Энергетический апокалипсис для Украины. Часть I. «Укрнафта»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
У людей, хоть немного ориентирующихся в современной украинской экономике, волей-неволей складывается впечатление о комплексном, волюнтаристски спровоцированном и бесстыдно запущенном энергетическом кризисе, поразившем отечественную экономику (да что там – и политику, и общество!) в первые месяцы 2008 года.
Особенно апокалиптической ситуация выглядела в среду, 5 марта. Когда после прекращения реализации бензина и воскресной консервации газовых месторождений «Укрнафты», после выполнения угроз «Газпромом», вентиль оказался перекрыт (по заверениям россиян) наполовину, появившаяся утром в СМИ информация о реальной угрозе остановки АЭС воспринималась как контрольный выстрел в голову всему ТЭКнутому блоку правительства (да и Кабмину в целом). Тем самым тимошенковским кураторам от энергетики в самую пору было сливать воду, расписываясь в собственной безответственности, некомпетентности или просто нежелании защищать энергетическую безопасность страны.
Но признавать свои ошибки, к великому сожалению, не в моде у нашей власти, независимо от её расцветок, времени и места. Виноват всегда кто-то другой, внешний или внутренний враг. В нашем случае – и внешний, и внутренний.
Но речь пойдёт здесь не о газовой войне между «Газпромом» и «Нафтогазом», которой уже было уделено немало внимания, хотя далеко не все аспекты проблемы раскрыты. Обратим свой взгляд на другую энергетическую проблему – внутреннюю, войну правительства с колоссами отечественной энергетики – ОАО «Укрнафта» и НАЭК «Энергоатом».
Для тех, кто не помнит: проблемы у «Укрнафты» начались уже с начала года, когда Национальная комиссия регулирования энергетики начала довольно навязчиво и неприятно для господина Коломойского, владеющего более 40 % акций компании, вещать по поводу снижения закупочной цены газа ОАО, который поставляется для нужд населения, с 272 до 199,2 гривни за тысячу кубометров. PR-отдел сработал оперативно и поднял шум в СМИ ещё предварительно. И уже 25 февраля в ответку была прекращена продажа светлых нефтепродуктов на 563 АЗС компании по всей стране. А вот в воскресенье, 2 марта, даже начали консервацию 140 газовых месторождений, что в перспективе приведет к сокращению добычи, немного-немало, на 950 миллионов кубометров газа в год (около 5% от суммарной по Украине).
Но это на поверхности, а самое главное, конечно же, пытаются прикрыть красивыми лозунгами о принципиальности и социальной заботе. Для ясного понимания ситуации учтём, что открытое акционерное общество «Укрнафта» – крупнейшая отечественная газо- и нефтедобывающая и реализующая компания с контрольным госпакетом. Её прямое предназначение – поставки более дешёвого, по сравнению с импортным среднеазиатско-российским, газа собственной добычи населению Украины и организация розничной продажи нефтепродуктов. Но особенность структуры акционерного капитала ОАО в том, что есть частный инвестор, владеющий очень большой его долей – чуть меньше половины, и контролирующий топ-менеджмент. Естественно и логично, что основной задачей существования компании такой инвестор (и тут Игоря Валерьевича можно и нужно понять, при всей нашей нелюбви к олигархам) видит получение прибыли. При этом, по оценкам экспертов, себестоимость добычи газа для «Укрнафты» составляет 349,73 гривни за тысячу кубометров. А государство в лице НКРЭ, напомним, предлагает закупать по 199,2 грн/тыс. куб.м. Путём несложных арифметических операций приходим к выводу, что в таких условиях бизнес, мягко говоря, убыточный, и перспектива делать предприятие банкротом ориентированному на развитие и дивиденды собственнику не очень-то улыбается. Посему рентабельней просто прекратить хоздеятельность, что частично и было сделано ещё 2 марта началом консервации группы скважин. Однако общепонятно, что такой шаг Коломойского – это сигнал о его решительности, а не демонстрация слабости. Но вот кому демонстрировать?
Безусловно, правительству и его подразделениям. Ни для кого не секрет, что финансово-промышленная группа «Приват», как, впрочем, и многие другие бизнес-структуры в Украине, уже давно оказывала поддержку многим политсилам и БЮТ в частности. Вот уж чего, наверно, мало ожидал Игорь Валерьевич, так это того, что некогда дружественная ему политическая протекция в лице Юлии Владимировны (или с её непосредственной санкции, что по сути одно и то же) начнёт «нависать» над благополучием и прибыльностью его бизнеса. Да ещё и на нескольких фронтах одновременно! Но об этом позже. А Тимошенко не только могла, но и, несомненно, предполагала такой вариант развития событий: даже наиболее влиятельных и авторитетных представителей делового истеблишмента в целях политической целесообразности можно и даже нужно… кидать.
Когда с нарушением закона, принципов бизнес-логики и либерального предпринимательства создают серьёзные проблемы таким людям, как господин Коломойский, то чего можно ожидать от такой власти по отношению ко всем остальным!?
