УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Ющенко: «Какой народ – такая и власть»

Ющенко: «Какой народ – такая и власть»

Президент Ющенко начинает потихоньку оправдываться перед украинцами. «Я вам говорю: за Президента вы краснеть никогда не будете», «в ближайшие месяцы придет прозрение к украинским людям – кто есть кто в политике. И вам не будет стыдно за своего Президента».

Видео дня

Эти фразы – одни из немногих, врезавшихся в память из всего длинного-предлинного спича, прозвучавшего во вторник вечером в рамках традиционной годовой пресс-конференции главы государства.

Сеанс единовременного общения со СМИ длился ни много ни мало два с половиной часа, за которые едва-едва успело прозвучать с десяток вопросов. От региональных СМИ, работавших в режиме прямых включений из Ривне, Одессы и Днепропетровска; из Интернета; от журналистов, присутствовавших в зале. На каждый вопрос Ющенко отвечал долго и подробно, в среднем – 18 минут.

«Украинский дом» мужественно сдерживал зевки. Тихонько переругивались телевизионщики. Сетовали – не успевают подготовить сюжеты в вечерние выпуски. Подобострастно ловили каждое слово чиновники СП, пришедшие послушать шефа.

Все вместе косились в сторону подарочных пакетов, полученных на входе. Кроме календариков-открыток, в каждом из них лежал огромный набор шоколадных сладостей. Производства, что довольно символично, донецкого «Конти».

Балога: «Ну, ты сравнила! Санкт-Моритц и Карпаты!»

Вопреки собственной традиции, Президент приехал вовремя. Ровно в шесть вечера из настежь распахнутых дверей центрального входа Украинского дома повеяло декабрьским холодом. Засуетилась охрана. Гелетей в одном пиджаке выскочил на улицу.

Через минуту появился Гарант. За спиной, на некотором отдалении, бодро вышагивали Безсмертный с Балогой.

Ирина Ванникова отвела Ющенко в сторонку. Доложив о чем-то полушепотом, вручила два испещренных буквенными символами листа бумаги – видимо, тезисы ответов на наиболее заковыристые вопросы. Нацепив на кончик носа очки, Ющенко мельком их просмотрел. Только потом двинулся к лестнице, заблаговременно выстланной ковровой дорожкой.

На подиуме вместо трона ему на сей раз приготовили обычное мягкое кресло с подлокотниками. Рядом – на стеклянном столике – одиноко стоял пузатый стакан воды, накрытый белой крышечкой. Подобной тем, которыми запечатывают сметану «Президент».

…Расселись. Подключились. Посмотрели кадры хроники деятельности главы государства за истекшие 12 месяцев. Большинство – с многолюдных сборищ-заседаний. Приметно, ни на одном из них премьерская коса замечена не была. Однако сам Ющенко с любопытством рассматривал лишь те, на которых он помогал подтопленной Западной Украине и где открывал мемориал жертвам Голодомора.

Первый вопрос – о методах укрепления гривни – задала сама Ванникова.

- Я хочу, чтоб мы начали с хорошего духа, - пространно отметил Гарант. - Заканчивается непростой год…, не надо красить его одной краской.

И принялся рассказывать о том, что национальная валюта «недооценена» и «девальвирована», следует прекратить на нее «психологическое давление». Обнадежил: в ближайшие семь дней курс укрепится.

Подробно проинформировав присутствующих о специфике торгового и платежного баланса, Ющено перешел к обсуждению валютного коридора.

«Обоз» маленько загрустил.

За пушистыми елками, окаймлявшими периметр «пресс-площадки», я рассмотрела Виктора Балогу.

- Вас разве не уволили? – спросила вместо приветствия.

- Нет, как видишь, - Виктор Иванович отвечал весьма доброжелательно.

- И долго вы еще главой Секретарита?

- Лет шесть.

- На второй срок рассчитываете? – глянула в сторону Ющенко.

Руководитель президентской канцелярии как-то неопределенно кивнул. То ли «да», то ли «посмотрим» - понимай, как знаешь.

- Как можно с таким рейтингом о втором сроке вообще думать?

- Есть два варианта развития событий. Первый – избрание игрока из старой колоды. И из старой колоды он, – Балога посмотрел на подиум, где Виктор Андреевич вещал уже о политике НБУ, – самый реальный кандидат.

При упоминании о Тимошенко с Януковичем махнул рукой. Дескать, вообще нечего их обсуждать.

- Хоть убейте, не понимаю: за счет чего Ющенко переизбраться?

- Такие вещи конкретно надо обсуждать – с примерами, обосновывая. Поговорим в феврале, ладно? Спокойно сядем, поговорим – я все объясню. Поверь, шансы у него есть.

Я не поверила:

- Ладно, а второй вариант?

