УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Елка или пальма?

Елка или пальма?

Я сижу в туристическом агентстве «Х» и пью чай с печеньем. Собственно, больше мне тут заняться нечем. Я здесь не работаю, а так — наблюдаю. Помимо меня, в маленьком офисе сидят еще три дамы: два менеджера и бухгалтер. Бухгалтер погружена в расчеты, менеджеры журчат по телефону — то с клиентами, то с агентами.

Видео дня

Наконец входит, почему-то озираясь, первый клиент. Не из постоянных, сразу видно.

— Это вы — агентство?

— Заходите, пожалуйста, — нежно отвечает менеджер Тамара, которая в этот момент как раз отрывается от телефона.

Клиент присаживается на краешек стула и нерешительно просит:

— Мне бы вот Египет, числа с 30 декабря… Народ на Новый год едет, да?

— Едет, едет, — успокаивает его Тамара. — А вы с уровнем цен определились? Он вас интересует?

— Интересует, да. Нам бы звезды три-четыре в Шарм-эль-Шейхе… А море холодное, да?

— Да нормальное море! — Тамарины пальцы быстро бегают по клавиатуре. — А, вот есть отличное предложение — 3500 на двоих!

— А зачем нам на двоих? Нас восемь человек едет!

— Так вам ведь номер не на восьмерых нужен?

— А, номер… Нет, не на восьмерых.

— Тогда вот: отличный отель — прямо на берегу моря, все включено, дискотека.

— Нет, нам бы по тыще на человека…

Тамара возобновляет поиски.

— Можно и по полторы. Вот хороший отель, прямо на берегу моря.

— Ну, давайте, мы подумаем с ребятами, решим.

Только нерешительный клиент прикрывает за собой дверь, как тут же вбегает кудрявая тетенька из соседнего офиса и с порога начинает тараторить:

— Мне бы, девочки, такой тур в Швецию, чтоб 28−го выехать, спать прямо на пароме, чтобы там Новый год отметить и чтобы подольше не возвращаться! Есть такое?

— Да, есть, подберем, — отвечает Тамара, пока Ирина в телефонную трубку рекламирует какой-то очередной тур.

— А то я тут, девочки, послушала нашего президента, и как-то мне стало уныло. Еще выборы замутят на Новый год. Опять Киев встанет. А этот как-то долго-долго и очень все уныло. Ну и опять же — кризис. В общем, найдите мне, девочки, Швецию.

После ухода любительницы отдыха на пароме мы забираемся в выгороженный шкафами закуток — там как раз сосиски с овощами подоспели. Но выпить кофе уже не успеваем. Появляется молодая супружеская пара. Они вроде уже приходили и все про свой отдых решили, но сомнения остались.

— Вот мы летали в Турцию за пять тысяч гривен на двоих, — мечтательно говорит она. Он участия в разговоре не принимает — не поднимая головы, сосредоточенно давит кнопки на мобильном.

Тамара тем временем открывает картинку с отелем в Хургаде:

— Пляж хороший, балконы такие полукруглые…

Клиентка берет со столика журнал с отелями на Мальдивах и жадно его листает.

— Только лететь на Мальдивы далеко, да? — интересуется она.

— Да…— задумчиво отвечает Тамара, которая уже вовсю ищет рейс Москва — Хургада — Москва, — в районе десяти часов.

— Ну, посмотри, это же Мальдивы, просто посмотри! — говорит клиентка, тыча мужу журнал.

— Мм, — мычит в ответ муж и слабо отмахивается телефоном.

— Ну вот! Тут и песочек ребенку, и ежей нет. Три звезды, — пробивается сквозь мечту о Мальдивах голос Тамары.

— Н-е-ет! В три звезды я точно не хочу, — возражает клиентка, на секунду оторвавшись от Мальдив.

— Ну, тогда четыре. Вот хороший вариант, на две недели.

Молодой муж, не отрываясь от телефона, достает из кармана деньги. Жена с сожалением возвращает каталог с мальдивскими отелями.

Больше в этот день никто не приходит — остальные звонят по телефону. Интересуются.

Я прошу рассказать что-нибудь «кризисное». Например, как туристы не наскребли денег на пять звезд (ну, например, глава семьи работал в банке, и его оттуда попросили) и взяли три или решили отдыхать не неделю, а пять дней. Или вообще не отдыхать, потому что кризис только начинается. Впрочем, о таких случаях менеджеры туристических агентств обычно не сообщают.

