Имидж – все, репутация – ничто
Нестор Иванович Шуфрич. Видный персонаж новейшей, постпомаранчевой политики Украины, который нередко вызывает двойственные чувства. У всех без исключения. С одной стороны, широкая общественность, периодически интересующаяся большой политикой, явно не воспринимает его всерьез. Он – вроде как настоящий клоун, буквально фонтанирующий юмористическими миниатюрами. Смешно? Конечно. По делу? Далеко не всегда. Но не клоун же он, в самом деле?
Иногда говорит умные мысли. Нередко дает повод для серьезных размышлений. Единственное «но» - все это делает наш герой слишком театрально. Показушно. Явно рассчитывая на обильное цитирование в «желтой» и прочей прессе.
«Имидж – все, репутация – ничто». Но не забывайте, что все вышесказанное относится, скажем так, к наружной оболочке Нестора Ивановича. К тому самому «я», которое Шуфрич продает публике.
А вот с другой (настоящей?) стороны, Шуфрич в состоянии решать «большие вопросы» (вчера - в бытность всесилия Медведчука; сегодня - когда набирает вес Тимошенко). И эту особенность настоящего Шуфрича хорошо знают те, кто регулярно бегает по столичным властным кулуарам. Одним словом, Нестор Иванович – едва ли не самое загадочное явление нашей большой политики.
Пару слов обо всех
Что ж, поговорим о Шуфриче! И о Тимошенко. Той, которая Юлия Владимировна. Вот ведь невезуха! Придется говорить некоторые неприятные предположения о премьер-министре, которого беззаветно (а, значит, бездумно/слепо, фанатично) обожают миллионы неофитов по всей стране и которые тут же грубо упрекнут автора в «политическом заказе». И ведь не докажешь, что нет никакого заказа! Вот поэтому пару слов обо всех.
Ющенко – слаб и ленив. И часто совершает детские ошибки, проигрывая там, где проиграть просто невозможно. Судя по всему, президентство оказалось для него непосильной ношей. Он ведь полагал, что украинское президентство – это что-то сродни католическому папству: все дозволено, все поклоняются и никаких последствий. Хлопаешь царственной ладошкой по плечу, а все тебя нахваливают и что-то несут в качестве обязательных «спец/податей».
Ан - нет!
Оказалось, что президентство – это каждодневная пахота и не менее каждодневная война: за собственное политическое выживание. Янукович всегда растерян и всегда опаздывает с адекватной реакцией. Он явно не успевает следить за чужими мыслями и часто идет на поводу у разных проныр. «Виктор Федорович! Надо обязательно завизировать этот документ и все будут в шоколаде!» Зачем? А это важно? Хорошо. И вот уже некто Бойко получает в полное (пусть и негласное) владение всю газотранспортную систему Украины, а Ринат Леонидович вводит своих полпредов на «Днепрэнерго». Януковича всегда можно было использовать в своих корыстных интересах, разменивая его и без того неоднозначную репутацию на конкретные прибыли.
Балога мнит себя большим игроком. Интриганом от Бога. Точно так же мнил себя игроком Петр А. Порошенко. Но почти всегда мы понимаем, что ребята (и первый, и второй) живут в неком собственном - виртуальном - мире. В противном случае, оба своевременно обратили бы пристальное внимание на собственные репутации, на их отрицательные значения и на то, кто платит за разрушение этих репутаций. И что нужно делать, чтобы не упасть окончательно. Разве может игрок, имеющий минусовую репутацию, что-либо выиграть в публичном состязании?
Такие герои – такое время
И после подобного «введения в политику» – где каждый убедился в моем негативном отношении ко всем первым звездам страны – я, наверное, имею полное право говорить о маленьких странностях в поведении Юлии Владимировны.
О тех самых странностях, которые возникают, когда мимо Тимошенко пробегает, проскакивает наш любимец – Нестор Иванович Шуфрич. Что же связывает этих двоих? Сразу оговорюсь, личное оставим за скобками. Мне это не интересно. И к нашему повествованию не имеет никакого отношения. Вся эта желтизна – часто спекулятивная – пусть остается для начинающих репортеров.
Речь пойдет только о бизнесе. О сухих цифрах и не менее сухих правительственных постановлениях (не для широкой публикации, разумеется). Возможно, речь пойдет о легкой, легчайшей, мимолетной коррупции. Которая, по нашим меркам, и не коррупция вовсе. А так – дружеская помощь.
Как мы уже поняли, в современной Украине мирно уживаются как бы два Нестора Шуфрича. Вот уж чертовщина какая-то! Или, скорее, банальная шизофрения? Один Шуфрич – абсолютно искусственный, виртуальный, созданный на потребу специфическим масс-медиа и для потакания непритязательным вкусам широкой публики, жаждущий политических скандалов.
