Черновецкого может погубить только уголовщина
В Киеве нет «особенных» нарушений законодательства в сфере земельных отношений. Об этом заявил прокурор Киева Евгений Блаживский.
«Нарушения законодательства в сфере земельных отношений… происходили и происходят в каждой области и в каждом городе Украины. И в Киеве нет каких-то особенных нарушений. Просто в столице другая цена земли. И другой спрос на нее… И страсти вокруг соответственные. И вопрос не в том, до каких пор, а в том — почему он, а не я?», - отметил прокурор.
Комментируя заявления министра МВД Юрия Луценко о десятках дел, которые пропадают в прокуратуре, Блаживский заявил, что прокуратура ничего не знает о возбужденных делах, пишет "Зеркало недели".
«Я вам тоже публично и официально заявляю, что до 22 января ни о каких земельных делах, возбужденных МВД, столичная прокуратура не знала и не ведала. Какие 600 преступлений, о которых сегодня говорит Луценко? Какие 7 тыс. га. разворованных земель? Какой урон, нанесенный бюджету в 250 млн. грн.? Какие спецотряды по предотвращению земельных афер? Господа, в каком веке мы живем? Где факты, Юрий Витальевич?! В юридической терминологии отсутствует слово «популизм». Первым, обоснованным правоохранителями фактом стало дело о земельных махинациях с подставными лицами в Святошинском и Деснянском районах столицы», - подчеркнул прокурор.
По его словам данное дело было прекращено «за недостаточностью доказательств».
«В этом случае мошенничество совершает должностное лицо. Это, во-первых. Во-вторых, как вы говорите, с изъятыми документами сегодня работает следственная группа, в которую, кстати, входит подавляющее большинство работников МВД. Уже 10 томов написано. Действительно есть достаточное количество фактов, доказательств, документов. 36 человек уже подтвердили, что за скромное вознаграждение отдали копии своих документов. Следствие продолжается», - сказал Блаживский.
Он также прокомментировал появившуюся в прессе информацию об угрозах в адрес начальника киевской милиции полковника Яремы, который задержал одного из организаторов аферы.
«У нас действительно был не очень приятный разговор с Виталием Григорьевичем (Яреме – ред.). Речь идет о гражданине по фамилии Тютюник, которого милиция хотела арестовать. С ним проводилось три очные ставки. Повторяю, три. Никто его не опознал. Хотя фамилия в показаниях действительно звучала. Почему студенты его не узнали или не захотели узнать — трудно судить. Может быть, пожалели, потому что это такой же недавний студент, который также на условиях денежного вознаграждения выполнял свою работу, — собирал копии документов. Таким образом, нужного количества доказательств для санкции на арест не оказалось», - отметил прокурор.
«Повторяю, что ни одного земельного дела до инцидента между Луценко и Черновецким МВД прокуратуре не передавало. Так, в январе-феврале наряду с «делом студентов» в прокуратуру было передано еще три дела: 04.02.08. — по Киевской фортеце, 22.02.08 — по земельным махинациям в Деснянском районе, 28.02.08. — по подделке документов фермерского хозяйства «Проминь». Однако факты по этим делам довольно противоречивы. Поэтому они были отправлены на дополнительную проверку», - добавил Блаживский.
По его словам, за два года прокуратурой было составлено 227 документов реагирования. В том числе 43 прокурорских протеста, 18 — представлений, семь — предписаний, 80 — исков в суд, 79 из них — по земле. Тем самым мы поставили требования о возвращении городской общине более 2 тыс.га земли (2006 год — 90 га, 2007-й — 2000 га, 2008-й — 45 га). И уже реально вернули около 200 га.
«В числе протестов мы реагировали и на земельные решения 2003—05 гг… Причина одна — люди часто бьют тревогу уже тогда, когда трактор к ним под дом приехал. А между его визитом и решением о выделении земли может пройти не один год. Что же касается «мелкой рыбешки», то если к таковой вы относите протесты о незаконном выделении небезызвестных земельных участков совхозу «Хотовский», хозяйству «Рыбальский рай», а также участков в Пирогово, Жуковом острове, то это ваше право. Кстати, коль уж речь зашла об официальной позиции по земле, то не забудьте отметить, что прокуратура вынесла свой протест на большинство решений сессии Киеврады 1 октября (по 1 700 га земли)», - подчеркнул Блаживский.
Комментируя обращение по данному вопросу Виталия Кличко, прокурор отметил, что тот не давал никаких письменных заявлений.
«Где-то в прессе заявил об обращении в прокуратуру, а о самом письменном документе не позаботился. Или вы считаете, что у нас есть силы и возможности отслеживать каждое заявление?... И на сессию 1 октября мы отреагировали первыми! До заявлений Кличко и прессы. Впрочем, как и наложили аресты на многие громкие земельные решения. С ними мы проходим суды уже не первой инстанции. В том числе дошли и до Верховного суда. Схема такая — депутаты традиционно накладывают вето на наш протест, а мы идем в суд», - сказал Блаживский.
Комментирую заявления министра МВД об изменение схемы прокурорского надзора, Блаживский заявил, что Луценко предлагает незаконную схему.
«Мне трудно спорить с министром. В то время как политик свободно позволяет себе оперировать «спецотрядами» и «арестами», юрист обязан не выходить за рамки закона. Так вот такая схема сегодня незаконна. Это, во-первых. Во-вторых, о ее применении я ничего не слышал. В-третьих, в случае ее реализации появятся дополнительные возможности для земельных рейдеров. Еще раз повторяю, что все это — превентивные меры. Основное решение в четких законах, аукционах, Генплане… К сожалению, прокуратура может только указать столичной власти на такую насущную необходимость, что мы регулярно и делаем, однако заставить может только закон. Правом же законодательной инициативы, как известно, обладают президент, правительство, парламент», - отметил прокурор.
Он также заявил, что прокуратура согласна сотрудничать с временной следственной комиссией ВР.
«Что касается отстранения от должности (мэра Леонида Черновецкого – ред.), то на этом, боюсь, позитивная роль прокуратуры закончится. Потому как подобное возможно только в случае, если в отношении к лицу, занимающему тот или иной пост, возбуждено уголовное дело. В отношении Черновецкого таких дел нет», - сказал Блаживский.