В бензиновом кризисе частично виноват Нацбанк
С начала марта стало модно муссировать в различных СМИ тему бензинового кризиса в Украине. По большому счету никаких неожиданных катаклизмов не произошло. Практически весь Интернет кишмя кишит интригующими заголовками о «бензиновой войне олигарха Коломойского» с правительством, в результате чего не продает бензин солидная часть АЗС. А тут еще и заправки крупнейшего трейдера «Укртатнафты» на время решили попридержать товар. В результате нагрузка упала на оставшиеся бензоколонки, и их владельцы не упустили свой шанс нажиться на ситуации. Но на самом деле, при всем уважении к олигархам и ситуативной игре розницы на спекулятивном и искусственном дефиците, у кризиса есть и более веские причины.
Во-первых, постоянный рост цены за баррель нефти на мировых рынках. Уже давно никого не шокируют цены, перешагнувшие отметку в 100 долларов и продолжающие уверенное и поступательное наступление. Но как же Россия, спросите вы? Ведь благодаря выгодному географическому положению, у Украины должна быть своя выгодная цена. Транспортные расходы на доставку бензина меньше. Так что цены должны хотя бы на 10% быть ниже европейских. Они и так ниже. А как же выгодные давальческие схемы, по которым российские компании поставляют нефть в Украину, обходя ряд налогов, а потом продают бензин собственного производства на внутреннем украинском рынке? Такой бензин должен быть заведомо дешевле импортируемого аналога. Все правильно, у нас есть 6 НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов), способных производить бензин.
Но к сожалению, зимой возник конфликт вокруг права собственности на компанию «Укртатнафта», которой принадлежит один из крупнейших Кременчугских НПЗ. Одним из собственников являлась татарская сторона (Республика Татарстан, Российская Федерация). У татарстанских акционеров ненавязчиво забрали часть акций, и завод перешел под контроль украинских олигархов. После чего обиженные татары прекратили поставки дешевого сырья. Тогда высокооктановый бензин в Украине стоил порядка 5,1 грн. На тот момент на конфликтную ситуацию мало кто обратил внимание. А на самом деле основы кризиса заложили еще тогда. Нефть на НПЗ пришлось закупать за границей и завозить на завод танкерами морским путем. Такой товар обходился дороже, да и насытить все потребности завода не получалось. Фактически, мы сознательно сократили производство собственного бензина и стали зависеть от импортного горючего. Было бы странно ожидать от трейдеров филантропических настроений, они не замедлили воспользоваться ситуацией в свою пользу. Часть импортируемого топлива на рынке возросла до 50%. Розничная торговля чутко отреагировала на ситуацию и начала потихоньку повышать цены. Конечно же, у владельцев сетей АЗС были запасы бензина по старым ценам, но они предпочли реализовывать их по новым. «Нефтяная война заправщиков» всего лишь один из этапов большой цепочки. Такой демарш не мог спровоцировать рост цен на дизтоплиов и высокооктановый бензин до отметки в 5,8-5.9 грн. Хотя бы потому, что на мировых рынках цена на нефть не выросла на 15%. Тем более российские поставщики «Лукойл» и «ТНК» имели возможность продавать нефть по старым ценам. Но почему-то этого не сделали. Налицо негласный сговор нефтетрейдеров и попытка нажиться на ситуации.
Но как обстоит дело с резервным государственным фондом нефтепродуктов, спросите вы? По идее Кабинет министров должен был чутко отреагировать на ситуацию и сделать интервенцию на рынок? Но этого по каким-то причинам не произошло. Возможно, у Юлии Тимошенко посчитали, что ситуация еще недостаточно кризисная. А может быть продали резервные запасы тем же нефтетрейдерам? Остается только догадываться, но государство в лице правительства не вышло на рынок с интервенциями нефти и бензина. Посему и кризис останавливать было некому. Так что получите новую народную цену на бензин в 6 грн.
Справедливости ради стоит отметить и неблагоприятную котировку гривни, которую организовывает Нацбанк Украины. Мы почему-то постоянно привязываем курс к стремительно падающему доллару. Соответственно гривня падает вместе с американской валютой. Нужно правильно расставить акценты, это не столько растет евро, сколько падает доллар, а вместе с ним гривня. Вместе с гривней падает и покупательная способность украинцев и активнее дорожает бензин. Тот же российский рубль постоянно растет относительно гривни. Так что если бы гривню отпустили в свободное плавание, цены на бензин росли бы не так быстро. Получается двойной ценовой удар. И если гривня и дальше будет падать такими катастрофическими темпами, и мы не расширим собственную переработку нефти, то бензин вполне возможно доползет до 7 грн. за литр.