Этот Шуфрич не в меру говорлив, часто криклив и невероятно клоунаден. Он нередко и умышленно делает «сенсационные заявления», которые провоцируют массовый и длительный нездоровый смех.
Он принимает участие во всех показательных спектаклях, замешанных на политическом процессе. Одним словом, в украинском пространстве обитает некий Шуфрич, который исторически воспринимается как политический клоун. Но есть второй – и как нам кажется настоящий – Шуфрич.
Этот Шуфрич умен, циничен, жесток, мобилен и многослоен. Этот Шуфрич быстро и умело заходит в чужие бизнесы и безжалостно выдавливает любых компаньонов. Это Шуфрич четко знает, что, кому и в каком размере нужно. И кого можно «отцепить» сегодня, а кого еще можно подержать в совместном бизнесе. Это Шуфрич умеет «покупать» (не подумайте чего плохого!) нужных людей. Именно второй Шуфрич и есть настоящий. Он намеренно сконструировал своего виртуального двойника и неистово поддерживает медийный миф о нем. Чтобы таким незамысловатым способом отвлекать внимание общественности от своих специфических бизнесов. И надо признать Нестору Ивановичу в полной мере удалась игра.
Никто всерьез не воспринимает нашего героя, а он тем временем все явственнее становится сегодня первым (пусть и негласным!) визирем страны, главным теневым фаворитом Кабинета министров. Человеком, который определяет правила поведения на некоторых рынках. Персонажем, который вполне может рассчитывать на максимум.
Хотите - верьте, хотите - нет, но именно Шуфрич – наряду с некоторыми прочими известными бизнес-фамилиями – получает нынче самые большие выгоды от премьерства Тимошенко.
Впрочем, мы отвлеклись от нашей главной темы. От Семиренковского газоконденсатного месторождения. И от Коленьки Рудьковского.
Так вот, о Рудьковском. Николай Николаевич, быстро смекнувший, что после перехода в оппозицию, Петр Порошенко превращается скорее в опасную обузу и что толку от него никакого, предложил вакантное место «покровителя» никому (тогда) неизвестному Нестору Ивановичу Шуфричу.
Рудьковский – вот уж у кого чуйка развита! – сделал идеальный выбор на годы вперед. При всей своей показной скромности, Шуфрич в то время, во-первых, имел ресурсы для быстрого изгнания Порошенко. И не просто изгнания. А изгнания с большими личными и финансовыми потерями для Петра Алексеевича. Во-вторых, знал, кто и сколько должен получать в нужных кабинетах. Чтобы «газовый бизнес» сладкой парочки процветал. В-третьих, умел быстро находить нужные аргументы для постоянно меняющихся чиновников.
Но главный навык у Нестора Ивановича все-таки другой! Он всегда точно знает, когда и как можно безболезненно избавиться от партнера. Николай Николаевич Рудьковский сегодня не имеет ровным счетом никаких активов, чтобы представлять хоть какую-то пользу для Нестора Ивановича. Нынче Рудьковский уже не тот «перспективный бизнесменчик», который из-за своей близости к А.А. Морозу – одному из постпомаранчевых фаворитов президента Ющенко – позволял диверсифицировать (читай – перестраховать) политические риски. Хотя и без этого партнерства Шуфрич с неимоверной легкостью пережил те «страшные» - как поговаривали аутсайдеры президентских выборов 2004 года – времена. А все потому, что только Шуфрич – из всей когорты нынешних бизнес-политиков – действительно имеет неограниченный по влиянию ресурс. Вне зависимости от того, кто нынче во власти.
Только Шуфрич может получать все от Кабмина, который возглавляет Виктор Янукович. И не меньше (а может намного больше!) – от Кабмина, который возглавляет Юлия Тимошенко
Но надо отдать должное Нестору Ивановичу - он старается что-то брать аккуратно и незаметно. Он готов терпеть «желтые нападки», но никогда не подставит Януковича (вчера) или Тимошенко (вчера/сегодня/завтра) по-крупному. Потому что не дурак. И совсем не клоун. Попутно заметим следующее: в недрах Кабмина (времен второго пришествия ЮВТ) была разработана небольшая поправка в госбюджет. Так, для всех отечественных газодобывающих компаний снижались рентные платежи. Т.е. ребята должны будут отчислять гораздо меньше обязательных платежей. И тут же этот «скромный бонус» закреплялся еще одним важным Кабминовских постановлением.
«Если в газодобывающей компании 50% акций и больше принадлежит государству, то эта компания обязана продавать газ населению или прочим потребителям по фиксированным, не рыночным ценам… Если в газодобывающей компании 50% и больше акций принадлежит частному владельцу, то она имеет полное право торговать с потребителями на коммерческой основе».