Ответ очевиден: ничего утешительного. На голый популизм и рейтинг такая власть готова променять любую лояльность и, что самое страшное, любые национальные интересы, как то стабильность развития стратегических и отраслеобразующих предприятий, целых сегментов экономики и социальной сферы. И в этой связи, кроме основного и определяющего шкурного вопроса политического выживания, встаёт ещё и вопрос аксиологии, то есть системы ценностей и ориентаций. Идентификация нынешнего премьера как носителя преимущественно социалистических, лево-популистских ценностей с тягой к администрированию и ручному управлению рыночными процессами и экономикой в целом отнюдь не нова, она просто с каждым шагом правительства всё более и более подтверждается на практике. Будучи убеждёнными сторонниками рыночно-либеральной модели восприятия экономического процесса со всеми вытекающими последствиями, не можем согласиться с такими стратегическими приоритетами главы Кабинета министров, способными серьёзно навредить построению современной экономики и социальной системы в Украине.
Спустимся с высот идейных на землю грешную и вернёмся к нашим баранам – зачем же Леди Ю понадобилось банкротить «Укрнафту» непосредственно и Коломойского косвенно? Ответ на этот вопрос, на самом деле, весьма прост, причём он по сути своей одинаков даже у представителей противоположных лагерей – Константина Бородина, некогда зама Бойко, а нынче руководителя Центра энергетических исследований, и Александра Гудымы, советника премьера.
Не является секретом для общественности тот факт, что НАК «Нафтогаз Украины» сейчас балансирует на грани банкротства, и после 31 марта с.г. компании может быть объявлен технический дефолт. Для поддержания на плаву одряхлевшего газового монополиста правительство ЮВТ, что называется, «скребёт по всем сусекам», так как в бюджете денежек таких найти непросто, а те резервы, которыми ещё можно было бы воспользоваться, ушли на акцию популизма и раскручивания перед грядущими президентскими выборами под рабочим названием «Вклады Сбербанка 2008». Вот и призадумалась Юлия Владимировна с компанией, за чей бы счёт разжиться средствами для реанимации «Нафтогаза». Кроме приватизации, которая не так уж быстро продвигается, внимание «старателей» привлекли дочерние компании: «Укрнафта», «Чорноморнафтогаз», «Укргазвидобування». Отметим, что отпускная цена для населения осталась прежней (что на фоне бьющей все рекорды инфляции выглядит как «социальная защита» со стороны правительства), а закупочная существенно снижена, что и дает НАК немалую маржу и возможность «погреть руки».
В принципе, грабёж коснулся всех «дочек» «Нафтогаза», но заговорить об этом вслух решилась лишь «Укрнафта» ввиду присутствия частного инвестора, который теряет свои кровные, а не казенные деньги, на что топ-менеджмент зачастую в подобных случаях закрывает глаза. Начальство ведь приказало. Причём самое высшее. А спорить с ним – так и кресла ведь лишиться недолго. Кому это надо?! И плевать все хотели на то, что действия НКРЭ, во-первых, противозаконны – комиссия не имеет права заставлять лицензиатов работать в убыток, а во-вторых, разрушают газодобывающую отрасль страны. По оценкам Бородина, всего на перепродаже чужого газа населению НАК заработает более миллиарда гривен за год. Понятно, что денежки эти на развитие энергетического потенциала Украины в жизни не пойдут, а будут косвенно «прохаваны» на популизме и пиаре.
Ну а заправки? На первый взгляд, они здесь вообще ни при чём, так как якобы проблема сугубо с трудностями в выполнении требований тендерного законодательства. Но в реальности никакой проблемы-то и нет: тендер подготавливался под конкретную компанию, аффилированную с «Приватом», то есть «под своих». И все прекрасно понимали, что так или иначе, но бензин на заправки будет поставлять именно эта структура. А прекращение продажи нефтепродуктов на АЗС «Укрнафты» – это «позвякивание оружием» и демонстрация решительности по конфликту с НКРЭ. Попросту говоря, «воинственный оскал Коломойского». Правда, всё бы хорошо, вот только бензин в Украине дорожает и дорожает. Сама же премьер 11 марта в Брюсселе назвала главной причиной такой динамики рекорды нефти на мировых рынках. «Хто винен? Невістка!»
Но вот ещё что весомо: сокращение добычи газа «Укрнафтой» приведет к тому, что собственного топлива просто не хватит для покрытия потребностей населения. И недостаток придётся компенсировать импортом, который закупается по 179,5 $. Вот и получается, вместо того, чтобы замещать дорогой импорт газом собственной добычи, Тимошенко душит собственного производителя и расширяет нишу «Газпрома» на украинском рынке.
Да, понимание Юлией Владимировной защиты национальных интересов, которой она, между прочим, так кичится, весьма своеобразно, если не сказать больше…
Продолжение о ситуации вокруг «Энергоатома» читайте во второй части.