- Второй – приходит молодежь, а все старые игроки уходят лет на 10-15 минимум. Вообще уходят.

Тут глава СП неожиданно улыбнулся своей фирменной широкой улыбкой.

- Ой! – я чуть с лестницы не свалилась от неожиданности. - Брекеты! Зачем вам в таком возрасте брекеты!?

На верхних зубах Виктора Ивановича действительно красовалась аккуратная полоска прозрачных брекетов. Ничуть не смутившись, принялся объяснять: в детстве ему когда-то что-то не так удалили, стройность зубного ряда нарушили, в зрелые годы это сказалось:

- Я шепелявить немножко начал, - понизив голос, признался он. – Вот, ношу теперь. Год уже почти.

Автоматически припомнила: в последнюю нашу встречу, осенью, подобных метаморфозов его внешности еще не отмечалось.

- Ладно, а потом что? Голливудскую улыбку себе сделаете?

- Закарпатскую!

Виктор Иванович излучал благодушие, чем «Обоз» не преминул воспользоваться.

фото сайта ЕЦ

- Давно хочу спросить: зачем вы так часто в Балео летаете?

- Куда?

- Это городок маленький – на границе Швейцарии и Франции.

- Ни разу там не был!

- То-то ваш самолет на местном аэродроме регулярно наблюдают.

- Это не мой – друзей. Вообще я в Швейцарии был всего пару раз. Вот недавно приехал, скоро снова поеду.

- Отдыхать?

Балога кивнул.

- На лыжах кататься. Я, знаешь, вообще лыжи очень люблю. Это, можно сказать, моя слабость. Болею ими.

- И куда?

- В Санкт-Моритц.

- Скромненько.

- Ну, я же с семьей, - будто оправдываясь, протянул Виктор Иванович, - Жена… (официально предпринимательской деятельностью, приносящей основной доход, занимается Оксана Балога. - С.К.).

- Куда именно в Санкт-Моритце?

- В Кемпински, - равнодушно констатировал Балога, так, словно речь шла о трускавецком санатории «Янтарь».

- А чем вам Карпаты не нравятся? Там тоже на лыжах кататься можно.

- Ну, ты сравнила!

- Даже Президент в Буковеле катается, – не унимался «Обоз».

- В Карпатах снега нет, - грустно констатировал Балога.

- Или мы полностью рассчитываемся за закачанный газ по цене текущего года, или мы меняем владельца этого газа и передаем или «Газпрому», или той структуре, которая способна распорядиться этим газом на внутренних или внешних рынках, - перебил нас Ющенко.

Он уже, оказывается, успел рассказать о том, что «к большим испытаниям привела страну бездарная торговая политика правительства в 2008-м»; и о том, что НСНУ возглавляет отнюдь не вопреки Конституции, ибо «разделяет ценности, с которыми в 2002-м демократы впервые начали поднимать головы»; и о том, что со сроками проведения очередной президентской кампании он попросит разобраться КС.

«Истинная власть должна идти на полкорпуса вперед»

Тут на центральном помосте дошло до самого интересного – ответа Ющенко на вопрос интернет-сообщества о том, сколько денег надо заплатить ему и всем власть имущим, чтобы они, покинув Украину навсегда, не мешали стране нормально развиваться.

- Это вопрос-провокация. Он задается не столько, чтобы ответ получить, сколько, чтобы задаться, - уверенно подчеркнул Гарант. - Две трети авторов этого вопроса не в Украине находятся.

И разразился пламенной речью на тему: «неблагодарные, не цените, что имеете».

- Этот вопрос не так прост, как выглядит. Он подвигает на то, чтобы творить совместную ответственность тех, кого выбирают, и тех, кто выбирает. Это риторический вопрос. Какой народ – такая и власть.

«Обоз» поперхнулся. Все. На этом в разговорах о триумфальном шествии «демократически избранного оранжевого Президента» можно было ставить окончательную жирную точку.

- Хотя я это не воспринимаю, - быстро добавил Гарант, уразумев, видимо, что ляпнул лишнее. – Истинная власть должна идти на полкорпуса вперед, показывать нации путь, который сейчас, возможно, кажется неинтересным, неперспективным. …Сегодня мы не просто задаем этот вопрос – пытаемся на него ответить. В других странах такие вопросы и до темника не дошли, - фыркнул Гарант, презрительно ткнув пальцев в сторону журналистов интернет-СМИ, сидящих за компьютерами по правую от него руку.

- Что касается оплаты, так это вообще коррупция. Такие предложения не проходят. Нужно совершенствовать взаимоотношения власть-избиратель. Лучший ответ на этот вопрос – демократизация, - пафосно заявил Ющенко, взмахнув в воздухе дорогущей «монблановской» ручкой из эксклюзивной коллекции «золотых драконов».

