить в стопроцентную частную собственность. Бесплатно. Или даже выставив финансовые претензии государству. Одним словом, финансовое состояние завода катастрофически ухудшается. Причем очень быстро.
Не менее красноречиво выглядит еще один классический предбанкротный шаг, предпринятый частными инвесторами ЗАО. Акции, принадлежавшие ранее «RSJ», уже переданы (или перепроданы) следующему частному предприятию («Остхем-Украина»), и таким образом прежние договоренности, заключенные между государством и RSJ, больше не действуют. Начинает работать так называемая карусель «добросовестных приобреталелей», где доказать, что кто-то чего-то не выполнил и на основании этого вернуть государство его имущество уже не получится.
Последствие третье: масштабные кадровые чистки. Сокращение персонала на «Титане» идет постоянно и очень своеобразно. С подчеркнутым пренебрежением и без всяких адаптационных (щадящих) режимов. А это ведь градообразующее предприятие в Армянске.
Что это означает? А только то, что уволенные без объяснения причин и поспешно с «Титана» сотрудники вряд ли найдут работу в ближайшем будущем. Таким незамысловатым образом «группа Бойко-Фирташа» спровоцирует появление в Армянске крупного очага социальной напряженности, требующего немедленного и дорогостоящего вмешательства государства.
Но даже не в массовых увольнениях дело. Все же любые увольнения могут быть частично оправданы экономической целесообразностью. Желанием снизить издержки и повысить рентабельность. Внедрением более прогрессивных технологий. Но только не в случае с «Крымским титаном», где «под сокращение» попадают как раз рабочие и специалисты так называемых перспективных цехов, которые закладывались под масштабную реконструкцию предприятия. На самом заводе господствует нынче атмосфера страха, стукачества («закладывай товарищей или будешь уволен») и психологического террора (распространенная практика – регулярные публичные обыски сотрудников). По крайней мере так об этом говорят сами рабочие. Не вслух, конечно. В курилках. Потому что сильно боятся... новоиспеченной службы безопасности завода, влияние и полномочия (не прописанные, разумеется, ни в одном законе) которой растут день ото дня. Еще одно социальное последствие, но уже влияющее на весь Армянск: резкое сокращение участия завода в социальной поддержке города. «Титан» выходит из городских программ, оставляя город без финансирования. Добавим к этому сокращение налоговых платежей, и станет понятно, что завод, формально находящийся в Украине, уже не приносит никакой пользы стране, а работает исключительно на частные карманы.
А ведь мы еще не сказали о многочисленных экологических последствиях.
Сегодня «Титан» не хочет вкладывать деньги в природоохранные мероприятия. Зачем? Это ведь лишние траты, которые уменьшать кэшевую доходность. А потому никого уже не удивляет, что липовая аллея, которая доходит до ворот завода и которая еще вчера была гордостью армянских химиков, сегодня отвратительно умирает, массово обожженная кислотой. Вредные испарения доходят уже и до самого города.
Итоговый вывод еще печальнее. Государство уже никогда не вернет себе контроль над армянским предприятием. Оно, скорее всего, будет «добито» эффективным менеджментом «Остхем-Украина». После чего случится банальное, но традиционное для Украины размывание государственной доли акций, искусственное банкротство и последующий перевод основных фондов предприятия в полную частную собственность известной группы. Но и это еще не все. Сегодня (в полной тишине, ведь все следят за политическим кризисом) Семенюк-Самсоненко активно ведет переговоры с «фирташевцами» о том, чтобы отдать группе Бойко-Фирташ сразу два сырьевых предприятия – Вольногорский и Иршанский ГОКи, на которых работает тот же «Крымский Титан». Пока ГОКи являются полной собственностью государства, которую арендует «Титан». Понятно, что в развитие сырьевых баз никто не вкладывает ни копейки. Из них просто выжимают все соки. Но разве Семенюк волнует эффективность использования ГОКОв и упущенные государством выгоды? Валентину Петровну явно волнует кое-что иное.
И все-таки ключевой вопрос остается пока без ответа: зачем государство идет на столь убыточные и бессмысленные уступки частным инвесторам из группы Фирташа? Вернее, почему все наши чиновники усердно делают вид, что управляемое банкротство «Крымского титана» – это правильно и полезно?
Битва карликов с титаном. Кто победит?