— Да, была компания — две семейные пары, — вспоминает Ирина. — Они Вьетнам не потянули. Вьетнам сейчас очень дорогой.

— И что, решили никуда не ехать?

— Нет, в Израиль решили: дешевле выходит. А так, куда только не едут! Вот на Кубу, например…

— И у меня на Кубу, — хвалится Тамара. — А твои за сколько?

— Мои за 10 тысяч зеленых!

Экзотические путешествия стали еще дороже и желаннее.

— А мои за 12 тысяч. А твои надолго?

— На десять дней.

— А мои на две недели.

Кто поедет отдыхать

Лучше всего, считают менеджеры Тамара и Ирина, держатся горнолыжники. В смысле — держатся за свои лыжи и склоны. Вот, например, одна компания бронировала Альпы еще в июле. Тогда никто еще не знал, сколько будет стоить тур. (Впрочем, на момент написания статьи этого тоже никто не знал: оператор окончательную цену еще не выставил.) Но горнолыжников это не смущало. Они все равно собрались ехать. За любые деньги. Пусть дешевле, в другое место, но поедут. Такой народ.

— А вообще клиентов немного, — в один голос говорят Тамара и Ирина. — Только непонятно, из-за чего. То ли все еще не очнулись от ноябрьских праздников, то ли до Нового года еще далеко. Но клиентов, кажется, меньше, чем в прошлом году.

Тем не менее в первых числах ноября новогодних туров в Рим практически уже не осталось: в одной гостинице два места, в другой — вообще одно. То же самое с турами, например, в Париж или Лондон. Кто решил встретить Новый год дорого и в Европе, тот все равно встретит. Это касается и всяких экзотических предложений. Кризис не кризис, а бронь на остров Самуи, сделанная в июле в отеле с номерами по $1400 в сутки, остается действительной.

Менеджер по продажам крупнейшей украинской туристической сети «Днипро» Александр Чабан говорит, что направление мыслей среднего класса я почувствовала верно: «Средних туров, по 12-15 тысяч гривен на семью, стало меньше. Те, кто может позволить себе потратить на отдых такую сумму, предпочтут встретить Новый год дома. А деньги потратят как-то иначе: вложат куда-то, чтобы не потерять. Дают о себе знать сокращения на рынке труда, в финансовом секторе и общая неуверенность.

Очень дорогие туры по цене свыше 10 тысяч гривен на человека заказывают и будут заказывать, но станут сокращать срок отдыха. Не ради экономии — эти люди просто боятся вернуться к пустому месту. Вместо месяца или трех недель поедут на одну-две. Те, кто покупал самые дешевые туры, например в Египет, будут искать тот же Египет, но еще дешевле: ждать горящих туров, брать самые недорогие отели».

Кроме того, Александр считает, что Новый год в Египте — не самый экономически выгодный вариант. Гораздо интереснее поехать в экскурсионный тур в Европу — недорогие отели уже начали немного уступать в цене: дела у них идут не очень бойко.

Маленькие агентства, которые продают в основном туры подешевле, могут уже сейчас закрывать офисы и сокращать персонал. Чтобы заработать хоть что-то, они снижают цены и прогорают. Поэтому клевать на супердешевые предложения малоизвестных агентов не стоит: они легко могут в течение суток свернуть офис и испариться в неизвестном направлении. Крупным турфирмам, говорит Александр, закрыться не так-то просто: у них масса обязательств, а пострадавшие в случае чего смогут претендовать на компенсации.

Кстати, в каждом регионе складывается своя картина. Скажем, в Днепропетровске и Харькове есть операторы, которые формируют туры без оглядки на киевские цены. В результате слетать в Париж из Харькова можно дешевле, чем из Москвы.

— У нас затишье, — говорит заместитель генерального директора днепровской компании «Первый класс» Лара Даниэль. — Пока мы ждем и цены не снижаем. Люди боятся бронировать Новый год. Одни опасаются потерять работу или сегодняшний доход, другие боятся, что агентство, в котором покупали тур, обанкротится.

В результате кризиса агентств станет меньше, но они, возможно, будут лучше. Правда, непонятно, когда это произойдет. А пока — новогодние каникулы надвигаются, и кое-кто, не выдержав напряжения, дает скидки, пусть и небольшие. Вот в дорогой Исландии, например, очень подешевела жизнь: кризис сильно ударил по банковской системе. И грех этим не воспользоваться. Что там будет дальше с туризмом, зарплатой и работой, никто не знает. Надо перед этим хоть отдохнуть по-человечески.

Елка или пальма?