- Хочу только маленькую ремарку сделать. Нам точно известно: этот вопрос отображает интересы российских интернет-пользователей, - ни с того ни с сего ввернула Ванникова.

На чем основываются подобные «выводы», уточнять, конечно, не стала.

Опосля подобного пассажа далее оставаться в Украинском доме смысла больше не имело.

Ющенко энд Ко сказали все, что могли. И даже больше.

Тимошенко и «план Барбаросса»

Впрочем, услышав следующий вопрос – касательно президентских предпочтений в новогодних презентах, «Обоз» решил задержаться. Потенциально ответ мог быть интересным. Однако он таковым не стал.

Как такового ответа не последовало вовсе. По крайней мере в «потоке сознания» Президента ни я, ни коллеги его не расслышали.

- Ну, а вы что хотите от Деда Мороза получить? – «Обоз» поздоровался с Гелетеем.

- Я уже давно не верю в Деда Мороза, - грустно вздохнув, сказал начальник госохраны.

- Во что же вы верите? – болтать с Гелетеем о предпраздничных пустяках представлялось более интересным, нежели внимать очередной порции критики в адрес Тимошенко.

- В собственные силы. Исключительно.

Валерий Викторович был совсем невесел. Если не сказать угрюм. Однако, как человек воспитанный, он старательно это скрывал.

- Не хаос сейчас нужен стране, не поляризация политических сил. В парламенте как никогда необходимо большинство, которое и Партию регионов может представить, и НСНУ, и БЮТ, и Блок Литвина, - невпопад заочно «утешил» его Президент.

Упоминание о классовом враге Тимошенко и ее «плане Барбаросса» даром не прошло. Тем более из зала кстати поинтересовались отношением Ющенко к планам о замышляемом импичменте.

Следующие двадцать с лишним минут Виктор Андреевич повествовал о земельной мафии в Киевской области, о «хрестоматийной коррупции» судьи Зварича, «крышуемого» «сердечными» в целом и Портновым в частности.

«Глава Госкомзема, человек, который был арестован, под давлением премьера был выпущен. Это случилось ночью… Руководитель одного из ключевых институтов, занимающихся распределением земли, представляет преступное формирование – имеет кличку, все как полагается».

Далее. «Что было бы с президентом, если бы он поднял телефонную трубку и сказал судье: твое решение должно быть таким-то. Что бы было с этим президентом?».

«Уничтожь эту дешевку! Спроси, почему он сам Зварича назначил со второго раза (на пост главы львовского Апелляционного суда. - С.К.), если первый раз отказ был, было заключение – коррупционер…», - «Нокиа» «Обоза» высветила смс от знакомого БЮТовца.

Покуда разъясняла абоненту: из зала просто так, без предварительной записи, голоса не подать – даже с уточняющим вопросом, Гарант сменил пластинку:

- Как Президент хочу заявить: без акцепта людей, нации не состоится ни одна серьезная ревизия Конституции. … Мы – страна демократии, в которой народ – не быдло. …Коллизия принесена в парламент в виде изменений и дополнений к Конституции. Я об этом знаю. Правда, БЮТ ошибся, передав эти изменения Партии регионов – чтоб они внесли их от себя. …Пока я Президент, в этой стране Президента будут выбирать прямым голосованием.

«Кто бы говорил о сотрудничестве с ПР», - подумал «Обоз», покосившись на стоящий подле пакет с донецкими лакомствами.

- Последний вопрос, - выдохнула Ванникова.

Украинский дом поинтересовался перспективами госбюджета.

- Жаль, что нация привыкла к тому, что бюджет – предмет мечтаний одного человека, которая с уникальными актерскими способностями обрисовывает фата-моргану.

Поднявшийся было со стула, на краешке которого пристроился в самом проходе, Валерий Гелетей сел обратно. И был прав: о бюджете его шеф говорил почти полчаса. Хотя вполне мог уложиться в три минуты.

- Парламент обязан принять бюджет. Первое чтение должно состояться в четверг. Оно же, думаю, будет последним… Хотя, с точки зрения проблем бюджета, хочу сказать: это – бюджет кризиса.

Ровно в половину девятого вечера, коротко попрощавшись, Ющенко встал со своего кресла-трона и вышел вон.

Функциональное предназначение «крышечки от сметаны» осталось невыясненным. Ни к ней, ни к стакану воды до конца пресс-конференции он не притронулся. Следует полагать, она то ли от пыли призвана была защищать президентский сосуд, то ли от диоксина.

Кулуары Украинского дома опустели в считанные минуты. Еще и полночь не пробила – карета вновь превратилась в тыкву.

Ющенко: «Какой народ – такая и власть»