На первый взгляд, очень зрелое и очень социально-ориентированное решение, явно защищающее простых потребителей. На самом деле, это решение позволяет частникам снимать сливки с отечественного газового рынка, пока госбюджет дотирует весь сектор.
Сам бюджет недополучает гигантские суммы, которых с лихвой хватило бы на то, чтобы доплачивать за газ для потребителей из социально-незащищенных групп населения. Грубо говоря, подобные решения явно приводят к существенным убыткам для государства, но позволяют кое-кому хорошо зарабатывать. И точка. Иногда нужно смотреть чуть глубже, чем на красивые глазки.
Но мы опять сильно отвлеклись. Не Тимошенко ведь героиня нашего романа. А всего лишь Шуфрич. И еще «арестант», временно отпущенный под «подписку о невыезде» (надолго ли?) Рудьковский. И немножко Порошенко.
Так вот, Нестор Иванович блестяще выдавил Порошенко, зашел вместо него на Семиренковское месторождение и стал ежемесячно получать свою ренту. И все шло хорошо – «газовые деньги» оказались нелишними для Нестора Ивановича и позволили ему еще больше укрепить собственное реноме крупного коллекционера царской утвари. Но случился 2005 год. Порошенко стал главой СНБО с определенными полномочиями. И попытался было восстановить справедливость в Полтавской области. И даже подключил для этого Генеральную прокуратуру и Виктора Шокина. И все ради того, чтобы изгнать захватчика Шуфрича. Но вот незадача - неимоверных усилий вроде бы всесильного тогда Петра Алексеевича не хватило для того, чтобы хоть на йоту подвинуть Шуфрича, ярчайшего в то время антипрезидентского (антиющенковского) ритора. Коллизия, однако.
Вроде бы всесильный Порошенко вчистую проигрывает аутсайдеру Шуфричу в 2005 году. С чего бы это? А все потому, что у «газового дуэта» Шуфрич/Рудьковский оказалась мощнейшая защита: Сан Саныч Мороз - по линии Коляни. И Юлия Владимировна Тимошенко - по линии Нестора.
А теперь два скромных вопроса на засыпку
Вопрос первый: кто же все-таки инициировал мощнейшую антипорошенковскую кампанию в то время, которая в итоге привела к резкому падению влияния Петра Алексеевича и превращению его в полит/изгоя? Кто оплачивал скупку отечественных и российских журналистов? И кто доставал компромат?
Вопрос второй: было ли Шуфричу когда-либо по-настоящему душно в этой стране?
И еще кое-что. Реальная цена Семиренковского месторождения доходит до 500 млн долларов. Пока. Рентные же платежи, которые стабильно получали с этого месторождения известные персонажи, составляли как бы 8 и 5 млн долларов. Старшему и младшему партнерам соответственно. А кто – после всего вышеизложенного – у нас старший, надеюсь, понятно и без дополнительных разъяснений. Более того, распорядителем, который контролирует все выплаты, является не Рудьковский. Была даже ситуация – когда Рудьковский уже стал министром - что по настоянию второго партнера ему перестали платить ренту. Формально, чтобы не было упреков в коррупции. Интересная мысль. Возможно, перестав получать ренту с Семиренковского «газа», у Рудьковского банально не оказалось денег, чтобы заплатить за фриволь-рейс в Париж с «легкими девушками», и он вынужден был воспользоваться госденьгами, полагая, что имеет на это полное право? Так или иначе, нам остается добавить, что в сегодняшней Украине есть один политик (он же бизнесмен), который поражает своей непотопляемостью. Это Шуфрич Н.И.
И кто после всего этого назовет его клоуном?
P.S. О «Днепрэнерго». Это, конечно, к теме нашего повествования напрямую не относится. Но мы ведь, помимо прочего, говорим о морали. ЮВТ безапелляционно утверждала, что одним из первых ее решений в должности премьера будет решение об аннулировании «коррупционной сделки между государством и Ахметовым».
Для этого действительно многого не требовалось – пара минут для того, чтобы подписать соответствующее правительственное постановление. Но постановления нет. И не будет! Почему? Возможно потому, что «Днепрэнерго» стало объектом банальной теневой торговли – я (премьер) не трогаю «Днепрэнерго», но вы (донецкие депутаты, контролируемые Р.Л.Ахметовым) в едином порыве голосуете по «тендерным законам» и даете кое-кому из БЮТа хорошо сесть на бюджетные деньги. Впрочем, о сговоре донецких и тимошенковских мы еще поговорим. Равно как и о сговоре донецких и балоговских. Чтобы без упреков.
В четвертой части – «кто и как зарабатывает на частных газовых месторождениях в Украине».