УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Покаяние с опозданием

Покаяние с опозданием

Приближается 15-летие моего знаменитого Указа Президента США. Речь в нем шла о замене старых долларовых купюр различного достоинства новыми, причем, конечно же, по дискриминационному для постсоветского пространства курсу. Указ был честно подписан «Передал Управляющий делами Белого дома А. Кирш» и с редакционной пометкой насчет того, что он является грустной шуткой, опубликован в рубрике «Испорченный телефон» в журнале «Бизнес Информ» № 32 за 1993 г.

Видео дня

Впоследствии его расклеивали вблизи банков (и обменных пунктов), чуть поменяв имевшиеся в Указе даты и попутно заменив «А. Кирш» на более американское «О. Коннор».­ Разумеется, ни об испорченном телефоне, ни о грустной шутке никаких упоминаний уже не было.

Говорят, что несколько банков именно из-за Указа тогда разорились, ну а сколько людей попало в «халепу» — трудно даже представить. Я бы себя не винил: ну где мне было знать, что рядовой шуткой так воспользуются? Но невинно пострадавших всё равно очень жаль.

С официальным опровержением выступил сам НБУ («Урядовий кур’єр» № 173 за 02.12.93 г.):

«Банковские билеты долларов США всех годов эмиссии, начиная с 1828 г., являются действующими...».

Тем не менее газета «Свое дело» (№ 15/94) написала, что «в правительственных кругах была умышленно инсценирована «утечка информации», с тем чтобы подготовить необходимый «запас прочности» перед введением украинской национальной валюты».

А более солидный «Бизнес» (№ 11/94) предположил, что Указ — «очередная утка, подброшенная, вероятно, с целью заставить массового частника — владельца валюты — раскошелиться, начать сбрасывать доллары. Кем только, неясно».

Кем-кем...

Ясно одно: мы с тех пор все поумнели, и уже сегодня такой номер явно не прошел бы. Даже когда бывший Президент (на этот раз — настоящий, но Украины) ляпнул в дни оранжевых событий нечто вроде «Завтра будет кризис», ему (почти) не поверили, паники (почти) не было, а умелыми действиями и. о. руководителя НБУ (впоследствии — министра экономики, иностранных дел и спикера ВР) «кризис» достаточно быстро был и вовсе сведен на нет.

Мы теперь не верим никому, и «психофактор» больше не работает. Ну, почти не работает. Значит, детство нашей экономики закончилось.

Грядет зрелость...

Покаяние с опозданием